Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3049/2023 ~ М-1805/2023 от 17.04.2023

63RS0039-01-2023-001979-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 сентября 2023 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3049/2023 по административному исковому заявлению Ламзина Алексея Викторовича к Администрации г.о. Самара, Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара, межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара о признании незаконными заключения и распоряжения о признании дома аварийным, постановления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд,

установил:

Ламзин А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 102. Распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152, принятым на основании заключения межведомственной комиссии по Ленинскому району г.о. Самара от 09.12.2014 № 261 многоквартирный дом по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1 признан аварийным и подлежащим реконструкции. С данным распоряжением и заключением истец не согласен, считает их незаконными и нарушающими его права как собственника жилого помещения в указанном доме. Указывает, что специализированная организация к обследованию дома на предмет признания его аварийным не привлекалась, осмотр помещений не производился, соответственно, не учтено, что в 2015 году собственниками проведены ремонтные работы: восстановлена «коробка» дома, произведена замена лаг и полов, произведена замена стропильной системы и кровли полностью, произведена замена электропроводки, сантехники и системы отопления, восстановлены цокольный этаж – залиты полы, проведена электрика и отопление. По заказу истца экспертами АНО «Федеральный экспертно-криминалистический центр» проведено экспертное исследование от 03.04.2023, в соответствии с которым установлено, что жилой дом пригоден для проживания. Исследование показало, что конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, общий физический износ составляет 41%, что соответствует п. 10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, здание не является ветхим и аварийным.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 706 земельный участок ЗУ (159 кв.м), образованный в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 446-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р», занимаемый многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим реконструкции, находящийся по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1, подлежит изъятию для муниципальных нужд. Согласно пояснительной записке к указанному распоряжению на месте жилого дома по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры А планируется среднеэтажная жилая застройка со встроенно-пристроенными к жилым зданиям подземными гаражами. Между тем, жилой дом по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102 литеры А, Г, И, арка ворот являются объектом культурного наследия и не подлежат сносу.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными заключение межведомственной комиссии по Ленинскому району г.о. Самара от 09.12.2014 № 261 о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1, распоряжение первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, постановление Администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 706 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома.

Также истец просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления, ссылаясь на то, что об оспариваемых решениях ему стало известно только в рамках судебного процесса по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара об изъятии недвижимого имущества путем выкупа.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Виноградова М.В. требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители Администрации г.о. Самара, Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара, межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара, заинтересованных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самара, первого заместителя Главы г.о. Самара Василенко В.А., Главы г.о. Самара Лапушкиной Е.В., Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, заинтересованное лицо Алексеенко В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Администрацией Ленинского внутригородского района г.о. Самара представлен письменный отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении требований.

Администрацией г.о. Самара представлены письменные возражения, согласно которым просят в иске отказать.

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области представлен письменный отзыв, согласно которому разрешение требований оставлено на усмотрение суда.

Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, одновременно возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44).

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).

Пунктами 7, 42, 47, 49 Положения предусмотрено, что для принятия органом местного самоуправления решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу необходима совокупность последовательных процедур: обследование комиссией оценки соответствия помещений в многоквартирном доме установленным требованиям, составление акта обследования, составление заключения.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1, состоит из трех квартир.

Ламзин А.В. является собственником жилого помещения площадью 54,3 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, , что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.04.2023

По информации Департамента управления имуществом г.о. Самара жильцы остальных двух помещений расселены в 2022 году, Ламзин А.В. от предложенного переселения отказался.

Правообладателем квартиры № 3, расположенной в доме 102 по ул. Самарской г. Самары, является муниципальное образование городской округ Самара, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.05.2023.

По информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области здание, расположенное по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры А, Г, И, арка ворот является объектом культурного наследия регионального значения «Городская усадьба И.П. Маркова» на основании приказа управления от 24.09.2020 № 153.

Заключением межведомственной комиссией по Ленинскому району г.о. Самара от 09.12.2014 № 261, основанном на инженерно-техническом заключении по обследованию здания, выполненном ООО «ВолгаЭнергоСервис», принято решение о признании многоквартирного дома по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1 аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании указанного заключения издано распоряжение первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

Распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152 собственникам помещений установлен двухлетний срок для реконструкции дома.

В связи с тем, что в установленный срок работы по реконструкции дома собственниками не проведены, Администрацией г.о. Самара принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и жилых помещений в доме, о чем принято распоряжение от 30.09.2021 № 706.

Установлено, что в основу решения межведомственной комиссией о признании многоквартирного дома аварийным положено инженерно-техническое заключение, выполненное ООО «ВолгаЭнергоСервис» в 2014 году, согласно которому величина износа здания составляет 77%, состояние основных конструктивных элементов здания – аварийное, в целом здание имеет значительный физический износ и аварийное состояние. Повреждения вызваны отсутствием за период длительной эксплуатации (более 97 лет) плановых текущих и своевременных капитальных ремонтов. Данное здание относится к категории жилья, непригодного для проживания (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47) ввиду значительного морального и физического износа. Целесообразно признать здание аварийным.

По заказу административного истца экспертом АНО «Федеральный экспертно-криминалистический центр» проведено исследование жилого дома, по результатам которого установлено, что жилой дом пригоден для проживания. Проведенное исследование показало, что конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, общий физический износ составляет 41%, что соответствует п. 10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47. Здание не является ветхим и аварийным.

В целях определения технического состояния жилого дома, установления оснований для признания дома аварийным и возможности его реконструкции, судом по ходатайству административного истца назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Поволжский центр независимой экспертизы».

Согласно заключению эксперта № 1402 техническое состояние многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1, оценивается как ограниченно работоспособное состояние – категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Согласно произведенному расчету физического износа здание не является ветхим. В результате проведенного исследования не было зафиксировано ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Здание находится в состоянии, при котором оно не подлежит признанию аварийным.

Оснований не доверять заключению судебного эксперта не имеется. Заключение является мотивированным и четким, имеет научную и практическую основу, составлено специалистом, имеющим соответствующее образование, квалификацию и опыт работы, эксперт в предусмотренном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, указанное заключение основано на положениях, дающих возможность проверить достоверность сделанных выводов, оснований сомневаться в компетентности специалиста, проводившего экспертизу не имеется.

При таких обстоятельствах, поскольку экспертным путем подтверждено, что техническое состояние жилого дома не является аварийным, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными заключения межведомственной комиссии г.о. Самара по Ленинскому району от 09.12.2014 № 261 и принятого на основании этого заключения распоряжения первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Признание распоряжения первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции незаконным влечет за собой отмену основанного на данном распоряжении постановления Администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 706 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений.

Доводы представителя Администрации г.о. Самара о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением суд считает необоснованными, поскольку доказательств надлежащего уведомления собственников жилых помещений о заседании межведомственной комиссии и о принятии распоряжения о признании дома аварийным материалы дела не содержат. Кроме листа рассылки к распоряжению о признании дома аварийным иных доказательств направления этого документа не представлено. В связи с этим доводы административного истца о том, что об оспариваемых решениях ему стало известно только в рамках судебного процесса по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара об изъятии недвижимого имущества, заслуживают внимания, в связи с чем ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, оценивая представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ламзина Алексея Викторовича удовлетворить.

Признать незаконными: заключение межведомственной комиссии по Ленинскому району г.о. Самара от 09.12.2014 № 261 о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 102, литеры АА1, распоряжение первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 13.04.2015 № 1152 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции», постановление Администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 706 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья            (подпись)                    А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2023.

2а-3049/2023 ~ М-1805/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ламзин А.В.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара
Межведомственная комиссия по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
первый заместитель Главы г.о. Самара Василенко В.А.
Алексеенко В.В.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Глава г.о. Самара Лапушкина Е.В.
Виноградова М.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация административного искового заявления
18.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2023Предварительное судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
12.07.2023Производство по делу возобновлено
25.07.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее