Копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2013 г. г.о.Самара
Кировский районный суд Самарской области г.о.Самара в составе:
председательствующего Бросовой Н.В.
при секретаре Копыловой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № городского округа Самара к Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выполнении организационно-хозяйственных мероприятий,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с иском в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № городского округа Самара к Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выполнении организационно-хозяйственных мероприятий. В обоснование своих требований указали, что в сентябре 2012г. ими были проведены проверки выполнения ранее выданных предписаний МБДОУ детского сада № г.о.Самара. В результате проведенных мероприятий по контролю (надзору) установлено, что имеются невыполненные пункты предписаний. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия основывается на Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41). Реализация этого конституционного права невозможна без обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определенного в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно, состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с вышеуказанным законом, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с п.2. ст.4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Устройство и содержание дошкольного образовательного учреждения должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». При проведении проверки в МБДОУ детском саду № г.о.Самара установлены нарушения требований действующих санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, а именно: не выполнены пункты предписания пункт № выполнен частично - не спилены деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания; пункт №для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки не оборудован теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Теневые навесы не оборудованы деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли из строительных материалов, безвредных для здоровья детей; пункт №не оборудована кладовая при физкультурном зале для хранения инвентаря; пункт №выполнен частично - не обеспечены помещения буфетных групп №,4,5,6,8,9 туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования. При проведении проверки в МБДОУ детском саду № г.о. Самара установлены нарушения требований действующих санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, а именно: не выполнены пункты предписания пункт №не ограждена территория участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений, пункт № не оборудованы санитарно - технические приборы (детские унитазы и раковины) в количестве и на высоте. Согласно Уставу МБДОУ детского сада № г.о. Самара учредителем в отношении образовательной деятельности является муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Администрация городского округа Самара. Согласно пункту 6.1.8 Устава Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с видами деятельности Бюджетного учреждения отнесенными ее Уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа Самара. Согласно п.6.1.9 Устава Учредитель рассматривает и одобряет предложения заведующего Бюджетного учреждения. Согласно п. 12.6 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Бюджетного учреждения являются: имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий, получаемые от Учредителя для выполнения муниципальных заданий и на иные цели. Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер и не устранены до настоящего времени. Фактическое бездействие должностного лица Администрации г.о. Самара в отношении своевременного финансирования МБДОУ детского сада № г.о. Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. Просят признать бездействие должностного лица Администрации городского округа Самара незаконным. Обязать Администрацию городского округа Самара принять меры по устранению нарушений требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в МБДОУ детском саду № г.о. Самара, провести организационно - хозяйственные мероприятия с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния данного учреждения в соответствие с санитарными требованиями, а именно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Юридическому лицу МБДОУ детскому саду № г.о.Самара при поступлении денежных средств: Обеспечить выполнение пунктов санитарных правил СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: спилить деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания, в соответствии с требованиями п.3.1; Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки оборудовать теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Теневые навесы оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли из строительных материалов, безвредных для здоровья детей, в соответствии с требованиями п.3.9; оборудовать кладовую при физкультурном зале для хранения инвентаря, в соответствии с требованиями п.5.1; обеспечить помещения буфетных групп №,4,5,6,8,9 туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, в соответствии с требованиями п.9.5; Оградить территорию участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений, в соответствии с требованиями п.3.1; Оборудовать санитарно - технические приборы (детские унитазы и раковины) в количестве и на высоте, в соответствии с требованиями п.п.6.18.1,6.18.2,6.18.3.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил свои требования, просил обязать Администрацию городского округа Самара устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (пунктов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде общеразвивающего вида № городского округа Самара, для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия финансирование и иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством), а именно: спилить деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания, в соответствии с требованиями п. 3.1; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки оборудовать теневой навес в соответствии с требованиями п. 3.9; оборудовать кладовую при физкультурном зале для хранения инвентаря б соответствии с требованиями п. 4.16; обеспечить помещения буфетных групп №,4,5,6,8,9 туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования в соответствии с требованиями п. 9.5; оградить территорию участка забором и полосой зеленых насаждений в соответствии с требованиями п. 3.1. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида детский са<адрес> городского округа Самара после поступления финансирования в полном объеме устранить нарушения пунктов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», а именно: спилить деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания, в соответствии с требованиями п. 3.1; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки оборудовать теневой навес в соответствии с требованиями п. 3.9; оборудовать кладовую при физкультурном зале для хранения инвентаря в соответствии с требованиями п. 4.16; обеспечить помещения буфетных групп №,4,5,6,8,9 туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования в соответствии с требованиями п. 9.5; оградить территорию участка забором и полосой зеленых насаждений в соответствии с требованиями п. 3.1.
В судебном заседании представители истца по доверенностям Кузнецова Е.И., Александрова Ю.И. требования уточненные поддержали, просили их удовлетворить, по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа Самары по доверенности Константинова М.С. исковые требования не признала, суду представила письменный отзыв, который поддержала. (л.д. 197-205)
Представитель ответчика МБДОУ детский са<адрес> заведующая Родионова Т.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что было предписание в 2011 году, указаны были более 20 нарушений. Они большинство нарушений исправили, остались те, которые требуют больше времени и денежных средств, в связи с чем им предоставлено время до 2014-2015 года на исправление нарушений и выданы новые предписания. Требования обеспечить помещения буфетных групп туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования и оградить территорию участка забором и полосой зеленых насаждений, они постараются исправить в течение 2013 года, а спилить деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки оборудовать теневой навес; оборудовать кладовую при физкультурном зале для хранения инвентаря для этого необходимы большие денежные средства, а также больше времени, поскольку для оборудования кладовой необходимо еще и сделать реконструкцию, получить разрешение, составить проект. Данные нарушения устранят в течение 2014 и 2015 годов, как указано в предписании, поскольку в случае вынесения удовлетворительного решения судом, они обязаны будут исполнить его раньше указанных сроков предписания, что технически невозможно. (л.д. 144-145, 164-165)
Представитель третьего лица Департамента образования Администрации городского округа Самары по доверенности Латыпова Н.М. считает требования необоснованными, просила в иске отказать, поддержав мнение Администрации городского округа Самары.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений... Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности…
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица отвечают за соблюдение требований санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара является самостоятельным юридическим лицом, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц и осуществляющим свою деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, в соответствии с уставом.
Соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является обязанностьюМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара» финансирование из средств бюджета городского округа Самара деятельности муниципальных учреждений осуществляется путем финансирования главного распорядителя из средств бюджета, согласно предъявляемым им заявкам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара.
В силу статьи 158 БК РФ полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также исполнению соответствующей части бюджета обладает главный распорядитель (в данном случае - Департамент образования Администрации городского округа Самара).
В соответствии с ч. 1 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ органами Управления Роспотребнадзора по <адрес> в ходе проведения надзорных мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения Санитарных правил в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара: не спилены деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания, в соответствии с требованиями п.3.1.; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки не оборудован теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Теневые навесы не оборудованы деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли из строительных материалов, безвредных для здоровья детей, в соответствии с требованиями п.3.9; не оборудована кладовая при физкультурном зале для хранения инвентаря, в соответствии с требованиями п.5.1; не обеспечены помещения буфетных групп №,4,5,6,8,9 туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, в соответствии с требованиями п.9.5 (л.д. 11-12) После проведенной проверкиМБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15)
Также ДД.ММ.ГГГГ органами Управления Роспотребнадзора по <адрес> в ходе проведения надзорных мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения Санитарных правил в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара: не ограждена территория участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений, в соответствии с требованиями п.3.1.; не оборудованы санитарно - технические приборы (детские унитазы и раковины) в количестве и на высоте, в соответствии с требованиями п.п.6.18.1,6.18.2,6.18.3 (л.д. 19-20) После проведенной проверкиМБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21)
Судом установлено, что ранее в ходе проверкиМБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара также были выявлены нарушения Санитарных правил в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара, о чем были выданы предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны нарушения из 22 пунктов и № от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны нарушения из 3 пунктов (л.д. 13-14, 22). На день подачи иска Управлением Роспотребнадзора по <адрес> по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ из 22 выявленных нарушений устранено 18 нарушений требований санитарных правил и норм, по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ из 3 нарушений устранено 1, также частично исполнены предписания в части - произведен спил деревьев; часть помещений буфетных групп обеспечена туалетными резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, остальные являются финансовоемкими и требуют определенного времени для их проведения.
Согласно Уставу учредителями МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара является муниципальное образование г.о. Самара. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация г.о.Самара. Согласно п.7.1 Устава учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности учреждения за счет средств бюджета городского округа Самара (л.д. 25-68).
Истцом заявлены требования обязать Администрацию городского округа Самара устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (пунктов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде общеразвивающего вида № городского округа Самара, для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия финансирование и иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством), а именно: спилить деревья, высаженные на расстоянии ближе 15 метров от здания, в соответствии с требованиями п. 3.1; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки оборудовать теневой навес в соответствии с требованиями п. 3.9; оборудовать кладовую при физкультурном зале для хранения инвентаря б соответствии с требованиями п. 4.16; обеспечить помещения буфетных групп №, 4, 5, 6, 8, 9 туалетных резервными источниками горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования в соответствии с требованиями п. 9.5; оградить территорию участка забором и полосой зеленых насаждений в соответствии с требованиями п. 3.1.
Также заявлены требования об обязании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида детский са<адрес> городского округа Самара после поступления финансирования в полном объеме устранить нарушения пунктов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», то есть об обязании произвести определенные действия при поступлении денежных средств, что является не конкретизированным, содержат условие исполнения требования в зависимости от получения ответчиком денежных средств.
Указанные нарушения указаны в предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ №, где указан срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), и от ДД.ММ.ГГГГ № срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
В силу закона ответчики обязаны исполнить предписания, статья 19.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает в случае невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) наказание.
Как видно предписания выданные в 2011 году в большей части исполнены, не исполнены в той части, где требуется больше времени на исполнение и больших денежных затрат. В предписаниях указаны сроки исполнения 2014 и 2015 годы, которые не истекли, в связи с чем суд считает требования заявлены преждевременно.
Суду предоставлены письма МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара, адресованные в Департамент образования с просьбой выделения денежных средств, и ответы, где указано, что их вопросы будут рассмотрены и выделены денежные средства. (л.д. 146-159, 166-175)
Представлен план финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год, лимиты бюджетных обязательств, сметы расходов и доходов, где видно, что денежные средства предоставляются ответчику МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара, и на них ответчик будет устранять нарушения, к тому же ответчик согласен их устранить, но в сроки указанные в предписаниях. (л.д. 213-229)
Постановлениями мирового судьи участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара предпринимались все зависящие от него меры для устранения выявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.(л.д. 160-161, 162-163)
Таким образом, ответчиком МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара были предприняты все необходимые меры по получению дополнительных денежных средств от главного распорядителя бюджета с целью исполнения предписаний.
При таких обстоятельствах суд не усматривает бездействия ответчиков, поскольку частично предписания Управления Роспотребнадзора по устранению недостатков выполнены, устранение всех недостатков технически невозможно в настоящее время, поскольку необходимо больше времени и денежных средств, в предписаниях указаны сроки устранения нарушений 2014 и 2015 г.г.
Суд, исследовав все материалы дела, оценив доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, исследовав всесторонне, полно, объективно и непосредственно имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № городского округа Самара к Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № городского округа Самара об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выполнении организационно-хозяйственных мероприятий - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них.
Председательствующий подпись Н.В. Бросова
Мотивированное решение изготовлено 13.02.2013 года.
Решение вступило в законную силу
Копия верна
Судья
Секретарь