РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 22 июня 2017г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2089/17г. по исковому заявлению Ануфриева А. П., Ануфриевой В. И., Ануфриева И. А., Ануфриевой А. А., Ануфриева М. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары, Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании помещения не соответствующим требованиям действующего законодательства, обязании приобрести и передать жилое помещение по договору социального найма.
УСТАНОВИЛ:
Ануфриева В.И., Ануфриев А.П., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ануфриева И.А., Ануфриевой А.А., Ануфриева М.А. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Ануфриев А.П. вместе со свой семьей проживает в коммунальной квартире, где поживает несколько семей.
Семья Ануфриевых состоит из 5 человек и состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения первого заместителя главы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. № и внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении жилой площади в <адрес> вне очереди на состав семьи 5 человек, один из которых, Ануфриев И.А является ребенком инвалидом.
Согласно медицинскому заключению Самарского психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ. №, Ануфриев И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, занятой несколькими семьями.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара сообщил истцу о том, что жилое помещение истцу и его семье будет предоставлено в порядке очереди и наличия необходимой жилой площади.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ. предоставил жилое помещение на состав семьи один человек, однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, от которой Ануфриев А.П. отказался.
Ссылаясь на то, что предоставление жилья должно осуществляться с учетом проживания ребенка – инвалида и других членов семьи, истцы просили суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара приобрести и предоставить по договору социального найма незамедлительно с момента вступления решения в законную силу Ануфриеву А.П. на состав семьи 5 человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в <адрес> вне очереди по установленной норме, действующей на момент ДД.ММ.ГГГГ. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В процессе рассмотрения дела истцы требования неоднократно уточняли, с учетом последних уточнений просили суд признать предоставленную Ануфриеву И.А. однокомнатную квартиру общей площадью 30,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности, техническим нормам и правилам, обязать Департамент градостроительства городского округа Самара с момента вступления решения в законную силу незамедлительно приобрести жилое помещение площадью, превышающей норму предоставления на одного человека Ануфриеву И.А. изолированную квартиру не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в <адрес>, так как он страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, тяжелых форм хронических заболеваний, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. №, дающих права на дополнительную площадь, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предать приобретенное жилое помещение и предоставить по договору социального найма незамедлительно ребенку инвалиду Ануфриеву И.А.
В судебном заседании Ануфриев А.П., Ануфриева В.И. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара О.С., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения требований истца.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ануфриев А.П., Ануфриева В.И. и их несовершеннолетние дети – Ануфриев И.А., Ануфриева А.А., Ануфриев М.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Квартира является коммунальной.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ануфрив А.П. был включен в общий список очередности под № и в льготный список, как воспитанник детского дома, под №, составом семьи <данные изъяты> человек.
Из свидетельств о регистрации права собственности следует, что Ануфриев М.А. и Ануфриев А.П. являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> по <данные изъяты> долей каждый.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. №р признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях жена Ануфриева В.И., сын – Ануфриев М.А., дочь – Ануфриева А.А. Состав семьи Ануфриева А.П. указан <данные изъяты> человека.
Согласно медицинскому заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. Ануфриев И.А. имеет заболевание, которое относится к п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378. Данное заболевание относиться к п. 2 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № Ануфриев И.А. был признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Состав семьи Ануфриева А.П. указан 5 человек.
Ануфриев И.А., Ануфриева А.А., Ануфриев М.А., Ануфриева В.И., являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что Ануфриеву И.А. было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается смотровым уведомлением.
Ануфриев А.П. от указанного помещения отказался, указав, что данное помещение не отвечает требованиям действующего законодательства.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 7) объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно п. 12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Инженерные системы (п. 13 Положения) (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Инженерные системы (п. 14 Положения) (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Из положений ст. 61 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ч. ч. 2, 3 ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения и иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Таким образом, по договору социального найма предоставляется пригодное для проживания жилое помещение, отвечающее установленным нормам и правилам.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако доказательств, в подтверждение своих требований о том, что предоставленное жилое помещение не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности, техническим нормам и правилам, истцами не представлено.
Суду не было заявлено каких-либо ходатайств о проведении судебной экспертизы на предмет определения соответствия предоставленной квартиры требованиям действующего законодательства.
Кроме того, истцы отказались от предложенного жилого помещения, в связи с чем, договор социального найма не был заключен, и права истцов нарушены не были.
Требования истцов о приобретении, передаче и предоставлении жилого помещения удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (часть 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2 - 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенным Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (пункт 1).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил перечисления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г N 551-О-О дал разъяснение, в которых указал, что согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 29.12.2004 г N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 01 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет после 01 января 2005 года приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что орган местного самоуправления при наличии оснований принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не только из муниципального, но и из государственного жилищного фонда, включая жилищный фонд Российской Федерации, а подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости лишь при предоставлений жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
В Определении разъяснено, что принятие на учет граждан является первым и необходимым условием последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам. Реализация конституционных прав инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный Правительством РФ Перечень, не исключает обязанность органа местного самоуправления принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
Судом установлено, что Ануфриев И.А. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, на основании Распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ. №.
Таким образом, Ануфриев И.А. должен быть обеспечен жилым помещением в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.
Ануфриев И.А. имеет право на предоставление жилого помещение на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, однако истцы просят обязать Департамент градостроительства городского округа Самара приобрести для Ануфриева И.А. жилое помещение не менее 35 кв.м. незамедлительно, передать приобретенное жилое помещение в Департамент управления имуществом городского округа Самара и предоставить данное жилое помещение Ануфриеву И.А. по договору социального найма – незамедлительно.
Истцы основывают свои требования в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При указанных обстоятельствах, учитывая, что право на обеспечение жилым помещением как инвалид имеет Ануфриев И.А., поставлен он на учет после ДД.ММ.ГГГГ., требования основаны на нормах ФЗ № N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требования истцов удовлетворению не подлежат.
Доводы Ануфриева А.П. о том, что он был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ Ануфриев И.А. был включен в состав его семьи, и соответственно постановка на учет была осуществлена до ДД.ММ.ГГГГ. суд не принимает во внимание.
Ануфриев И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ., и не может считаться состоящим на учете до ДД.ММ.ГГГГ т.е. до своего рождения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ануфриева А. П., Ануфриевой В. И., Ануфриева И. А., Ануфриевой А. А., Ануфриева М. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья