УИД 78RS0011-01-2019-005327-63
Дело № 2-590/2020 14 мая 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Совхоз Ф.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании разработать и направить в компетентные органы план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции ...........,
у с т а н о в и л:
Псковский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об обязании разработать и направить в компетентные органы план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции ............
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожном вокзале расположенном на станции ..........., по результатам которой были выявлены нарушения Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», выразившееся в том, что результаты оценки уязвимости утверждены руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта 17.05.2018 года, но план транспортной безопасности не разработан. Данные нарушения не обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и возникновения чрезвычайных ситуаций на указанном объекте транспортной инфраструктуры, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе пассажиров. В связи с чем, Псковский транспортный прокурор просил обязать ОАО «Российское железные дороги» обеспечить разработку в установленном порядке и направление в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала на станции Дно Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает в виду распространения на территории Российской Федерации короновирусной инфекции (2019-n-CoV) в целях обеспечения безопасности, возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации короновирусной инфекции (2019-n-CoV).
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляло, представило в суд письменные объяснения, в которых требования прокурора поддержало, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Суд, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Псковской транспортной прокуратурой в соответствии с заданием Северо-Западной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожном вокзале на станции Дно. В ходе данной проверки было установлено объект транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал на станции Дно включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового номера №. Результаты оценки уязвимости утверждены руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта 17.05.2018 года.
В нарушение требований Федерального закона «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта: план обеспечения транспортной безопасности в установленные законом сроки не утвержден и иные нарушения.
В связи с выявленными нарушениями транспортным прокурором в адрес ответчика 12.11.2018 было направлено Представление №23/1-4-2018 об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (л.д.10-18).
10.12.2018 года ответчиком был дан ответ на указанное представление, в котором ответчик согласился с выявленными нарушениями и указал, что в настоящее время ведется планомерная работа по их устранению (л.д.20-24).
Ответчиком в 2018 году был разработан План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Дно и 07.09.2018 года направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (л.д.27-29).
08.10.2018 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее – Росжелдор) было дано заключение об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в установленный сфере деятельности (л.д.30-33).
Доработанный с учетом устранения замечаний план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Дно на утверждение в Росжелдор на представлялся.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.
Подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 предусмотрено, что к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции.
Согласно пункта 1, пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности").
При этом согласно пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 2 указанной статьи к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 данного Постановления Правительства Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункта 9 пункта 5 Требований в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
В соответствии частями 3 и 4 статьи 6, части 3 статьи 5, части 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктам 5.3.14, 5.3.15, 5.13.2, 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта наделено полномочиями по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в установленной сфере деятельности, включению объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждению результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В отношении железнодорожного вокзала на станции Дно оценка уязвимости была проведена и ее результаты были утверждены 17.05.2014.
Ответчиком был разработан и направило письмом от 07.09.2018 года №ИСХ-4529/ОДПО на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Дно.
Данный план обеспечения транспортной безопасности не был утвержден Росжелдором, возвращен для устранения недостатков – приложена форма договора (проект) с ФГП ВО ЖДТ России без заполнения предусмотренных этой формой разделов (стороны договора, предмет договора, банковские реквизиты и т.д.); не отражены сведения о границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной безопасности; не представлены сведения о порядке допуска в зону транспортной безопасности (пропускной режим) о порядке передвижения в зоне транспортной безопасности (внутриобъектовый режим) в целях обеспечения транспортной безопасности); не отражены сведения о местах размещения отдельных помещений (или участков помещений на объекте транспортной инфраструктуры) для досмотра физических лиц и досмотра носителей (материальных носителей) сведений, составляющих государственную ...........; не определено количество этапов и сроки реализации Плана; не указаны должности работников субъекта транспортной инфраструктуры; приложенные организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, не согласованы с уполномоченными подразделениями; отсутствуют разделы, предусмотренные п.п.9 п.5 Требований; в состав приложений не включены образцы, акта о принятом решении по проведению дополнительного досмотра, акта досмотра материальных объектов досмотра, сопровождающегося их вскрытием, в отсутствии владельца, акта обнаружения, распознавания и (или) идентификации предметов и веществ, содержащих взрывчатые вещества, являющихся оружием или его составными частями, а также предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты, журналов учета таких актов; представлены пропуска, не соответствующие требованиям законодательства.
До настоящего времени, ответчиком данные нарушения не устранены, доработанный план на утверждение представлен в Росжелдор не был.
Учитывая, что ответчиком обязанность по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Дно в надлежащем виде с учетом положений утвержденных Требований и последующему представлению его на утверждение в компетентный орган не выполнена до настоящего времени, суд полагает необходимым обязать ответчика разработать данный План в надлежащей форме с учетом ранее указанных замечаний и представить его на утверждение в Росжелдор.
Суд не может согласиться с доводом ответчика о невозможности устранения замечания о необходимости представления копии действующего соглашения с подразделением транспортной безопасности в виду необходимости при заключении данного соглашения наличие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности.
Согласно подпункту 3 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности.
Таким образом, подразделение транспортной безопасности должно быть привлечено вне зависимости от того утвержден ли план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Суд считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев, учитывая, что ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием, со строго регламентированной деятельностью путем разработки и утверждения Инвестиционной программы и годовых бюджетов, а также необходимость при заключении договора со специализированными организациями на выполнение услуг соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц», а также сложившую в связи с распространением на территории Российской Федерации короновирусной инфекции (2019-n-CoV).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании пп.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Псковского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить разработку в установленном порядке и направление в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала на станции ........... в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлины в доход местного бюджета сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
...........