РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Самара «24» февраля 2014 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Макогон Л.А.,
при секретаре Бородиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-129/14 по иску Министерства обороны Российской Федерации к Осипову ИП, Осиповой СН, действующих и как законные представители несовершеннолетнего О, о признании решения о заключении договора социального найма и договора социального найма недействительными и возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально представитель МО РФ К, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с иском к Осипову И.П., Осиповой С.Н., О о признании решения начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора социального найма недействительным, признании договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>31, заключенного между начальником 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Осиповым И.П. недействительным, выселении Осипова И.П. и членов его семьи из квартиры № дома <адрес> и снятии с регистрационного учета по указанному адресу.
В качестве соответчика к участию в деле судом привлечено ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
В дальнейшем представитель МО РФ изменил заявленные требования и просит признать решение о предоставлении Осипову И.П. жилого помещения и договор социального найма жилого помещения недействительными и обязать Осипова И.П. и Осипову С.Н. возместить Министерству обороны РФ материальный ущерб в размере 670.940,60 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в лице начальника 1 отдела (<адрес>) КО принято решение о предоставлении военнослужащему Осипову И.П. и членам его семьи двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. На основании этого решения с Осиповым И.П. заключен договор социального найма жилого помещения. В дальнейшем в ходе проверки установлено, что Осипов И.П. был включен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения без признания его таковым в установленном порядке и без принятия решения уполномоченным органом о постановке его на учет. После заключения договора социального найма в ФГКУ «Центррегионжилье» поступили сведения, указывающие на злоупотребление Осиповым И.П. права на получение от Министерства обороны РФ жилого помещения. Супруга военнослужащего – Осипова С.Н., являлась собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации, в отношении которой ДД.ММ.ГГГГ совершила действия по отчуждению на основании договора дарения. На момент рассмотрения вопроса о предоставлении Осипову И.П. и членам его семьи жилого помещения военнослужащим предоставлены недостоверные сведения относительно наличия в собственности супруги ранее жилого помещения и заключения сделки по отчуждению имущества. Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 26.12.2012 за Осиповым И.П., Осиповой С.Н. и О признано право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № в доме <адрес>. Таким образом, возможность возврата имущества истцу ограничена наличием судебного решения. Затраты федерального бюджета на покупку указанной квартиры общей площадью 66,1 кв.м. составили 1.871.273,1 рубль (28.309,73 р. за 1 кв.м.). Осипову И.П. предоставлено жилое помещение с превышением нормы на 23,7 кв.м., в связи с чем государству причинен ущерб в размере 670.940,60 рублей. Просит иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ, а также представители ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, отделения УФМС по <адрес> не явились, предоставили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Т, действующая на основании доверенности (л.д. 68), в судебном заседании пояснила, что требования Министерства обороны РФ о признании решения о предоставлении Осипову И.П. и членам его семьи жилого помещения на основании договора социального найма и договора социального найма недействительными считает обоснованными, поскольку жилое помещение Осипову И.П. предоставлено с нарушением установленной процедуры признания его нуждающимся в получении жилого помещения и с превышением нормы предоставления. Кроме того, был нарушен принцип очередности предоставления жилья, закрепленный в ст. 57 ЖК РФ.
Представитель ответчиков Осиповых - Скороходов А.В., действующий на основании доверенности (л.д. 80), с иском не согласился. Суду пояснил, что при рассмотрении судом требований Осиповых о признании за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации ответчиком выступало Министерство обороны РФ, которое не оспаривало законность предоставления Осипову и членам его семьи указанного жилого помещения. Заявленные требования направлены на переоценку обстоятельств, установленных по ранее рассмотренному гражданскому делу по иску Осиповых к Министерству обороны РФ. Договор социального найма на квартиру № дома <адрес> утратил свою юридическую силу в связи с оформлением права собственности на указанное жилое помещение за Осиповыми. Осипова С.Н. не ухудшала свое положение заключением договора дарения принадлежащей ей доли в квартире по адресу: <адрес>, 41, поскольку указанным жилым помещением она не пользовалась с 2004 года после заключения брака с Осиповым. Наличие либо отсутствие жилого помещения у Осиповой С.Н. не могло повлиять на законность принятого решения о предоставлении Осипову И.П. жилого помещения на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в связи с увольнением его с военной службы. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск Министерства обороны РФ обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих», военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного ФЗ.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15.1 указанного ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим ФЗ в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом размер общей площади жилых помещений может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 ст. 15.1, но не более чем на 9 кв.м.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 15.02.2000 № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», утратившего силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1297, полномочия по распределению жилых помещений принадлежали жилищным комиссиям воинских частей.
На основании приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», вступившего в законную силу с 09.11.2010, приказа Министра обороны РФ № 1550 от 18.11.2010, приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455, вопросы признания военнослужащих – граждан РФ, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, подлежат рассмотрению структурным подразделением уполномоченного Министром обороны РФ органа, каковым на данный момент является Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2, 3 Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» специализированные организации Министерства обороны РФ осуществляют следующие функции:
- принимают заявления от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях;
- признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами и Инструкцией;
- снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 14 Правил и пунктом 10 Инструкции;
- принимают решения о предоставлении жилых помещений.
В соответствии с п.п. 1,3,7 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.0.2010 № 1280, для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются указанные в пункте 1 данного приказа документы.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 № 171 установлена учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах.
Из материалов дела следует, что Осипов И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ года. Досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения по нормам жилищного законодательства. С ДД.ММ.ГГГГ Осипов И.П. исключен из списков личного состава части (л.д. 18, 19, 92, 130).
На момент увольнения с военной службы Осипов И.П. и члены его семьи проживали в квартире № дома <адрес>, предоставленной ему на основании Договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-106).
Решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Осипову И.П. и членам его семьи: супруга Осипова СН, сын О, - предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 66,1 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 15). В тот же день с Осиповым И.П. заключен договор социального найма указанного жилого помещения № (л.д. 14).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Осипов И.П. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение (л.д. 129).
Осиповым И.П. за счет собственных средств была оплачена превышающая норму предоставления часть предоставленного жилого помещения в размере 3,1 кв.м. в сумме 91.295 рублей, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 119).
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 26.12.2012 за Осиповым И.П., Осиповой С.Н. и О признано право общей долевой собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 120). Право собственности на жилое помещение зарегистрировано за Осиповыми в установленном законом порядке (л.д. 121-123).
Осипов И.П., Осипова С.Н. и О проживают в указанном жилом помещении, зарегистрированы постоянно с 27.04.2012, на имя Осипова И.П. в ОАО «Славянка» Самарский филиал открыт финансово-лицевой счет по оплате коммунальных услуг (л.д. 132-133).
Супруга военнослужащего - Осипова С.Н. (до брака Брюхова), являлась собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 95,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается постановлением Главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче жилого дома, надворных построек и сооружений в порядке приватизации» (л.д. 124). На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Осипова С.Н. произвела отчуждение принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение в пользу своей матери, Б (л.д. 125).
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Осипов И.П. внесен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, без принятия решения о постановке его на учет и проверки сведений из регистрирующих органов о наличии собственности. Постановка на учет нуждающихся и заключение договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (при наличии поступивших из регистрирующих органов ДД.ММ.ГГГГ сведений о наличии сделки по отчуждению собственности в размере 95,1 кв.м.) произведены незаконно (л.д. 143-144). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиками не предоставлено суду доказательств обратного.
Доводы представителя ответчиков о том, что Осипова С.Н. после регистрации брака и убытия к месту службы супруга утратила право пользования данным жилым помещением, основаны на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении исковых требований Осиповых к МО РФ о признании за ними права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации оценка законности действий начальника ФГКУ «Центррегионжилье» 1 отдела по предоставлению Осиповым жилого помещения по договору социального найма не давалась, данный вопрос не являлся предметом рассмотрения, в связи с чем суд не может согласиться с доводами представителя ответчиков о переоценке обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу.
Согласно п. 13 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещения о распределении жилого помещения в тридцатидневный срок с даты его получения обязаны предоставить в уполномоченный орган пакет документов, подтверждающих право на получение жилого помещения, в том числе сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (приложение № к Инструкции).
ДД.ММ.ГГГГ Осиповым И.П. было выражено согласие с предоставленным ему на состав семьи три человека жилым помещением, распределенным согласно извещению № от 10.08.2012. Однако, заполняя сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности, Осипов не отразил информацию о наличии у его супруги ранее в собственности доли в жилом помещении. При этом, Осипов И.П. и члены его семьи расписались за достоверность и полноту сведений (л.д. 36-38).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Осипову И.П. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма было принято начальником 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» незаконно, без принятия в установленном законом порядке решения о признании его нуждающимся в жилом помещении, без истребования сведений из регистрирующих органов о ранее зарегистрированных правах военнослужащего и членов его семьи на жилые помещения.
Кроме того, обеспечение Осипова И.П. жилым помещением произведено с нарушением принципа очередности, установленного ст. 57 ч. 1 ЖК РФ и п. 11 Инструкции, что также является основанием для признания решения о предоставлении жилого помещения недействительным и нарушающим права иных лиц, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещении до него. Так, Осипов И.П. был включен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ДД.ММ.ГГГГ под № 95, а обеспечен жильем ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140-142).
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», разъясняется, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
При этом требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), признание незаконным решения о предоставлении Осипову И.П. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма влечет и признание недействительным заключенного на основании этого решения договора социального найма.
В силу ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В п. 27 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 и Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» разъясняется, что к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке на основании положения подпункта 1 статьи 1103 ГК РФ применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Принимая во внимание, что возможность возврата имущества в виде жилого помещения истцу ограничена в силу наличия судебного решения и зарегистрированного за Осиповыми права общей долевой собственности на жилое помещение, требование о выселении Осиповых из жилого помещения истцом не заявляется, права истца могут быть восстановлены путем возмещения стоимости имущества, передача которого состоялась по незаконной сделке.
Жилое помещение - квартира № в доме <адрес> была закуплена государственным заказчиком – Министерством обороны РФ по государственному контракту № от 02.03.2010, заключенному с ООО «Шард». Стоимость одного квадратного метра жилого помещения составила 28.309,73 рубля, затраты федерального бюджета на покупку указанной квартиры общей площадью 66,1 кв.м., составили 1.871.273,1 рубль, что подтверждается приложением к Государственному контракту, дополнительным соглашением № от 28.07.2010, актом приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 157-173).
Истцом заявлено требование о возложении на Осипова И.П. и Осипову С.Н. обязанности возместить Министерству обороны РФ материальный ущерб в размере 670.940,60 рублей исходя из обеспечения ответчиков жилым помещением с превышением установленных норм предоставления на 23,7 кв.м. с учетом обеспеченности Осиповой С.Н. ранее жилым помещением в размере 1\4 доли в квартире общей площадью 95,1 кв.м.
Однако, суд считает, что в результате незаконных действий ответчиков Министерству обороны РФ причинен ущерб в размере 506.040,30 рублей, поскольку Осипов И.П. имел право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма на себя и своего несовершеннолетнего сына, Осипова П.И., с учетом права на дополнительную площадь: 18х2+9=45 кв.м. Осипову И.П. предоставлено жилое помещение общей площадью 66,1 кв.м., то есть с превышением установленной нормы на 21,1 кв.м., стоимость которых составляет 28.309,73х21,1=597.335,3 рублей. Осиповым И.П. компенсированы затраты МО РФ за предоставление ему жилого помещения с превышением установленной нормы 3,1 кв.м. в размере 91.295 рублей. Таким образом, общий размер ущерба, причиненного Министерству обороны РФ, составляет 597.335,3-91.295=506.040,3 рублей, которые подлежат взысканию с ответчиков Осипова И.П. и Осиповой С.Н. в солидарном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Осипову ИП и совместно проживающим с ним членам его семьи жилого помещения по адресу: <адрес>, недействительным.
Признать договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Осиповым ИП на квартиру № дома <адрес>, недействительным.
Взыскать с Осипова ИП и Осиповой СН солидарно в пользу Министерства обороны Российской Федерации в счет возмещения материального ущерба 506.040 (пятьсот шесть тысяч сорок) рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «3» марта 2014 года.
Судья Л.А. Макогон
Копия верна: судья: секретарь:
: