Решение по делу № 2-826/2017 ~ М-763/2017 от 20.07.2017

Дело № 2-826/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 августа 2017 года                              город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.

при секретаре Яншиной А.В.,

с участием:

помощника Гайского межрайонного прокурора Сергеева В.К.,

представителя ответчика МБОУ «Ириклинская СОШ» Ивановой С.П., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика администрации г. Гая Фоменко О.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ириклинская средняя общеобразовательная школа», администрации г.Гая Оренбургской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании и профилактике терроризма,

установил:

Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ириклинская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Ириклинская СОШ»), администрации г.Гая Оренбургской области о понуждении устранению нарушений действующего законодательства об образовании и профилактике терроризма. Требования заявлены по тем основаниям, что проведенной проверкой выявлены факты нарушений требований действующего законодательства о профилактике терроризма, выразившиеся в том, что здания и помещения образовательного учреждения не оборудованы системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением. Просит суд обязать ответчиков оборудовать всю территорию образовательное учреждение системой технического контроля, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Определением суда от 03 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен отдел образования администрации г. Гая Оренбургской области.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, указав, что надлежащими ответчиками является образовательное учреждение и его учредитель Муниципальное образование Гайский городской округ, иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил обязать ответчиков исполнить заявленные требования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители ответчиков МБОУ «Ириклинская СОШ» Иванова С.П., Муниципального образования Гайский городской округ Фоменко О.И. признали исковые требования в полном объеме.

Представитель третьего лица отдела образования администрации г.Гая Оренбургской области в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». В приложении «В» к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Совместным письмом Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» соответствующую подготовку предписано вести на основании типового перечня мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включены, в том числе, организация охраны, установка системы видеонаблюдения, установка тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД и ФСБ России.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом, эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы системы жизнеобеспечения).

Статьей 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно с подп. 6.1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Ириклинская СОШ» создано в соответствии с нормами действующего законодательства. Учредителем учреждения является муниципальное образование Гайский городской округ Оренбургской области.

Согласно справке о результатах проверки от 30 июня 2017 года в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Ириклинская СОШ», проводимой Гайской межрайонной прокуратурой 30 июня 2017 года, были выявлены нарушения действующего законодательства, заключающиеся в том, что здания и помещения образовательного учреждения не оборудованы системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.

Из имеющихся в материалах дела объяснений директора МБОУ «Ириклинская СОШ» Важениной О.В. от 29 июня 2017 года следует, что в настоящее время образовательное учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения, которую администрация учреждения планирует установить в текущем году.

Таким образом, непринятие мер со стороны руководства МБОУ «Ириклинская СОШ» к организации мероприятий, направленных на физическую защиту объекта образовательного учреждения, оборудовании последнего системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики по вопросу антитеррористической защищенности, не обеспечивает надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, а, следовательно, влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, его работников, иных лиц, пребывающих на территории образовательного учреждения.

Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

С учетом позиции прокурора относительно срока, необходимого для устранения выявленных нарушений законодательства, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда, предложенный прокурором.

Иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ириклинская средняя общеобразовательная школа» п. Ириклинский Гайского городского округа Оренбургской области и его учредителя муниципальное образование Гайский городской округ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания и помещения образовательного учреждения системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                Е.Л. Карагодина

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2017 года.

2-826/2017 ~ М-763/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гайская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация г.Гая
отдел образования администрации г.Гая
МБОУ "Ириклинская СОШ"
Суд
Гайский городской суд Оренбургской области
Судья
Карагодина Елена Леонидовна
Дело на странице суда
gaysky--orb.sudrf.ru
20.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2017Передача материалов судье
24.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2017Судебное заседание
10.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2017Дело оформлено
09.10.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее