ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2019 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Бучневой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-650/2019 по исковому заявлению службы государственного жилищного надзора Иркутской области к Князеву В.В., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Князева Н.В., о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилось служба государственного жилищного надзора Иркутской области к Князеву В.В., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Князева Н.В., о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.
В основание иска истец указал, что в службу государственного жилищного надзора Иркутской области обратился собственник <адрес обезличен> многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен>, с просьбой провести проверку по факту самовольного переустройства и перепланировки <адрес обезличен> в данном доме, принадлежащей на праве общей долевой собственности ответчику, его несовершеннолетнему сыну, в связи с чем истцом в целях реализации полномочий по жилищному надзору по факту самовольной перепланировки, переустройства жилого помещения назначено проведение осмотра жилого помещения на <Дата обезличена> <Дата обезличена>, уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> получено ответчиком лично.
<Дата обезличена> ответчиком не предоставлен ни доступ в квартиру, ни сведения об отсутствии проведенной перепланировки.
Неисполнение ответчиком законных требований о предоставлении доступа в жилое помещение в целях проведения проверки влечет нарушение прав заявителя, обратившегося к истцу на всестороннюю и объективную проверку, что может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью иных собственников многоквартирного дома.
В связи с чем истец просит суд возложить на Князева В.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Князева Н.В., обязанность предоставить специалистам службы государственного жилищного надзора Иркутской области для проведения внеплановой выездной проверки доступ в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.
Представитель истца в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом в соответствии со ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не явился, просит о проведении судебного разбирательства, в том числе в порядке заочного производства, в их отсутствие.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие представителя истца в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Ответчик Князев В.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Князева Н.В., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.ст.113, 117 ГПК РФ, ст.ст.20, 165.1 ГК РФ, п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, путем направления судебных повесток заказными письмами с уведомлениями о вручении, от получения которых ответчик (которому достоверно известно о судебном разбирательстве) уклонился, не явившись за судебными извещениями в организации почтовой связи, а также через своего представителя Татарникова М.А., лично извещенного о судебном заседании, что является надлежащим извещением ответчика, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В силу ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации основных принципов гражданского процесса – принципов состязательности и равноправия сторон.
Таким образом суд предпринял все необходимые меры для своевременного извещения ответчика о времени и месте судебного заседания. Однако, в нарушение ст.35 ГПК РФ, ответчик, которому известно о судебном разбирательстве, не получает почтовую корреспонденцию без уважительных причин.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, с учетом заявления представителя истца, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Корона» не явился, о дате, времени месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в их отсутствие не просил.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство по настоящему делу в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п.п.1, 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В судебном заседании из письменных доказательств установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, принадлежит на праве общей долевой собственности (в размере 1/2 доли каждому) Князеву В.В., несовершеннолетнему Князеву Н.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Распоряжением службы государственного жилищного надзора Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>фл назначено проведение проверки по обращению граждан по факту незаконного проведения перепланировки в жилом помещении, принадлежащем ответчику, в связи с чем Князеву В.В. направлено уведомление о проведении <Дата обезличена> осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для установления факта осуществления незаконной перепланировки.
Как следует из акта проверки от <Дата обезличена> доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, собственниками, получившими уведомление, не представлен.
Повторно истец <Дата обезличена> направил собственникам жилого помещения уведомление о проведении <Дата обезличена> осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для установления факта осуществления незаконной перепланировки, однако доступ в жилое помещение собственниками, получившими уведомление, вновь не представлен.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.п. 6, 17, 19 Правил пользования жилыми помещениями утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 №25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее - собственник) пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ.
В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан:
а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
б) обеспечивать сохранность жилого помещения;
в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
г) нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения;
д) своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4, 4.2 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан.
В соответствии с п. 7 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп, служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Поскольку в судебном заседании установлен факт обращения собственника <адрес обезличен> Овакимян Г.А. в данном многоквартирном доме с заявлением о проведении проверки по факту незаконных перепланировки, переустройства, объединении квартир в жилом помещении, принадлежащем Князеву В.В., Князеву Н.В., наличие полномочий у истца на проведение проверки по данному факту, отказа собственников квартиры в предоставлении доступа в жилое помещение представителя государственного органа для проведения осмотра жилого помещения, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Таким образом суд, учитывая требования ст.ст. 2, 25, 35 Конституции Российской Федерации, ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 17, 20, 25, 29, 30 ЖК РФ, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что собственники жилого помещения в отсутствие каких-либо законных оснований отказываются выполнить законные требования истца, в связи с чем в целях соблюдения баланса общественных и частных интересов, защиты и недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома исковые требования службы государственного жилищного надзора Иркутской области являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Суд, учитывая, что истец в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с настоящим иском в суд, приходит к выводу, что в соответствии с требованиями ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, ст.ст.61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования города Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования службы государственного жилищного надзора Иркутской области удовлетворить.
Возложить на Князева В.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Князева Н.В., обязанность предоставить специалистам службы государственного жилищного надзора Иркутской области для проведения внеплановой выездной проверки доступ в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: город Иркутск, улица <адрес обезличен>.
Взыскать с Князева В.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Иркутска в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: Латыпов Р.Р.