Дело № 2-826/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 августа 2017 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.
при секретаре Яншиной А.В.,
с участием:
помощника Гайского межрайонного прокурора Сергеева В.К.,
представителя ответчика МБОУ «Ириклинская СОШ» Ивановой С.П., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации г. Гая Фоменко О.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ириклинская средняя общеобразовательная школа», администрации г.Гая Оренбургской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании и профилактике терроризма,
установил:
Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ириклинская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Ириклинская СОШ»), администрации г.Гая Оренбургской области о понуждении устранению нарушений действующего законодательства об образовании и профилактике терроризма. Требования заявлены по тем основаниям, что проведенной проверкой выявлены факты нарушений требований действующего законодательства о профилактике терроризма, выразившиеся в том, что здания и помещения образовательного учреждения не оборудованы системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением. Просит суд обязать ответчиков оборудовать всю территорию образовательное учреждение системой технического контроля, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Определением суда от 03 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен отдел образования администрации г. Гая Оренбургской области.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, указав, что надлежащими ответчиками является образовательное учреждение и его учредитель Муниципальное образование Гайский городской округ, иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил обязать ответчиков исполнить заявленные требования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчиков МБОУ «Ириклинская СОШ» Иванова С.П., Муниципального образования Гайский городской округ Фоменко О.И. признали исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица отдела образования администрации г.Гая Оренбургской области в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». В приложении «В» к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Совместным письмом Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» соответствующую подготовку предписано вести на основании типового перечня мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включены, в том числе, организация охраны, установка системы видеонаблюдения, установка тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД и ФСБ России.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом, эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы системы жизнеобеспечения).
Статьей 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно с подп. 6.1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Ириклинская СОШ» создано в соответствии с нормами действующего законодательства. Учредителем учреждения является муниципальное образование Гайский городской округ Оренбургской области.
Согласно справке о результатах проверки от 30 июня 2017 года в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Ириклинская СОШ», проводимой Гайской межрайонной прокуратурой 30 июня 2017 года, были выявлены нарушения действующего законодательства, заключающиеся в том, что здания и помещения образовательного учреждения не оборудованы системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.
Из имеющихся в материалах дела объяснений директора МБОУ «Ириклинская СОШ» Важениной О.В. от 29 июня 2017 года следует, что в настоящее время образовательное учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения, которую администрация учреждения планирует установить в текущем году.
Таким образом, непринятие мер со стороны руководства МБОУ «Ириклинская СОШ» к организации мероприятий, направленных на физическую защиту объекта образовательного учреждения, оборудовании последнего системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики по вопросу антитеррористической защищенности, не обеспечивает надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, а, следовательно, влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, его работников, иных лиц, пребывающих на территории образовательного учреждения.
Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
С учетом позиции прокурора относительно срока, необходимого для устранения выявленных нарушений законодательства, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда, предложенный прокурором.
Иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ириклинская средняя общеобразовательная школа» п. Ириклинский Гайского городского округа Оренбургской области и его учредителя муниципальное образование Гайский городской округ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания и помещения образовательного учреждения системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Карагодина
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2017 года.