№ 12-47/2019
РЕШЕНИЕ
09 октября 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием законного представителя юридического лица Фадеевой Т.Э., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
при секретаре Кацаповой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица - главы администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края Дементьева А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
в отношении юридического лица - администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица глава администрации Лазурненского сельсовета Дементьев А.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и производство по нему прекратить, мотивируя требования тем, что с вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене. В нарушение требований действующего законодательства представитель администрации не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол был составлен в отсутствие надлежащего извещения представителя или защитника, допущенного к участию в деле, что, по мнению автора жалобы, является прямым нарушением законодательства. Также считает, что указанное процессуальное нарушение является существенным, поскольку привело к нарушению права на защиту, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Автор жалобы считает, что в ходе судебного разбирательства не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. В силу действующего законодательства, автомобильная дорога должна иметь своего владельца (балансодержателя). Судом не исследовался вопрос наличия права муниципальной собственности, лица привлекаемого к административной ответственности, на дорогу по <адрес>. Реализация полномочий муниципального образования в области обеспечения дорожного движения, возможна только в отношении тех дорог, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования и являются дорогами местного значения, реализация полномочий в отношении дорог находящихся в иной собственности, по мнению автора жалобы, будет противоречить действующему законодательству. Автор жалобы также считает, что при неустановлении собственника спорной дороги невозможно однозначно определить лицо, ответственное за её содержание. Привлечение к ответственности без представления и исследования правоустанавливающих документов нарушает презумпцию невиновности. Администрация неоднократно обращалась в финансовое управление администрации Козульского района с заявками о выделении денежных средств на проведение и ремонт стационарного электрического уличного освещения в <адрес>, однако в выделении денежных средств было отказано. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование проезжей части дорог, в том числе по <адрес>, где по <адрес> выявлены многочисленные выбоины и ледовый накат. В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № было с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно прекращено движение транспортных средств до устранения выявленных нарушений. Автор жалобы считает, что администрацией предпринимались все возможные меры для обеспечения безопасности дорожного движения, но ввиду отсутствия достаточного финансирования, устранить нарушения не представилось возможным, каких-либо умышленных действий, направленных на не обеспечение безопасности дорожного движения, со стороны администрации не установлено. В ходе производства по делу, вопрос о наличии осадков не исследовался. Автор жалобы считает, что на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, нельзя сделать вывод о доказанности вины администрации в о допущении нарушений требований п.8.1 ГОСТа Р50597-2017, а следовательно и в совершении вмененного правонарушения. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, каким образом государственным инспектором дорожного надзора было установлено отсутствие стационарного освещения по <адрес> в 08 час. 20 мин.
Представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Фадеева Т.Э., действующая на основании доверенности в судебном заседании доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям. Кроме того, пояснила, что дорога в <адрес> в муниципальной собственности не числится, но расположена в границах Лузерненского сельсовета.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Козульскому району Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, в порядке п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба подлежит рассмотрению в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п. 12 ст. 3 указанного закона, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а согласно п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Как установлено ст. 6 и ст. 7 вышеназванного Закона, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что требования стандартов в области безопасности дорожного движения, имеющие своей целью защиту жизни и здоровья граждан, подлежат обязательному применению.
В соответствии с п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильной дороги.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ").
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
По смыслу п. 3,5 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями такие вопросы закреплены.
Согласно п. "б" ст. 1 Закона Красноярского края N 9-3724 от 15.10.2015 года "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 15 ст. 7 Устава Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приказом Гостехрегулирования от 23 октября 2017 года N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 20 минут обнаружено, что юридическим лицом - Администрацией Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края, ответственной за ремонт и содержание дорог в <адрес>, нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а именно: на ул. Трактовая, дом № 2- дом № 11 в нарушение требований п.п. 8.1, таб. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 имеется рыхлый снег на проезжей части дороги; в нарушение требований п. 5.2.4, таб. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части дороги имеет выбоины площадью более 2,1 м.кв., замер составил 90 м.кв.; в нарушение требований п. 4.6.1, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение; на <адрес> нарушение требований п.п. 8.1, таб. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 имеется рыхлый снег на проезжей части дороги; в нарушение требований п. 4.6.1, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение.
Факт несоблюдения юридическим лицом требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в <адрес>, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими правильную правовую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе: актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда с фототаблицей, рапортом госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Козульскому району ФИО7, протоколом № по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица.
Вывод мирового судьи о совершении Администрацией Лазурненского сельсовета административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, соответствует приведенным положениям закона, материалам дела об административном правонарушении и основан на совокупности исследованных судом доказательств, оценка которым дана судом по определенным ст. 26.11 КоАП РФ правилам оценки доказательств.
Доводы жалобы о том, что представитель юридического лица не был уведомлен надлежащим образом о дате и месте составления протокола, суд отклоняет, как необоснованный, поскольку материалами дела об административном правонарушении на л.д.5 с обратной стороны уведомления имеется подпись Дементьева А.С. о получении 19.04.2019г. уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что администрация Лазурненского сельсовета не является собственником дороги, расположенной в <адрес>, суд отклоняет как необоснованный, поскольку <адрес> относится к границам населенного пункта сельсовета.
Также, суд не принимает во внимание, доводы жалобы об отсутствии денежных средств на устранение выявленных нарушений,
Обращение в финансовое управление администрации Козульского района с целью выделения денежных средств на содержание указанных участков дорог, на что имеется ссылка в жалобе, не свидетельствует о принятии администрацией Лазурненского сельсовета всех возможных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, каким образом инспектором дорожного надзора было установлено отсутствие уличного освещения, суд отклоняет. Поскольку отсутствие стационарного электрического освещения на участке автодороги достоверно установлено актом выявления недостатков в содержании автомобильной дороги с прилагаемыми фотоматериалами. Оснований полагать, что указанный участок автодороги не проходит по территории населенного пункта, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу акта.
Действия Администрации Лазурненского сельсовета квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Оснований для изменения назначенного юридическому лицу наказания, не имеется, Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводов, которые могли бы стать основаниями для отмены или изменения постановления мирового судьи, в жалобе не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя юридического лица - главы администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано, опротестовано в порядке ст.30.13 КоАПРФ в кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья: Чижикова О.В.