Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4086/2019 ~ М-3545/2019 от 08.08.2019

дело № 2-4086/2019

УИД: 50RS0036-01-2019-004588-06

    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» октября 2019 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.,

при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина Григория Владимировича, Фоминой Светланы Васильевны к ОАО «Объединенная дирекция ЖКХ» об обязании выполнить ремонтные работы,

установил:

Истцы Фомин Г.В. и Фомина С.В. обратились в суд к ОАО «Объединенная дирекция ЖКХ» с требованиями об обязании произвести за счет ответчика ремонтные работы по реконструкции всей системы теплоснабжения с прокладкой новых стояков и установкой циркуляционных стояков в квартирах, в жилом многоквартирном доме адресу: МО г. Пушкино ул. Горького д.1.

В обоснование иска указано, что истцы Фомины являются сособственниками <адрес> в <адрес> МО. В доме ранее не имелось централизованного горячего водоснабжения (далее – ГВС), в ванных комнатах квартир были установлены дровяные титаны для подогрева воды, которые служили также для обогрева этих помещений. После газификации в 1973-1974 годах дом был подключен к централизованной системе ГВС по тупиковой схеме внутренней системы ГВС (на разбор) без циркуляционных стояков (полотенцесушителей). Истцы полагают, что горячее водоснабжение в доме функционирует неправильно – в связи с отсутствием полотенцесушителей в санузлах круглогодично присутствует влажность и прохлада, появлению горячей воды предшествует длительный спуск воды, при этом в каждой квартире установлены приборы учета горячей и холодной воды и таким образом потребители оплачивают горячее водоснабжение, по сути, не получая его. Многочисленные обращения жителей дома в администрацию Пушкинского муниципального района Управление жилищно-коммунального хозяйства с просьбой установить полотенцесушители и организовать нормальное горячее водоснабжение им было сообщено, что установка полотенцесушителей в ванных комнатах квартир в запланированном кап.ремонте МКД не предусмотрены, поскольку требуют реконструкции всей системы теплоснабжения многоквартирного дома. Управлением ЖКХ представлен жителям многоквартирного дома локальный сметный расчет на монтаж полотенцесушителей в квартирах от системы ГВС с прокладкой новых стояков на жилом доме, общая стоимость составила 340 337,77 руб. с учетом стоимости самих полотенцесушителей. Истцы не согласны с действиями жилищных органов и Администрации, поскольку система теплоснабжения в данном многоквартирном доме изначально была проложена    с технологическими    нарушениями, соответственно, реконструкция теплоснабжения многоквартирного дома должна быть выполнены управляющей организацией, которая принимает от жителей дома ежемесячную оплату за ЖКУ.

В судебном заседании истец Фомин Г.В. все фактические обстоятельства, изложенные по иску, подтвердил, просил иск удовлетворить, при этом пояснил, что основной целью обращения в суд является разрешить вопрос об устройстве в их квартирах полотенцесушителей в ванных комнатах.

Истец Фомина С.В. в суд не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом в соответствии с положениями ст.113 ГПК РФ, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Парцова И.В. в ходе рассмотрения дела против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в иске отказать по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, поясняла, что истцы неоднократно обращались и к ним, и в различные инстанции с данным требованием, где им каждый раз давались разъяснения о том, что стоимость работ по реконструкции системы теплоснабжения многоквартирных домов не определена постановлением Правительства Московской области от 07.03.2014 № 142/7 «Об установлении предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области», в связи с чем выполнение данных работ в рамках реализации «Региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории МО, в 2014-2038» не возможна. На основании ч. 3 cт. 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, сформированная за счет данного превышения по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установка полотенцесушителей в ванных комнатах квартир данного МКД, построенного в 1958 году, проектом дома не предусмотрена. В настоящее время ОАО «ОД ЖКХ» заключила договор подряда по данному адресу для выполнения ряда строительных и монтажных работ. Так же был подготовлен локальный сметный расчет на монтаж полотенцесушителей в квартирах от системы ГВС с прокладкой новых стояков на жилой дом по адресу: МО <адрес>, сметная стоимость составила 340 338 руб. Этот расчет передан истцам для ознакомления. Но для его реализации (реконструкции системы ГВС) необходимо решение общего собрания собственников и дополнительное финансирование в специализированной организации. Однако истцы настаивают на выполнении ответчиком данных работ за счет последнего. Данная ситуация нашла отражение в переписке истцов с Министерством Жилищно-Коммунального хозяйства Московской области и Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которым условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: осуществление предоставления коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам; соответствие технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям и их готовность для предоставления коммунальных услуг. Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Как следует из содержания пунктов 1.1 и 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 этих же Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истцы Фомины являются сособственниками квартиры по адресу: Московская область, г.Пушкино, ул.Горького, д.1, кв.8 (далее – МКД №1).

Управление указанным МКД №1 осуществляет МУП «Объединенная дирекция ЖКХ» на основании договора управления многоквартирным домом от 05.05.2010 (л.д.30-40).

Сторонами не отрицается и подтверждено материалами дела, что МКД №1 является двух-этажным, 16-квартирным, дом был построен в 1958 году, в доме не имелось централизованного горячего водоснабжения, в ванных комнатах были установлены дровяные титаны для подогрева воды, которые служили также для обогрева этих помещений. После газификации в 1973-1974 МКД №1 был подключен к централизованной системе ГВС, применена тупиковая схема внутренней системы ГВС (на разбор) без циркуляционных стояков (полотенцесушителей) (л.д.14).

Истцы настаивают на обязании Управляющей компании выполнить все необходимые ремонтные работы по циркуляции горячей воды в доме и установке полотенцесушителей.

На неоднократные обращения истцов в Администрацию района Управлением жилищно-коммунального хозяйства им было разъяснено следующее (л.д.13, 14, 41, 47-52).

Капитальный ремонт многоквартирных домов проводится в рамках реализации региональной Программы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049. Включение в краткосрочные планы происходит на основании критериев очередности проведения работ: год постройки дома, физический износ элементов здания, ранее проведенные работы капитального характера, процент собираемости взносов на капитальный ремонт.

Капитальный ремонт МКД №1 запланирован следующим образом:

- на 2017- 2019 г.г. - ремонт крыши: замена стропильной системы, замена шиферного покрытия на металлочерепицу, ремонт чердачного помещения; ремонт фасада: устройство системы наружного водостока, замена окон и дверей в местах общего пользования;

- 2023-2025 г.г. - ремонт инженерных систем, подвального помещения, фундамента.

Так же в ответах Администрации указано, что в связи с тем, что проектом МКД №1 установка полотенцесушителей в ванных комнатах квартир не предусмотрена, для их установки требуется дополнительно проложить циркуляционную линию горячего водоснабжения, т.е. произвести реконструкцию системы ГВС с последующей установкой полотенцесушителей. Выполнение данных работ в рамках реализации «Региональной программы проведения капитального ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, в 2014-2038» не возможна, поскольку стоимость работ по реконструкции системы теплоснабжения многоквартирных домов не определена постановлением Правительства Московской области от 07.03.2014 №142/7 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (иди) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на територии Московской области».

При совместном обследовании системы ГВС был составлен предварительный локальный сметный расчет на проведение работ по реконструкцию системы ГВС с последующей установкой полотенцесушителей. Для реконструкции системы ГВС необходимо решение общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Пушкино, ул. Горького, д.1, финансирование и заказ проекта на данные виды работ в специализированной организации по правилам части 3 статьи 166 ЖК РФ. Соответствующее решение, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений должно быть направлено в орган местного самоуправления, на территории которого расположен многоквартирный дом.

Изложенное в ответах Администрации района основано на разъяснениях Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО, адресованных на имя главы администрации Пушкинского муниципального района МО (Письмо Министерства ЖКХ Московской области от 31.07.2018н. №11 Исх.-7839 - л.д.44-45).

26.06.2017 состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений МКД №1по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества. На повестку дня, помимо прочего, были внесены вопросы утверждения перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества, проводимого в рамках реализации региональной программы капитального ремонта, об утверждении стоимости работ по капитальному ремонту и сроков проведения этих работ, об определении источника финансирования работ по капитальному ремонту.

По итогам проведения собрания были приняты решения об объеме и сроках участия в Региональной программе проведения капитального ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, в 2014-2038 с учетом установленных постановлением Правительства Московской области от 07.03.2014 №142/7 размеров предельной стоимости услуг и (иди) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на територии Московской области (л.д.18-23).

Иных решений общим собранием собственников МКД №1 по рассматриваемому вопросу не принималось.

Как следует из представленных суду документов, на настоящий момент ОАО «Объединенная дирекция ЖКХ» с учетом состоявшегося 26.06.2017 решения общего собрания собственников МКД №1 заключен договор подряда выполнения следующих видов строительных и монтажных краткосрочных капитальных работ в многоквартирном доме по адресу: МО <адрес>: ремонт фасада, замена системы наружного водостока, ремонт крыши, замена стропильной системы, ремонт кровли из металлочерепицы, ремонт чердачного помещения по периметру с утеплением, замена оконных блоков в местах общего пользования, осуществление функций строительного контроля, разработка проектной документации и ее экспертиза (л.д.42-43).

Оценивая в свете доводов иска представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик надлежащим образом исполняет свои обязанности по предоставлению коммунальной услуги - обеспечение МКД №1 горячим водоснабжением при существующей системе внутридомовых сетях ГВС.

Частями 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлена ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации за качество предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома.

В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

На основании части 1.2 статьи 161 ЖК Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время применяется Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, который предусматривает общие (контрольно-восстановительные работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах. Реконструкция этих систем в данный перечень не входит.

При установленных по делу фактических обстоятельствах, изложенных выше, суд приходит к выводу, что ответчик с учетом уровня благоустройства данного МКД №1 (тупиковой схеме внутренней системы ГВС (на разбор) без циркуляционных стояков (полотенцесушителей)) объективно лишен возможности выполнить в квартире истцов мероприятия по установке полотенцесушителей без проведения реконструкции всей системы ГВС, порядок осуществления которой путем проведения капитального ремонта, в свою очередь, установлен положениями ЖК РФ, в силу которых ответчик не вправе самостоятельно производить капитальный ремонт инженерных сетей системы ГВС многоквартирного жилого дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома и соответствующего финансирования.

Как указано выше, сторонами не оспаривается, что именно отсутствие внутридомового циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения влечет застой теплоносителя и снижение температуры воды в местах водозабора.

Как указано выше, тупиковая схема внутренней системы ГВС (на разбор) без циркуляционных стояков (полотенцесушителей) была установлена в МКД №1 с 1974 года.

За все эти годы жители МКД №1 каких-либо мер, направленных на изменение (реконструкцию) системы ГВС не предпринимали.

ОАО «Объединенная дирекция ЖКХ» как управляющая организация в соответствии с нормами закона и условиями договора управления многоквартирным домом несет обязанность по выполнению работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. Капитальным же ремонтом является ремонт, в результате которого происходит существенное изменение или улучшение технических характеристик имущества, проведенный с целью восстановления ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей с проведением работ, направленных на сохранение целостности, назначения и стоимости объекта, требующих значительных затрат на восстановление существенных частей, элементов вещи в связи с их износом, поломкой или другими воздействиями внешних факторов.

Производство работ по установке в МКД №1 обратного циркуляционного трубопровода системы ГВС является капитальным ремонтом инженерных коммуникаций системы ГВС данного дома.

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Согласно ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется, в том числе, и на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе по собственной инициативе. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень работ по капитальному ремонту; смета расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта.

В ходе рассмотрения дела установлено, что данный МКД №1 включен в региональную Программу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049, капитальный ремонт дома с соответствующим финансированием запланирован в 2023-2025 г.г., в том числе ремонт инженерных систем, подвального помещения, фундамента.

Стоимость работ по выполнению капитального ремонта установлена постановлением Правительства Московской области от 07.03.2014 №142/7 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (иди) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на територии Московской области».

В связи с отсутствием в указанном постановлении стоимости работ по реконструкции системы ГВС с последующей установкой полотенцесушителей ответчиком был составлен предварительный локальный сметный расчет, определена стоимость работ в размере 340 338 руб.(л.д.53-55).

Решение общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> отношении выполнения указанного в сметном расчете объема работ капитального ремонта и его финансирования до настоящего времени не принято.

При изложенных обстоятельствах, вины управляющей организации в отсутствии внутридомового циркуляционного трубопровода в указанном доме не установлено, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности выполнить заявленные истцом работы суд не усматривает, в том числе и по тем основаниям, что в данной правовой ситуации решение суда не может подменять установленный положениями специального законодательства порядок проведения и финансирования капитального ремонта МКД.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Фомина Григория Владимировича, Фоминой Светланы Васильевны к ОАО «Объединенная дирекция ЖКХ» об обязании выполнить ремонтные работы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 07.11.2019.

Судья:

2-4086/2019 ~ М-3545/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фомин Григорий Владимирович
Фомина Светлана Васильевна
Ответчики
ОАО "Объединенная дирекция ЖКХ"
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Зимина Анжелика Евгеньевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
08.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2019Передача материалов судье
12.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2019Подготовка дела (собеседование)
09.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
07.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019Дело оформлено
19.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее