Дело № 2-254/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.Г.Волковой
при секретаре Г.М. Хуснутдиновой
с участием помощника прокурора г. Усинска РК С.М. Изъюрова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми 12 февраля 2015г. гражданское дело по исковым требованиям Прокурора г. Усинска РК в интересах Шариповой Н. П. к Администрации МО ГО «Усинск» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Усинска РК обратился в суд с иском в интересах Шариповой Н.П. к ответчику о возложении обязанности предоставить Шариповой Н.П. на состав семьи один человек, жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее ... кв.м. в г. Усинске Республики Коми.
В обоснование заявленного требования указывает, что Прокуратурой города Усинска на основании поступившего обращения Шариповой Н.П. о предоставлении жилого помещения проведена проверка, в результате которой установлено, что Шарипова Н.П. дд.мм.гггг. года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Шариповой Н.П. умерла дд.мм.гггг., отец лишен родительских прав решением Усинского городского суда РК от дд.мм.гггг.. Согласно постановлению главы администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № Шарипова Н.П. признана нуждающейся в государственной защите и направлена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сроком на 1 год, также за ней закреплено жилое помещение по адресу: .... Шарипова Н.П. в собственности жилых помещений не имеет, зарегистрирована по указанному адресу. Заключением Межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использованию помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг., ... признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления Главы Администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № Шарипова Н.П. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилое помещение из специализированного жилого фонда Шариповой Н.П. не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска РК С.М. Изъюров поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, приведенным в обоснование иска.
Истец Шарипова Н.П., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивает.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Усинск» с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, согласно которому на учете в администрации МО ГО «Усинск» состоит ... детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, Шарипова Н.П. состоит в очереди под номером 29. В соответствии с Законом РК от 08.12.2014 № 145-РЗ «О республиканском бюджете РК на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» размер субвенций бюджету МО ГО «Усинск» для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений в ... году составляет ... руб. В связи с указанной очередностью и ограниченностью выделенных денежных средств, предоставить жилое помещение Шариповой Н.П. в настоящее время не представляется возможным. Кроме того, в соответствии с Решением Совета МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг.. № учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма установлена в размере ... кв.м., исходя из которой должно быть предоставлено жилое помещение Шариповой Н.П. в настоящее время с Шариповой Н.П. заключен договор № от дд.мм.гггг., в соответствии с которым ей предоставлено жилое помещение по адресу: ..., сроком на ... лет, также Шариповы являются участниками муниципальной программы «Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения МО ГО «Усинск» в 2014-2016 годах на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. №. в рамках указанной программы Шариповы будут переселены в новое жилье в 2015 году.
Представитель третьего лица Министерства Труда и социального развития РК - ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, указывает, что требования прокурора г. Усинска, действующего в интересах Шариповой Н.П. не подлежат удовлетворению постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № Шарипова Н.П. включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», заявленные требования могут рассматриваться толко как требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, что нарушает права иных граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и поставленных на учет ранее Шариповой Н.П. жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на основании решений органов местного самоуправления. Закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность органов власти, поэтому судам общей юрисдикции не предоставлено право принимать решения, обязывающие органы местного самоуправления принимать решения по предметам ведения этих органов.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Шарипова Н.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилое помещение по адресу: ... право пользования которым закреплено за Шариповой Н.П. постановлением главы администрации МО ГО «Усинск» № от дд.мм.гггг., заключением межведомственной комиссии от дд.мм.гггг. признано аварийным и подлежащим сносу.
На основании заявления Шариповой Н.П., постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № установлен факт невозможности проживания Шариповой Н.П. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ..., Шарипова Н.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда.
дд.мм.гггг. с Шариповой Н.П. заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением № согласно которому ей предоставлена для проживания комната по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. сроком на пять лет.
В соответствии с положениями пунктов 1,3,9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01.01.2013г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012г. № 104-РЗ государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 159-ФЗ (в ред. Закона N 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» (ред. от 17.12.2009) жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина.
С учетом Постановления Конституционного суда РК от 11.07.2011г., не подлежит применению Решение двенадцатой сессии второго созыва Совета города МО «Город Усинск» от 02.06.2005 года № 142, устанавливающее учетную норму площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в размере 15 квадратных метров.
Как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11 июля 2011 года «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-P3 «О наделении органов местного самоуправления Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04 июля 2006г. № 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна составить не менее 33 кв. м.
Условия предоставления жилых помещений не должны ухудшать положение граждан по сравнению с ранее установленными, иное противоречило бы положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
В судебном заседании установлено, что Шарипова Н.П. в установленном порядке поставлена в очередь на получение жилья, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», жилым помещением не обеспечена до настоящего времени, имеет право на получение жилья в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Шариповой Н.П. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Усинска РК в интересах Шариповой Н. П. к Администрации МО ГО «Усинск» о возложении обязанности предоставить жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» предоставить Шариповой Н. П. благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Усинский городской суд Республики Коми с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2015г.
Председательствующий -
С.Г. Волкова