РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2015 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
при секретаре Марукян Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-4475/15 по иску Администрации городского округа Сызрань к Межрайонному подразделению судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд иском к ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что <дата>. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № № *** возбужденного на основании решения Сызранского городского суда по гражданскому делу № *** по иску прокурора г.о. Сызрани в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от <дата> № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обеспечение детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к государственным полномочиям.
В соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Денежные средства, выделенные в 2014 году, освоены полностью. На выполнение вышеуказанных государственных полномочий субвенции в 2015 году в бюджет городского округа Сызрань не поступали. Администрацией городского округа Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация городского округа Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий. Кроме того, Администрация сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 20.03.2013г. № *** «Об определении уполномоченных органов Администрации городского округа Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Сызрань», уполномоченными органами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань. Процедура проведения торгов определена Федеральным законом № 44-ФЗ и составляет длительное время, что делает невозможным исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В настоящее время Комитетом ЖКХ Администрации городского округа Сызрань по итогам проведения электронного аукциона заключены с ООО «Гарантия» Муниципальные контракты на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в части включения в него жилых помещений для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области, на территории городского округа Сызрань. Срок исполнения обязательства по передаче жилых помещений в муниципальную собственность до 01.09.2015г., до <дата> и до <дата> года. Администрация городского округа Сызрань полагает, что в настоящее время имеет место существенное препятствие, не позволяющее исполнить решение суда в полном объеме, в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда, который формируется за счет средств вышестоящих бюджетов.
Поскольку порядок выделения денежных средств из областного бюджета установлен в нормативно-правовых актах, то он не может быть нарушен волеизъявлением органа местного самоуправления. Администрацией городского округа Сызрань были направлены письма в Министерство строительства Самарской области <дата>. № *** и Губернатору Самарской области <дата> № № ***, в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата>. № *** о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. На основании всего выше указанного полагают, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации городского округа Сызрань.
В судебном заседании представитель Администрации г.о.Сызрань ФИО4 заявленные требования поддержала, привела доводы, изложенные выше.
Представитель МО ФССП г.Сызрани ФИО5 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, в письменном отзыве против иска возражала по тем основаниями, что в соответствии с п. 1 ст. 105 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленным для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течении суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора. В соответствии со ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в случае не исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя в размере пяти тысяч рублей, с должника -организации - пятидесяти тысяч рублей. <дата>. судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производства на основании решения суда по гражданскому делу № *** <дата>. об обязанности Администрации г.о. Сызрань предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника. Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда, судебному приставу-исполнителю не поступало. В соответствии с нормами ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» <дата>. судебным приставом-исполнителем ФИО6 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному <дата>. В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не применяет меры для принудительного исполнения решения суда в случае, если исполнительное производство приостановлено судом (ст. 39 ФЗ-229). На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора решения суда о приостановлении исполнительного производства в адрес МРО СП г. Сызрани не поступало. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. С момента возбуждения исполнительного производства по настоящее время Администрация г.о. Сызрань не исполнила решение суда. В случае освобождения Администрации г.о. Сызрань от исполнительского сбора у судебного пристава- исполнителя будут отсутствовать меры принудительного исполнения решения суда в части привлечения должника к административной, а также уголовной ответственности за неисполнение решения суда. В связи с этим каких-либо оснований для освобождения Администрации г.о. Сызрань об освобождении от исполнительского сбора не имеется. На исполнении в Отделе судебных приставов № *** г. Сызрани и <адрес> имеются 140 исполнительных производств данной категории. Следовательно, то, что Администрация г.о. Сызрань заключила контракты на постройку 41 квартиры, является недостаточным. До настоящего времени судебному приставу-исполнителю неизвестно, кому именно будут распределены квартиры <дата>. В связи с этим, каких либо оснований для освобождения Администрации г.о. Сызрань об освобождении от исполнительского сбора не имеется.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, материалы гражданского дела № 2-4298/15, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от <дата>г. удовлетворены требования прокурора г.Сызрани, Администрация г.о.Сызрань Самарской области обязана предоставить ФИО1, <дата>р.. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от <дата>. данное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации г.о. Сызрань без удовлетворения.
<дата>. было возбуждено исполнительное производство в отношении должника - Администрации г.о. Сызрань.
Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда, судебному приставу-исполнителю не поступало.
<дата>. судебным приставом-исполнителем ФИО6 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.
В соответствии с п. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п.п. 6-7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности на нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным в неисполнении обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу ч. 2 данной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Конституционный Суд РФ в указанном выше Постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Принимая во внимание положения ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Между тем надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, последним суду представлено не было.
В обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора Администрация г.о.Сызрани ссылалось на то обстоятельство, что решение суда не исполнено в связи с не предоставлением бюджету муниципального образования из бюджета Самарской области необходимых субвенций.
Отсутствие финансирования само по себе нельзя расценивать как принятие Администрацией г.о. Сызрань всех мер для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства (ч. 7 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве, абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ), поэтому это обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии вины Администрации г.о. Сызрань в неисполнении решения суда о предоставлении жилого помещения и соответственно являться основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Потребность в денежных средствах и жилье должнику была заблаговременно известна, однако, требования исполнительного документа длительное время не исполняются. Доказательств совершения иных действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа в пользу взыскателя, должником суду не представлено.
Европейский суд по правам человека неоднократно высказывал позицию, в силу которой отсутствие бюджетного финансирования, достаточного для исполнения решения суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения и что органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неисполнения решения суда.
Обстоятельства, на которые ссылается должник, к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся. Недостаточность субвенций, предоставляемых Администрации г.о. Сызрань само по себе нельзя расценивать как принятие ею всех мер для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства.
Оценивая обоснованность заявленных исковых требований, суд полагает, что имущественное положение должника, как это прямо следует из положений ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", может являться основанием лишь для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты исполнительского сбора, основанием для освобождения от его уплаты может быть лишь отсутствие вины должника.
Направление Администрацией г.о.Сызрани писем в Министерство строительства Самарской области от <дата>. № *** и Губернатору Самарской области от <дата>. № № *** в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата>. № № ***, Губернатору Самарской области от <дата>. № *** о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, имели разовый характер без указания конкретного судебного решения и данных лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Ссылка Администрации г.о.Сызрани на факт заключения муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирных домов с последующей передачей для муниципальных нужд нескольких квартир в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не может свидетельствовать о наличии уважительных причин с которыми закон связывает невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок и поэтому не исключает виновность должника в неисполнения требований исполнительного документа и не может служить основанием освобождения его от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь частью 7 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, повлекших неисполнение требований исполнительного документа. Поскольку истец не представил доказательств наличия обстоятельств, находящихся вне его контроля, не ходатайствовал перед судебным приставом-исполнителем об отложении исполнительных действий и не поставил в известность последнего о мерах, предпринимаемых к исполнению исполнительного документа, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации городского округа Сызрань к Межрайонному отделу судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № *** – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2015г.
Судья: Левина С.А.