Дело № 2-1020/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года г. Щелково
Щелковский городской суд московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова ФИО5 к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского района Московской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, внесении записи в трудовую книжку, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Федоров А.В., уточнив требования, обратился в суд с данным иском. В обоснование указал, что он в соответствии с декабря 2012 года был избран председателем Совета депутатов г/п Монино, до истечения сроков полномочий Совета депутатов, и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, имеющем денежное содержание.
Решением Московского областного суда от 17.06.2015 года состав Совета депутатов городского поселения Монино сформированный на муниципальных выборах 04.12.2011 года и 14.10.2012 года признан неправомочным. Решение вступило в законную силу 02.09.2015 года. 13.09.2015 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Монино, 03.10.2015 председателем Совета депутатов г/п Монино избран ФИО4. Истец указал, что его заработная плата составляет 69704,2 рублей. Заработную плату он получал на банковскую карту. Также истец указал, что последний раз заработная плата ему была выплачена 03.07.2015 года, этой выплатой была закрыта по мнению истца задолженность по 17.06.2015 года. Начиная с 18.06.2015 года заработная плата ему не выплачивалась, в связи с чем он вынужден обратиться в суд. Задолженность по заработной плате с июня 2015 года по январь 2016 года с учетом компенсации за задержку выплат по заработной плате, среднемесячный заработок за несвоевременную выдачу трудовой книжки в общей сумме 506330 рублей 02 копейки (представил письменный расчет). Истец также ссылается на тот факт, что трудовая книжка была ему выдана без внесения в нее соответствующей записи о прекращении трудовых отношений, что также считает незаконным, просит обязать ответчика внести указанную запись. В связи с нарушением его трудовых прав также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, размер которого он оценивает в 200 000 рублей.
В судебном заседании истец Федоров А.В. исковые требования в их уточнении поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представители Совета депутатов городского поселения Монино, действующий на основании доверенности (копия в деле), просили в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях и дополнениях к ним. Просили также суд о применении последствия пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением указанного спора.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Федоров А.В. с 05.12.2012 года являлся председателем Совета депутатов г/п Монино, осуществлял трудовую деятельность в указанной должности на постоянной основе (л.д.14, 22, 23) до прекращения полномочий Совета депутатов городского поселения Монино.
Порядок начисления ему заработной платы и ее размер истец не оспаривал.
Решением Московского областного суда от 17.06.2015 года (л.д.47-54) признан неправомочным состав Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области, сформированный на муниципальных выборах 04 декабря 2011 года и 14 октября 2012 года. Решение суда подлежало немедленному исполнению. Вступило в законную силу 02.09.2015 года. С целью исполнения было направлено в Совет депутатов г/п Монино (л.д.46).
В связи с состоявшимся решением суда от 17.06.2015 года, а также в связи с тем, что истец Федоров А.В. находился в очередном отпуске до 26.06.2015 года, истец был 26 июня 2015 года уволен, полномочия председателя Совета депутатов г/п Монино тем самым были прекращены в соответствии ч. 17 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», основание для увольнения – решение суда от 17.06.2015 год (л.д.73).
Соглашениями от 31.12.2009 года и 11.01.2016 года определено взаимодействием между администрацией г/п Монино и Советом депутатов г/п Монино по организации бухгалтерского учета и отчетности документационного, кадрового и правого обеспечения, а также по вопросам организации и ведению делопроизводства и правового обеспечения (л.д.36-41).
17.06.2015 года в адрес истца было направлено уведомление о получении им трудовой книжки в связи с досрочным прекращением полномочий Председателя Совета депутатов г\п Монино.
Как следует из представленной в материалы дела копии книги учета движения трудовых книжек и записей в них, истец получил трудовую книжку 09.07.2015 года (л.д.59).
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила).
Согласно п. 27 Правил, в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.
Исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены. В случае утраты такого документа либо несоответствия его фактически выполнявшейся работе исправление сведений о работе производится на основании других документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке (п. 29 Правил).
При этом, суд из представленных пояснений и доказательств истца не усматривает, что с 09.07.2015 года, после получения трудовой книжки, истец обращался к ответчику за выплатой ему заработной платы, за требованием о незаконности его увольнения, внесения изменений либо записей в трудовую книжку, следовательно судом не установлено тем самым нарушений прав истца, в связи с чем требования о внесении записи в трудовую книжку удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в отсутствие такого обращения суд находит необоснованными доводы истца о нарушении его прав ответчиком несвоевременной выдачей трудовой книжки и внесения в нее записи, повлиявшими на новое трудоустройство истца.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ - Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исходя из изложенного, суд также приходит к выводу, что срок на обращение в суд с требованием о внесении записи в трудовую книжку также истцом пропущен, поскольку с момента получения им трудовой книжки 09.07.2015 года он мог знать о нарушении его прав, однако в суд обратился лишь 05.11.2015 года, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Уважительных причин пропуска судом не установлено и истцом не указано, до предъявления уточненного иска в суд, истец к ответчику о внесении записи об увольнении в его трудовую книжку также не обращался.
В соответствии с п. 8 ст. 5 Закона Московской области от 09.06.1997 г. N 28/97-ОЗ (ред. от 08.12.2006 г.) "О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области", принятого решением Мособлдумы от 21.05.1997 г. N 5/134, фонд оплаты труда на содержание органов местного самоуправления - денежные средства, планируемые в местном бюджете (отдельной строкой) как совокупность сумм денежного содержания лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы, работающих на платной основе в соответствии со штатным расписанием.
Согласно ст. 6 указанного выше закона субъекта РФ финансирование денежного содержания лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Расходы на денежное содержание выделяются отдельной строкой бюджетной классификации, входят в состав защищенных статей и устанавливаются нормативным правовым актом муниципального образования о местном бюджете.
Размер денежного содержания лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
Размеры денежного содержания являются основой для формирования фонда оплаты труда, планируемого на содержание органов местного самоуправления в составе минимального местного бюджета.
С учетом системного толкования указанных выше норм Закона Московской области "О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области" размер денежного содержания является основой при формировании фонда оплаты труда, планируемого на содержание органов местного самоуправления в составе минимального местного бюджета на соответствующий финансовый год.
Исходя из положений ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
На дату увольнения и получения истцом трудовой книжки все необходимые выплаты по заработной плате были истцу оплачены, что подтверждается платежными поручениями (л.д.60-71).
Переписка истца с вновь избранным председателем совета депутатов поселения и главой городского поселения о приеме документов не свидетельствуют о нарушении его трудовых прав, из нее усматривается лишь то, что истец просит принять документы совета депутатов в связи с досрочным прекращением полномочий, и иные средства.
Статьями 23, 24 "Устава городского поселения Монино (в новой редакции)" (принят решением Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района МО от 01.03.2006 N 106/31) предусмотрено, что Совет депутатов обладает правами юридического лица. Председатель Совета депутатов:
1) представляет Совет депутатов в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, с территориальным общественным самоуправлением, населением;
2) организует его работу в соответствии с Регламентом;
3) председательствует на заседаниях;
4) руководит подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Совета депутатов;
5) организует процесс подготовки и принятия правовых актов Совета депутатов;
6) подписывает протоколы заседания Совета депутатов;
7) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Совета депутатов;
8) является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете городского поселения Монино на содержание и обеспечение деятельности Совета депутатов;
9) издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов городского поселения Монино.
Анализ вышесказанного свидетельствует о том, что освобождение Федорова А.В. от должности председателя Совета депутатов относится к внутренним вопросам деятельности самого Совета.
Гражданский кодекс РФ, в частности ст.ст. 51, 53 указывают, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Председатель совета депутатов, исходя из анализа приведенных норм и Устава городского поселения Монино действует от имени и в интересах данного юридического лица, следовательно, обладает полномочиями по внесению записи в трудовую книжку, в том числе собственную, о прекращении трудовых отношений, однако, как он указывает, это сделано не было. При этом, из материалов дела установлено, что официальную печать Совета депутатов г/п Монино Федоров А.В. не сдал, она утеряна, в связи с чем вновь избранным председателем совета депутатов г/п Монино утвержден новый образец гербовой печати. Истцом самостоятельно запись в трудовую книжку не внесена, что свидетельствует о злоупотреблении им предоставленными ему правами и обязанностями, в частности работодателя по отношению к себе.
Ссылку истца на то, что данные отношения носят длящийся характер, суд находит несостоятельной, поскольку 09.07.2015 г. истец получил трудовую книжку и фактически прекратил работу.
Кроме того, суд считает обоснованным отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании с ответчика выплаты по заработной плате, компенсации за задержку ее выплаты, поскольку нарушений прав истца неустановленно, трудовая книжка выдана в установленный срок, 01.07.2015 года также составлялся акт об отказе в получении трудовой книжки истцом. На момент увольнения все причитающиеся выплаты истцу оплачены, оснований для начисления заработной платы после произведенного увольнения, т.е. начиная с июля 2015 года по настоящее время у ответчика не имелось. Размер выплаты, а также сам порядок увольнения истец не оспаривает. Кроме того, к данным правоотношениям также возможно применить последствия пропуска срока на обращение в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, которые влекут отказ истцу в иске.
Во взыскании с ответчика компенсации морального вреда, судом также считает возможным отказать, поскольку данное требование является производным от основных требований, а также истцом не представлено доказательств причинения ему физических и нравственных страданий ответчиком.
Направленное заявление от 16.10.15 года председателю Совета депутатов истцом уже после получения трудовой книжки не может свидетельствовать о нарушении его прав ответчиком, поскольку в иных представленных доказательствах, с учетом их совокупности судом не установлено нарушение трудовых прав истца, заявление подано уже после того как истец отказался получать трудовую книжку в связи с досрочным прекращением его полномочий и увольнением.
При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова ФИО6 к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, внесении записи в трудовую книжку, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Федеральный судья Разумовская Н.Г.