РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-561/2023 по иску Кожайкина В.Г. к Администрации муниципального района <адрес> и Администрации сельского поселения Береговой муниципального района <адрес> о признании ошибки в материалах инвентаризации и установлении границ земельного участка,
Установил:
Кожайкин В.Г. обратился в суд с указанным выше иском, в котором просил признать наличие ошибки в материалах инвентаризации земель <адрес> в части указания его владельцем земельного участка с инв. №, и установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1582 кв.м., в соответствии с подготовленной кадастровым инженером ФИО8 схемой расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что на основании постановления Администрации Старотукшумского сельского совета Шигонского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу на праве собственности принадлежит указанный выше земельный участок с кадастровым номером № с ориентировочной площадью 2660 кв.м. Местоположение границ земельного участка не установлено. Кадастровым инженером ФИО8 проведена горизонтальная съемка земельного участка с использованием геодезического метода определения координат и подготовлена схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой площадь участка составляет 1582 кв.м. Для подтверждения границ земельного участка кадастровым инженером было запрошено обобщенное землеустроительное дело инвентаризации земель Старотукшумской сельской администрации, инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым за истцом закреплен земельный участок с условным №. Однако при внесении координат земельного участка, полученных в результате проведения геодезической съемки, установлено наложение на земельные участки с условными №, № (собственники отсутствуют), то есть имеется ошибка в местоположении границ земельного участка в материалах инвентаризации. Кадастровым инженером было отказано в подготовке межевой план по уточнению границ земельного участка, так как за истцом числится чужой земельный участок.
В судебное заседание истец не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал.
Представители соответчиков Администрации муниципального района Шигонский и Администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский в суд не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, возражений на иск не представили.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Филиала ППК «Роскадастр» по <адрес>, а также третьи лица Шипотько В.Н. и кадастровый инженер Кузнецова О.О., извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд также не явились, не уведомив о причинах неявки, возражений на иск не представили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Как установлено судом, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с ориентировочной площадью 2660 кв.м., из категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства». Граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право собственности Кожайкина В.Г. на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Старотукшумского сельского совета Шигонского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Право собственности Кожайкина В.Г. на данный объект капитального строительства зарегистрировано на основании упомянутого выше постановления Администрации Старотукшумского сельского совета Шигонского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела, в том числе обобщенного землеустроительного дела инвентаризации земель <адрес>, изготовленного ЗАО «Геоэкотехм» в ДД.ММ.ГГГГ г., инвентарный №, находящегося в государственном фонде данных, и материалов инвентаризации земель с. Старый Тукшум, утвержденных постановлением Администрации Старотукшумского сельского совета Шигонского района от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что за истцом в собственность закреплен земельный участок с условным номером №, площадью по документам 900 кв.м., фактической площадью 2660 кв.м. Также в материалах ГФД содержится План земельного участка с условным номером №, содержащий каталог координат поворотных точек, позволяющий определить местоположение участка.
По материалам инвентаризации земель с. Старый Тукшум земельный участок с условным номером № является смежным с участком с условным номером №, который в свою очередь граничит с участком с условным номером №. Участки с условными номерами № по материалам ГФД ни за кем не закреплены.
Из материалов дела судом установлено, что в отношении спорного земельного участка кадастровым инженером ФИО8 проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлена схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержатся, в частности, его чертеж, установлены координаты характерных точек, определяющие его местоположение, а также подготовлен акт согласования местоположения его границ со смежными землепользователями.
Из письма кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в представленных истцом документах отсутствует информация о конфигурации границ земельного участка. для подтверждения границ земельного участка было получено обобщенное землеустроительное дело инвентаризации земель Старотукшумской сельской администрации, инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым за истцом закреплен земельный участок с условным №. Однако при внесении координат земельного участка, полученных в результате проведения геодезической съемки, установлено наложение координат земельного участка на земельные участки с условными номерами № (собственники отсутствуют), что свидетельствует о наличии ошибки в местоположении границ земельного участка в материалах инвентаризации. При проведении инвентаризации в результате ошибки земельный участок, принадлежащий Кожайкину В.Г., был разделен на 2 участка (с условными номерами №). При наложении координат уточняемого земельного участка на материалы инвентаризации установлено соответствие координат земельного участка истца с планами земельных участков с условными номерами №. Длина земельного участка также отличается от длины участка по материалам инвентаризации. При проведении инвентаризации земель длина земельного участка была определена ошибочно. В соответствии с ситуационном планом земельного участка из технического паспорта на жилой дом, инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляла 0,063 га, а длина участка составляла 30 м. В связи с наличием ошибки в местоположении границ земельного участка, принадлежащего Кожайкину В.Г., схема расположения земельного участка на КПТ подготовлена с учетом фактических границ, площадь земельного участка составила 1582 кв.м. На земельном участке отсутствуют столбы ЛЭП и газопровода. На участке расположен объект капитального строительства - жилой дом с кадастровым номером №. По данным ЕГРН часть земельного участка находится в охранной зоне ЛЭП, границы которой установлены. Согласование местоположения границ земельного участка с собственниками линии электропередач, проходящей рядом с уточняемым земельным участком, законодательством не предусмотрено. При этом собственник земельного участка уведомлен о наличии на земельном участке охранной зоны ЛЭП. По данным ЕГРН земельный участок находится в границе зон сильного подтопления территорий, прилегающих к зонам затопления <адрес> в границах с. Старый Тукшум муниципального района <адрес> и в водоохраннаой зоне <адрес> в пределах <адрес>. Земельный участок находится вне береговой полосы <адрес>. В соответствии с требованиям п. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации ширина береговой полосы составляет 20 м. Граница прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны <адрес> установлены. Минимальное расстояние от границы уточняемого участка до береговой линии составляет 68 м., что соответствует требованиям Водного кодекса Российской Федерации. Смежным земельным участком является участок с кадастровым номером № (принадлежит на праве собственности третьему лицу по делу Шипотько В.Н.), расположенный по адресу: <адрес>, границы которого установлены.
Указанное заключение кадастрового инженера соответствует установленным судом обстоятельствам и подтверждается представленными сторонами доказательствами.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский с иском согласилась и подтвердила, что земельные участки с условными номерами № (по материалам инвентаризации) на кадастровый учет не поставлены, иным лицам не предоставлялись; схема, составленная кадастровым инженером, соответствует фактическому расположению участка истца.
Судом установлено, что по материалам инвентаризации земель с. Старый Тукшум земельный участок с условным номером № закреплен за истцом ошибочно, а используемый им участок разделен на 2 участка с условными номерами №.
Таким образом, материалы инвентаризации земель в части указания истца правообладателем земельного участка с условным номером № содержат недостоверные, ошибочные сведения и нарушают права истца, поскольку препятствуют ему в уточнении границ земельного участка.
Данные обстоятельства никем по делу не оспариваются.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как предусмотрено ч. ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 данного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся, в частности, следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в частности, межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Статья 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает требования к межевому плану. Так, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Как установлено ч. 1 ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»), государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно ч. 1.1 ст. 43 упомянутого Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Как предусмотрено ч. 3 и ч. 4 ст. 61 данного Федерального закона, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В силу ст. ст. 26, 27 указанного Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, когда форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Соответствие фактического местоположения границ земельного участка координатам, отраженным в схеме расположения, составленной кадастровым инженером, подтверждается представленными истцом доказательствами, в том числе актом согласования местоположения границ земельного участка, и ничем не опровергнуто.
Чьи-либо права в результате установления местоположения границ земельного участка в соответствии с предлагаемыми координатами характерных точек не нарушаются.
Из экспертного заключения Филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проверке сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка, содержащихся в представленной схеме, пересечение с границами смежных земельных участков не выявлено.
Нахождение спорного участка в границах указанных выше охранных зон основанием для отказа в удовлетворении иска не является.
В связи с выявленными ошибками в материалах инвентаризации истец не имеет возможности установить местоположение границ участка во внесудебном порядке, путем составления межевого плана и направления его в орган кадастрового учета.
В силу ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кожайкина В.Г. (<данные изъяты>) удовлетворить.
Признать наличие ошибки в материалах инвентаризации земель <адрес>, утвержденных постановлением Администрации Старотукшумского сельского совета Шигонского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в части указания Кожайкина В.Г. владельцем земельного участка с условным номером №.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1582 кв.м., в соответствии с подготовленной кадастровым инженером ФИО8 схемой расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся неотъемлемой частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю. Полянский
Решение вынесено в окончательной форме 13.10.2023.
Судья А.Ю. Полянский