Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Мантуровский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Крук Л.П.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета агропромышленного комплекса <адрес> к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Комитет агропромышленного комплекса <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения, полученного из средств федерального и областного бюджетов в сумме 716299,0 рублей в виде субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, указав, что данная субсидия была получена в нарушение п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно которому право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдается в числе прочих условий, условие наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации.
ФИО2 в подтверждение наличия собственных и (или) заемных средств были представлены: договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 71200,00 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акт о приемке выполненных работ (форма КС- 2) от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 873599,00 рублей, согласно которым заказчиком и подрядчиком строительства индивидуального жилого дома по <адрес> <адрес> являлся ФИО2. Предъявленные ФИО2 справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 873599,00 рублей, согласно которым заказчиком и подрядчиком строительства индивидуального жилого дома по <адрес> <адрес> указан ФИО2, не являются надлежащими документами, подтверждающими наличие собственных и (или) заемных средств, перечень которых определен порядком и условиями подтверждения гражданином, проживающим в сельской местности, в том числе молодой семьей, наличия собственных и (или) заемных средств в размере в части стоимости строительства жилья, не
обеспеченной за счет средств социальной выплаты, утвержденными постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поэтому ФИО2 не имел права на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья и его действия, направленные на получение государственной поддержки, на строительство жилья, являются незаконными, в результате чего ФИО2 неосновательно обогатился за счет средств федерального и областного бюджета в виде субсидии на строительство жилья. В соответствии со статьями 168, 169 и 1102 ГК РФ, полученная им по ничтожной сделке сумма неосновательного обогащения в размере 716299,0 рублей подлежит взысканию в федеральный бюджет сумме 480787,0 рублей и областной бюджет в сумме 235512,0 рублей.
Представитель Комитета АПК <адрес> в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела без их участия. Исковые требования поддерживают в полном объеме и просят удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования АПК <адрес> не признал, пояснил, что он обращался с заявлением для включения его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Рассчитывая получить поддержку государства, он за счет собственных средств начал строительство жилого дома. С этой целью стал приобретать строительные материалы, составил проектно-сметную документацию. Он собрал все необходимые документы согласно перечню. Акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ были составлены ФИО4, ему объяснили, что без этих документов невозможно получить субсидию. Он был согласен на составление указанных документов, так как фактически работы, указанные в нем, были выполнены. Были приобретены необходимые строительные материалы, то есть им уже были затрачены личные средства в необходимом размере. Им предоставлялся договор займа на сумму 71200 рублей. Считает, что субсидия была выдана ему на законных основаниях, никаких незаконных действий, направленных на получение государственной социальной поддержки он не совершал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", одной их основных задач которой является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 858.
Согласно п. 3 Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при условии привлечения субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат. Причем граждане вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением: копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты; выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела видно, что ФИО2 со своей семьей постоянно проживает в селе <адрес>.
Решением жилищно-бытовой комиссии Мантуровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет в администрации Мантуровского сельсовета.
Таким образом, ФИО2 являлся лицом, постоянно проживающим в сельской местности и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию Мантуровского сельсовета с заявлением о включении его состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
В качестве одного из условий ФИО2 необходимо было подтвердить наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты, то есть 939701,0 рублей.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" утверждены Порядок и условия, в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов определяющие процедуру документального подтверждения гражданином, молодой семьей и молодым специалистом наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты.
В соответствии с п. п. 3 и 4 настоящего Порядка документальное подтверждение гражданином, молодой семьей и молодым специалистом наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения жилья, не обеспеченной за счет социальной выпла-
ты требуется при условии приобретения готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; создания объекта индивидуального жилищного строительства или пристройки жилого помещения к имеющемуся жилому дому, в том числе завершение ранее начатого строительства жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; приобретения жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую гражданин избрал для постоянного проживания.
Документами, подтверждающими наличие собственных и (или) заемных средств, являются: документ кредитора (заимодавца) о возможном получении кредита (займа) с указанием его размера; договоры купли-продажи строительных материалов, оборудования с приложением документов, подтверждающих произведенные по ним расчеты, договоры подряда, акты выполненных работ и документы, подтверждающие произведенные по ним расчеты; договор и выписка со счета кредитной организации о наличии средств на счетах гражданина, членов молодой семьи, молодого специалиста; справка о внесенной сумме платежа за жилое помещение и об оставшейся сумме платежа, необходимой для приобретения гражданином, молодой семьей, молодым специалистом права собственности на жилое помещение при участии их в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
Из договора займа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 по договору займа принял в собственность деньги от ФИО1 в сумме 71200 рублей сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком представлены суду товарные чеки, договора на приобретение стройматериалов и проведение строительных работ в период с мая 2009 года по июль 2009 года на сумму 355502 рубля.
Из представленной ответчиком сберегательной книжки на вклад в Мантуровском допофисе Щигровского ОСБ на имя ФИО2 на счете № на ДД.ММ.ГГГГ имелись средства в сумме 400112,16 рублей.
Согласно действующим Правилам, Типовому положению, Порядку и условиям ФИО2 вправе был использовать полученную от государства социальную выплату на создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности в пределах муниципального образования, которое он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома, что им и было сделано.
Из показаний в судебном заседании свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7 видно, что в 2008 году они осуществляли строительство дома ФИО2 в <адрес>, начиная с земляных работ, фундамента, возведения стен, крыши. За выполненную работу ФИО2 произвел с ними расчет по устной договоренности наличными деньгами в сумме 200000 рублей.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями, поскольку данные о какой-либо личной заинтересованности отсутствуют, их показания соответствуют другим доказательствам, имеющимся в деле.
При таких обстоятельствах суд считает, что в судебном заседании был подтвержден факт наличия у ФИО2 собственных (в том числе заемных) средств в размере части стоимости строительства (приобретения жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты.
Тот факт, что при оформлении документов, подтверждающих наличие указанных средств, был выбран способ составления справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), не может влиять на законность получения ответчиком субсидии из средств федерального бюджета для строительства жилья, поскольку эти документы были составлены для подтверждения наличия в его собственности на момент получения субсидии объекта незавершенного жилищного строительства, что допустимо.
Учитывая все обстоятельства дела, суд считает, что в данном случае недействительность сделки как гражданско-правовая санкция является неоправданной и явно несоразмерной характеру и последствиям допущенных при совершении сделки нарушений.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ неосновательное обогащение предполагает отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения или сбережения имущества. В данном случае фактический получатель денежных средств таким основанием обладает - это свидетельство № о предоставлении государственной поддержки на строительство жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ для ФИО2
Целевое использование предоставленной ФИО2 субсидии никем не оспаривается. В настоящее время строительство дома окончено, дом введен в эксплуатацию, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Чтобы констатировать неосновательное обогащение, необходимо отсутствие у лица оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение имущества. Такими основаниями могут быть договоры, сделки и иные предусмотренные статьей 8 ГК РФ основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Истцом не представлено суду каких-либо доказательств совершения ответчиком незаконных действий, направленных на получение субсидии, или злоупотребления правом в какой-либо форме.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Комитета агропромышленного комплекса <адрес> к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Мантуровский районный суд в течение десяти дней после вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Л.П. Крук