Гр. дело ...
УИД ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2021 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абалаковой М.П., при секретаре Галсановой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к АМО ГП «г. Закаменск», ООО «Закаменск ЖКХ» о понуждении устранить нарушения законодательства об организации теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд с иском, просит обязать администрацию МО ГП «г. Закаменск» принять меры по организации в границах поселения теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части надлежащего контроля за проведением ремонта тепловых сетей на участке ТК -1 до ТК -2 протяженностью 177 м. в срок до начала отопительного сезона ...; - обязать ООО «Закаменск ЖКХ» произвести ремонт тепловых сетей на участке ТК -1 до ТК -2 протяженностью 177 м. в срок до начала отопительного сезона ... г.г.
Требования мотивированы тем, что ... около 17 часов 55 минут допущена авария на участке магистрального трубопровода между тепловой камерой № 2 (ТК -2), расположенной по ... – ..., причиной которой явился резкий скачок подпитки холодной воды, приведшая к ее утечке, в результате износа трубы. Толщина трубы в месте прорыва составила около 3 мм, при изначальной толщине - 10мм, при нормативно допустимой - 8 мм.
В результате аварии произошла утечка воды на центральной котельной г. Закаменск, работа которой была приостановлена.
В ходе подготовки к отопительному сезону .... ООО «Закаменск ЖКХ» на данном участке ТК-1 до ТК-2 не провел шурфовой контроль, не выявил аварийно-опасный участок.
В результате аварийной ситуации остановлено теплоснабжение в 69 многоквартирных домах, 16 - социальных учреждениях (3школы, 4 детских сада 1- техникум, 3 поликлиники, 1 СРЦН, 1- пансионат для престарелых и инвалидов, 1-ЦДО, 1-ДК, 1- библиотека) были обеспечены некачественной услугой теплоснабжения и горячего водоснабжения. Количество населения, подпавшие под отключение тепла и горячей воды - 6593 чел., в том числе 2300 детей. Температура в квартирах жителей не соответствовала предъявляемым требованиям, жители вынуждены были использовать альтернативные источники обогрева (электронагреватели).
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Закаменск ЖКХ» допущена аварийная ситуация в следствие нарушения правил эксплуатации тепловых сетей, ненадлежащей подготовки к отопительному сезону, нарушение температурного режима в многоквартирных домах, что повлекло за собой нарушение конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также права ограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленных ст. 3 ЖК РФ.
Свидетель ...4 суду показал, что протяженность участка ТК-1 до ТК-2 ему неизвестно. Согласно приложению №3 плановые показатели деятельности концессионера 0,062 на ..., то есть один километр тепловых сетей в год ЖКХ должны осуществить 0,062 прекращения подачи. Данные показатели необходимо соотнести с общей протяженностью сетей города Закаменска. Подготовку к ремонту ЖКХ делает каждый год. На ремонт уходит очень большие финансовые затраты. В среднем выделяются 12000000-14000000 руб. в год на подготовку всего предприятия. Предприятие само производит финансирование. На ... республиканская служба по тарифам заложила 9000000 рублей на ремонт, а остальное финансирование предприятие производит собственными средствами. На ремонт всего участка уходит 18000000 рублей, а чтобы все предприятие подготовить к отопительному сезону 14000000 рублей. Предприятие не может сделать ремонт только этого участка тепловой сети.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Осипова А.Т. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика АМО ГП «г. Закаменск» по доверенности Хутакова А.Ц. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Просила отказать в удовлетворении требований ответчика о передаче полномочий в части ремонта тепловых сетей ТК -1 до ТК -2 протяженностью 177 м. в срок до начала отопительного сезона ...г.
Представитель ответчика ООО «Закаменск ЖКХ» по доверенности Дамбаева Л.С. исковые требования не признала, представила суду отзыв на иск. В котором, указала, что на протяжении с ... года предприятием принимаются все меры по улучшению состояния теплоснабжения г. Закаменск. В связи с тяжелым материальным положением предприятия замена и реконструкция участка тепловой сети от ТК 1 до ТК 2 невозможны. Полагает, что ремонт тепловых сетей на участке ТК 1 до ТК 2 должен провести собственник предприятия (АМО ГП «г. Закаменск»).
Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав исковое заявление и материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению жителям г. Закаменск осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО «Закаменск ЖКХ».
Между администрацией МО ГП «Город Закаменск» и ООО «Закаменск ЖКХ» заключено концессионное соглашение ... в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения в г. Закаменск, которые принадлежат МО ГП «г. Закаменск» на праве собственности.
Согласно данному концессионному соглашению, концессионер ООО «Закаменск ЖКХ» обязуется за своей счет создать имущество, состав и описание которого приведено в разделе II соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту МО ГП «Город Закаменск», и осуществлять деятельность по производству, передаче тепловой энергии, оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением (пункт 72 — 49 лет) права владения и пользования объектом соглашения, а также иным имуществом, описание которого приведено в разделе III, для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с Уставом ООО «Закаменск ЖКХ» основными видами хозяйственной деятельности общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро -, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Устава МО ГП «Город Закаменск» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ... около 17 часов 55 минут допущена авария на участке магистрального трубопровода между тепловой камерой № 2 «ТК -2) расположенной по ..., причиной которой явился резкий скачок подпитки холодной воды, приведшая к ее утечке, в результате износа трубы. Толщина трубы в месте прорыва составила около 3 мм, при изначальной толщине - 10мм, при нормативно допустимой - 8 мм. В результате аварии произошла утечка воды на центральной котельной г. Закаменск, работа которой была приостановлена. В ходе подготовки к отопительному сезону .... ООО «Закаменск ЖКХ» на данном участке ТК-1 до ТК-2 не провел шурфовой контроль, не выявил аварийно-опасный участок.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
Из ч. 2 ст. 20 названного закона следует, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет-муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей, части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании п.п. 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила) целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Из п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее правила № 170) следует, что контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 2.6.4 Правил № 170 план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
В соответствии с. 2.6.5 Правил № 170 к подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. №115 (далее Правила №115), руководитель организации обеспечивает:
содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил № 115, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требованиями промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов,
своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок,
поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
В соответствие с п. 2.5.1 правил № 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок.
Согласно п. 6.2.1. Правил №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Согласно п. 6.2.34 Правил № 115 для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети. Плановые шурфовки проводятся по ежегодно составляемому плану, утвержденному ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) тепловых сетей (техническим руководителем) организации. На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа.
В соответствие с п. 6.2.37 Правил № 115 при шурфовом контроле производится осмотр изоляции, трубопровода под изоляцией и строительных конструкций. При наличии заметных следов коррозии необходимо зачистить поверхность трубы и произвести замер толщины стенки трубопровода с помощью ультразвукового толщиномера или дефектоскопа.
При результатах измерений, вызывающих сомнения, и при выявлении утонения стенки на 10% и более необходимо произвести контрольные засверловки и определить фактическую толщину стенки.
При выявлении местного утонения стенки на 10% проектного (первоначального) значения эти участки подвергают повторному контролю в ремонтную кампанию следующего года.
Участки с утончением стенки трубопровода на 20% и более подлежат замене.
Согласно п. 6.2.63 Правил №115 ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.
Доказательств подтверждающих устранение всех выявленных нарушений требований законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства, ответчиками не представлено.
Таким образом, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ООО «Закаменск ЖКХ» допущена аварийная ситуация в следствие нарушения правил эксплуатации тепловых сетей, ненадлежащей подготовки к отопительному сезону, нарушение температурного режима в многоквартирных домах, что повлекло за собой нарушение конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также права на предоставление коммунальных услуг.
Доказательств подтверждающих устранение всех выявленных нарушений требований законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства, ответчиками не представлено.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика, неосвобожденного от уплаты госпошлины, ООО «Закаменск ЖКХ» подлежит взысканию госпошлина в доход МО «Закаменский район» в размере 300 рублей по требованию неимущественного характера.
При определении подлежащей взысканию с ответчика суммы госпошлины, суд руководствуется размером госпошлины, установленной п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором заявлен иск с требованием неимущественного характера в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Закаменского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГП «г. Закаменск» принять меры по организации в границах поселения теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством РФ в части надлежащего контроля за поведением ремонта тепловых сетей на участке ТК -1 до ТК -2 протяженностью 177 м в срок до начала отопительного сезона ... г.г.
Обязать ООО «Закаменск ЖКХ» произвести ремонт тепловых сетей на участке ТК -1 до ТК -2 протяженностью 177 м в срок до начала отопительного сезона ... г.г.
Взыскать с ООО «Закаменск ЖКХ» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход МО «Закаменский район».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Закаменский районный суд РБ.
Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2021 года
Судья М.П. Абалакова