Дело № 2-875/2022 копия
УИД: 33RS0017-01-2022-001262-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года город Радужный
Владимирская область
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при помощнике судьи Шулятьевой Ю.Н.,
с участием
представителя истца – помощника Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах К,
истца В,
представителя ответчика ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах В к ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области», Департаменту здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов,
установил:
Владимирский прокурор по надзору за исполнением на особо режимных объектах обратился в суд с иском в интересах В к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области», в котором просит суд взыскать в солидарном порядке с Департамента здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» в пользу В в возмещение убытков 437 251,15 руб.
В обоснование иска Владимирский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах указал, что Владимирским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка по обращению В по вопросу обеспечения его лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача бесплатно. В ходе проверки установлено, что В имеет онкологическое заболевание - «<данные изъяты>). В протоколом заседания <данные изъяты> ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ NN в связи с имеющимся заболеванием назначено лечение лекарственными препаратами «<данные изъяты> 1 раз в 28 дней - пожизненно; «<данные изъяты> 1 раз в 28 дней, «<данные изъяты> 160 мг/сутки, до прогрессирования заболевания. В, являясь инвалидом, вправе получать назначенные лекарственные средства за счет бюджета Владимирской области. Между тем, В назначенными ему лекарственными препаратами своевременно и в полном объеме не обеспечивается. В целях безотлагательной необходимости продолжения лечения В был вынужден приобретать вышеуказанные лекарственные препараты за счет собственных средств, понеся расходы на общую сумму 437 251,15 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Медилон-Фармимэкс» и ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» (л.д. NN
В судебном заседании представитель истца помощник Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах К исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дал объяснения, аналогичные содержанию иска.
Истец В в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представителем ответчика ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» в суд представлены письменные возражения по существу иска (л.д. NN), согласно которым В проживает на территории обслуживания и прикреплен к ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» с конца октября 2021 года. Диагноз поставлен впервые в конце 2021 года, инвалидность установлена в конце декабря 2021 года.
По рекомендации ГКУЗ ВО «<данные изъяты> пациенту была рекомендована терапия препаратами «<данные изъяты> 3,75 в/м 1 раз в 28 дней пожизненно или «<данные изъяты> 3,6 п/к 1 раз в 28 дней пожизненно, или «<данные изъяты> 7,5 п/к 1 раз в 28 дней пожизненно; «<данные изъяты> 120 мг/сут 1 раз в 28 дней; <данные изъяты>» 160 мг/сутки, до прогрессирования заболевания.
После выписки пациент был на приеме у терапевта ДД.ММ.ГГГГ, ему выписаны рецепты на препараты «<данные изъяты>» на 56 дней. Таким образом, пациент был обеспечен препаратами до декабря 2021 года.
При дальнейших обращениях В также выписывались рецепты на вышеуказанные лекарственные препараты: 7 декабря 2021 года - «<данные изъяты>»; 29 декабря 2021 года - «<данные изъяты>»; 15 февраля 2022 года - «<данные изъяты>», «<данные изъяты> 15 марта 2022 года - «<данные изъяты>»; 26 апреля 2022 года - «<данные изъяты>»; 21 июня 2022 года - «<данные изъяты>»; 24 июня 2022 года - «<данные изъяты> 11 августа 2022 года - «<данные изъяты> 20 сентября 2022 года - <данные изъяты>».
Пациенту лекарственные средства назначались строго по медицинским показаниям, исходя из установленного диагноза и утвержденных перечней.
Закупка лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан производится централизовано ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области». Определение сводной потребности-заявки в лекарственных препаратах на основании заявок медицинских организаций осуществляется в рамках выделенных объемов финансирования из регионального или федерального бюджета на основании распоряжения Департамента здравоохранения РФ.
В соответствии с указанным распоряжением сводная заявка на 2022 год по учреждению была сформирована и направлена в адрес Департамента здравоохранения Владимирской области в июне-июле 2021 года.
В связи с тем, что пациент обратился в больницу в октябре 2021 года, его потребность в лекарственном препарате «<данные изъяты> не была учтена, препараты «<данные изъяты>» в заявках указаны. Таким образом <данные изъяты>» не вошел в заявочную компанию. Прямым указанием Департамента здравоохранения Владимирской области больнице было запрещено выписывать рецепты на лекарственные препараты, не вошедшие в заявочную компанию.
В марте 2022 года с целью обеспечения В необходимыми препаратами больницей в Департамент здравоохранения была направлена дополнительная заявка.
Закупка препарата «<данные изъяты>» производилась лишь в декабре 2021 года и в июне 2022 года.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» Т (л.д. NN) поддержала возражения и просила в удовлетворении исковых требований к ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» отказать.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. NN).
ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что на основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27 января 2021 года № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15 февраля 2012 года № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» Центр закупок с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. Учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными препаратами с 1 января 2021 года. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области. В соответствии с п.п. 1.5, 2.3, 2.4 Устава, Центр закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполняет обязанности по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и их дальнейшей поставки в ООО «Медилон-Фармимэкс», согласно утвержденной Департаментом здравоохранения Владимирской области потребности медицинских организаций области, перечню к закупке и в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области (л.д. NN
Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. NN).
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав истца, представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
Граждане, которым установлены онкологические заболевания, вправе получать лекарственные средства, которые отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
Согласно содержанию п. 4 указанного постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Следовательно, обязанность по обеспечению лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, возложена на органы исполнительной власти субъектов в лице уполномоченных органов.
Судом установлено, что В поставлен диагноз <данные изъяты>», установлена инвалидность <данные изъяты> до 1 января 2024 года. В наблюдается ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области». По заключению онкоконсилиума ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» от 19 октября 2021 года В назначен прием лекарственных препаратов «<данные изъяты>» 3,75 в/м 1 раз в 28 дней пожизненно или «<данные изъяты>» 3,6 п/к 1 раз в 28 дней пожизненно, или «<данные изъяты>» 7,5 п/к 1 раз в 28 дней пожизненно; «<данные изъяты>» 120 мг/сут 1 раз в 28 дней; «<данные изъяты> 160 мг/сутки, до прогрессирования заболевания (л.д. NN).
Однако, назначенными указанными лекарственными препаратами В своевременно и в полном объеме не обеспечивался (л.д. NN).
В выписывались рецепты на вышеуказанные лекарственные препараты: 26 октября 2021 года - «<данные изъяты>»; 7 декабря 2021 года - «<данные изъяты>»; 29 декабря 2021 года - «<данные изъяты>»; 15 февраля 2022 года - «<данные изъяты>»; 15 марта 2022 года - «<данные изъяты>»; 26 апреля 2022 года - «<данные изъяты>»; 21 июня 2022 года - «<данные изъяты>» (л.д. NN).
В связи с отсутствием в аптечной сети в достаточном количестве назначенных В препаратов, он в целях соблюдения схемы лечения, был вынужден их приобрести самостоятельно.
Так, В приобрел за счет собственных средств в общей сумме 437 251,15 руб. следующие препараты: 20 ноября 2021 года - «<данные изъяты>»), стоимостью 177 000,00 руб.; ДД.ММ.ГГГГ - «Золадекс» («Гозерелин»), стоимостью 4 391,30 руб., «<данные изъяты>»), стоимостью 22 106,00 руб.; 7 декабря 2021 года - «<данные изъяты>»), стоимостью 20 997,85 руб., «<данные изъяты>»), стоимостью 169 000,00 руб.; 21 мая 2022 года - «<данные изъяты>»), стоимостью 43 756,00 руб. (л.д. 14, 16, 25).
ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» сводная заявка на 2022 год была сформирована и направлена в Департамент здравоохранения в июне-июле 2021 года, препараты «<данные изъяты>» и <данные изъяты>» были включены в заявку, препарат «<данные изъяты>» в заявку не включен (л.д. NN).
Письмо Департамента здравоохранения Владимирской области № С31874-05-04 от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание на запрет медицинским учреждениям области выписывать рецепты на лекарственные препараты, не вошедшие в заявочную компанию (л.д. NN
В марта 2022 года ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области» с целью обеспечения В необходимыми препаратами была сформирована и направлена в Департамент здравоохранения заявка на препараты «<данные изъяты>» (л.д. NN).
По данным сайта Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» по заданию Департамента здравоохранения Владимирской области закупки препарата «<данные изъяты>» осуществлялись в декабре 2021 года, июне 2022 года.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 года № 43, Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
К полномочиям Департамента относится реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).
В соответствии с п.п. 12, 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных лечебным учреждением рецептов. Иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
Установленный В диагноз входит в состав групп заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем он вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения.
Однако, в период с ноября 2021 года по май 2022 года В не был своевременно обеспечен необходимым лекарственными средствами бесплатно (л.д. NN), в связи с чем был вынужден купить препараты за счет собственных средств.
Не обеспечение В назначенными ему лекарственными препаратами свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для принятия мер по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение В данными лекарственными препаратами.
Поскольку В за счет собственных средств приобретены необходимые ему для лечения лекарственные средства «<данные изъяты>», общей стоимостью 437 251,15 руб., которые он имеет право получить бесплатно, данная сумма подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Владимирской области. В этой связи суд не усматривает оснований для удовлетворения требований к ГБУЗ «Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░░░░░ ░░░░░ NN NN) ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 3308004571), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3327101468) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3327101468) ░ ░░░░░░ ░ (░░░░░░░ ░░░░░ NN NN) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 437 251,15 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 3308004571) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░.░░░░░░░░░)
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 5 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.