Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-4174/2015
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО2,
с участием помощника военного прокурора Еланского гарнизона ФИО3, представителя ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Стулева А.В., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Батяева К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Еланского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Еланского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указал, что военной прокуратурой Еланского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что до настоящего времени Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ в нарушение норм действующего законодательства не приняли мер по установке в жилых домах, специализированного жилищного фонда военных городков, ранее находившихся на балансе Еланской КЭЧ района, в том числе на объектах специализированного жилищного фонда п/о <адрес>, индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№<адрес> <адрес>. Кроме того, в <адрес> п/о <адрес> не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения, а также тепловой энергии. Указанное бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ противоречит требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного истец просил суд признать бездействие ответчиков, связанное с неустановлением индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№<адрес>, незаконным; признать бездействие ответчиков, связанное с неустановлением общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, незаконным; обязать ответчиков установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в №№<адрес>/о <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию; обязать ответчиков установить общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию.
В судебном заседании помощник военного прокурора Еланского гарнизона ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, в обоснование которых привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно указал, что просит возложить обязанность по установке счетчиков на двух ответчиков, поскольку жилой фонд находится именно на балансе ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ, уставом которого предусмотрена обязанность по формированию документов для принятия Министерством обороны РФ решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил. На ОАО «Славянка» обязанность по установке приборов учета не возложена, о чем свидетельствует заключенный договор по управлению специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ №№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на иск, указал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ОАО «Славянка», поскольку в договоре управления жилищным фондом от ДД.ММ.ГГГГ №№ ****** предусмотрена обязанность управляющей компании предоставлять коммунальные услуги, соблюдать контроль за предоставлением качества и количества услуг, данная формулировка предусматривает обязанность по установке приборов учета.
Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что с предъявленным иском не согласен, поскольку в заявленном прокурором иске отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушения либо угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Кроме того, указал, что прокурором не представлено доказательств, что собственником. На ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ уставом не возложена обязанность по обеспечению домов приборами учета. Обязанность по установке счетчиков возложена на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ОАО «Славянка» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрения дела в его отсутствие не заявлял.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, против чего участвующие в деле лица не возражали.
Заслушав представителей истца, ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что военной прокуратурой Еланского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что до настоящего времени ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ и Министерством обороны Российской Федерации в нарушение действующего законодательства не установлены индивидуальные приборы учеты холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№<адрес>/о <адрес>. Кроме того, в <адрес> п/о <адрес> не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения, а также тепловой энергии.
В соответствии с п.1 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской ФИО1, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находящиеся на балансе Еланской КЭЧ района, в том числе жилой фонд военного городка, расположенного по адресу: <адрес>, п/о Порошино, были переданы ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ, что подтверждается имеющимся в материалах дела передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно вышеупомянутого передаточного акта специализированный жилищный фонд п/о <адрес> передан ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ.
В соответствии с ст. 3 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации. Согласно ст. 19 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности: проводит инвентаризацию имущества Вооруженных Сил, формирует предложения по использованию имущества, ведет учет имущества, формирует документы для принятия Министерством обороны РФ решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил.
Как следует из положений ст. 11 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что полномочия собственника специализированного жилищного фонда п/о <адрес> осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу в силу определенных для него целей и задач и основных его видов деятельности, которые являются иными, чем эксплуатация и содержание жилого фонда, в связи с чем довод прокурора о том, что указанный ответчик бездействует, поскольку специализированный жилищный фонд п/о <адрес> передан ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ, не подтверждает обоснованности заявленных требований к данному ответчику.
Кроме того, в соответствии с Уставом ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ не несет ответственности по обязательствам учредителя, то есть Министерства обороны РФ, тогда как последнее, при недостаточности средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Также судом установлено, что ОАО «Славянка» на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации №№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации, осуществляет содержание и эксплуатацию специализированного жилищного фонда военных городков, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков, в том числе жилого <адрес>
В соответствии со ст.99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ни законом, ни договором не предусмотрена обязанность ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ обеспечить нанимателей приборами учета, либо оказывать иные коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ именно собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
На основании п. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 13 Федерального закона №№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 ст.13 Федерального закона №№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №261-ФЗ) установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг возложена обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В силу пунктов 80 - 81 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В связи с изложенным, суд делает вывод о том, что обязанность по установлению индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№<адрес>, общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также теплоснабжения в <адрес>/о <адрес> и ввода в этих приборов учета в эксплуатацию, должна быть возложена на собственника жилого фонда – Министерство обороны Российской Федерации.
При этом доводы представителей ответчиков о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах должна быть возложена на управляющие организации, не могут быть приняты судом во внимание, так как они основаны на неверном толковании норм права.
Статьей 13 №261-ФЗ предусмотрено, что собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с Законом №261-ФЗ управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, которые обязаны произвести соответствующие мероприятия по установке приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию по согласованию с собственниками многоквартирных домов, однако закон не возлагает на указанные организации обязанность по финансированию данных мероприятий.
Как следует из п.п. 3.1.1., 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4 Договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации №№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилищном фонде военных городков, оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги нанимателям, от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями, предоставлять иные услуги Нанимателям.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу о том, что ответственным за несоблюдение обязанности по оснащению спорных жилых помещений в процессе их эксплуатации приборами учета используемых энергетических ресурсов несет Министерство обороны Российской Федерации, как представитель собственника. Управляющая организация действует лишь в силу закон и договорных отношений. По заключенному с ОАО «Славянка» договору среди предоставленных полномочий не предусмотрено обязанности по установке приборов учета, расходы по данному виду работ должен нести собственник (представитель собственника), который, в свою очередь, вправе уполномочить иное лицо, предоставив соответствующее обеспечение. Управляющая компания вправе установить необходимые приборы учета по требованию представителя собственника и выделении соответствующих средств, самостоятельные расходы по содержанию федерального имущества не несет. Доказательств соответствующих требований к ОАО «Славянка» и выборе способа финансирования в суд не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым установить ответчику - Министерству обороны Российской Федерации срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск военного прокурора Еланского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с неустановлением индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№1<адрес> незаконным.
Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с неустановлением общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, незаконным.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№<адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации установить общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении иска военного прокурора Еланского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, возложении на него обязанности по установлению общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии и индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№ <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья: Н.А. Бабкина