Дело №2-241/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2021 года г. Павлово.
Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Павлычевой С.В., при секретаре Ломакиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Федерального агентства лесного хозяйства к Долганову С.К. об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительным постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Павловский городской суд Нижегородской области с исковым заявлением об истребовании в пользу Российской Федерации из незаконного владения Долганова С.К. земельного участка с кадастровым номером № и о признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № и исключении из ЕГРН сведений о данных земельных участках.
В обоснование заявленных требований указано следующее: согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Долганов С.К. владеет на праве собственности:
- земельным участком: кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: разрешенное использование дл сельскохозяйственного производства площадь 125 000 кв.м., адрес: <адрес>, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ.;
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером № и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеют пересечение границ и частично расположены на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда кадастровый номер №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 6650000 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> правообладатель Российская Федерация, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от ДД.ММ.ГГГГ, данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово- картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда:
- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером № составила 71 544 кв.м. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;
Образованием спорного земельного участка были нарушены права Российской Федерации. Земельные участки с кадастровым номером № в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем подлежит возвращению в собственность Российской Федерации.
С учетом поданного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ просят истребовать в пользу Российской Федерации из незаконного владения Долганова С.К. земельный участок с кадастровым номером № в части наложения на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № площадью наложения 71544 кв.м., с учетом сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек), содержащихся в заключении филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от ДД.ММ.ГГГГ.
Исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ (координатах поворотных точек) земельного участка с кадастровым номером №.
Указать в решении суда, что оно является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Истец представитель Федерального агентства лесного хозяйства Дубов К.С., действующий на основании доверенности, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился; в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, на заявленных требованиях с учесом заявления, поданного в порядке ст. 39 ГПК РФ, настаивает в полном объеме.
Ответчик Долганов С.К., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Даньшина Т.В., действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Третьи лица, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, УФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ ФКП ФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области, Администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области, Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект", Кадастровый инженер К.А.Г., Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, ТУ Росимущество в Нижегородской области, Верхне Волжское бассейновое водное управление, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд учитывает, что по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд полагает, что нежелание сторон являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об уклонении от участия в состязательном процессе, и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию.
При таких обстоятельствах судья определил, в связи с неявкой в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших рассмотреть дело в их отсутствие, настоящее гражданское дело рассмотреть в порядке заочного производства в порядке п.1, п.2 ст.233 ГПК РФ.
Определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, оценив согласно ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему:
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Статья 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) – п.1 ст. 101 ЗК РФ.
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
На основании подпункта 2 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан либо юридических лиц земельных участок из состава земель лесного фонда.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категорией земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным Законом в ст. 4.6 ФЗ от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 ст. 7).
В часть 3 статьи 14 ФЗ от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (ст. 5 ФЗ от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 14 Закона №172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Ответчик полагает, что поскольку в течение трех месяцев истец не уведомил орган регистрации прав о выявленном нарушении, то принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Между тем, истец, обращаясь в суд с данным иском ДД.ММ.ГГГГ., привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, то есть в пределах трех месяцев с момента получения соответствующей информации.
Доказательств иного ответчиком не представлено, в связи с чем положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ, статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017г. №280-ФЗ не подлежат применению.
По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Единой государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостверяющих документах на земельные участки.
При этом данное право применятся в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. и если у уполномоченного органа отсутствуют сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства; принадлежит Долганову С.К.; дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Россельхознадзор Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл в ДД.ММ.ГГГГ. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № Управлением проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлено, что собственником земельного участка Долгановым С.К. не выполняются требования и обязательные мероприятия (агротехнические, агрохимические, фитосанитарные и т.п.), направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и сорными растениями, в результате чего земельный участок на всей площади 94097 кв..м зарос деревьями. По выявленным фактам в отношении гражданина Долганова С.К. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ., выдано предписание об устранении выявленного правонарушения, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000,00 рублей (т. 2 л.д. 68).
На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером № и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеют пересечение границ и частично расположены на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда кадастровый номер №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 6650000 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, правообладатель Российская Федерация, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от ДД.ММ.ГГГГ, данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово- картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда:
- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером № составила 71 544 кв.м. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;
Таким образом, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером № была произведена с нарушениями положений п. 4 ст. 11.2., п. 1 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана недействительной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства, следовательно, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № должны быть признаны недействительными и сведения о данном земельном участке в части области пересечения с землями лесного фонда согласно каталогам координат поворотных точек, указанных в Заключениях ФГБУ «Рослесинфорг», должны быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно заключению о пересечении границ земель лесного фонда с границами иных категорий спорный земельный участок с кадастровым номером № пересекает лесной участок в квартале № Тумботинского участкового лесничества Павловского районного лесничества.
Необходимо отметить, что согласно лесохозяйственному регламенту Павловского районного лесничества квартал № относится к запретным полосам, расположенных вдоль водных объектов.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, водоохранные зоны являются территориями со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов.
Согласно статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают с береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности в целях истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Также квартал № по целевому назначению относится к зеленым зонам лесопарки, к защитным полосам лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования федеральных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд имеет цель восстановления нарушенного права.
При этом, по смыслу вышеприведенных норм, реализация права на обращение в суд должна повлечь восстановление нарушенных прав заявителя, который должен доказать наличие защищаемого права или интереса.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125 ГКРФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Границы земель лесного фонда определяются по результатам проведения лесоустройства (статья 49 Основ лесного законодательства (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1, утратил силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ)), по итогам которого подготавливались планы лесных насаждений, содержащие сведения о данных границах.
В соответствии с ст. 74 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются: определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения; обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую; исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования; определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ; определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях; лесобиологические и другие обследования и изыскания; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.
Согласно ст. 77 Основ лесного законодательства Российской Федерации государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде. Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации в печати.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ"О государственном земельном кадастре"государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" нарушение прав смежных землепользователей при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, является основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы спорного земельного участка в установленном порядке не были согласованы с Истцом при постановке земельных участков на кадастровый учет.
Согласно пункту 6 статьи 47 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Ранее государственный кадастровый учет лесных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Таким образом, исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительным постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Долганову С.К. об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительным постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка, удовлетворить.
Истребовать в пользу Российской Федерации из незаконного владения Долганова С.К. земельный участок с кадастровым номером № в части наложения на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № площадью наложения 71544 кв.м., с учетом сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек), содержащихся в заключении филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительными постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № и исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке.
Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.В. Павлычева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: С.В. Павлычева