Дело № 2-3479/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2016 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомченковой Т.А. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Смоленской области о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм компенсации,
установил:
Фомченкова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – МЧС России), Главному управлению МЧС России по Смоленской области о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм компенсации. В обоснование иска Фомченкова Т.А. указала, что на основании судебных решений она, как инвалид <данные изъяты> группы в результате получения военной травмы, в настоящее время является получателем суммы в возмещение вреда здоровью в размере 7 580 рублей 64 копейки. Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 125-ФЗ в ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми размер причитающейся ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 04 мая 2016 года (даты публикации Федерального закона от 01 мая 2016 года № 125-ФЗ) составляет 16 875 рублей. Ответчики необоснованно уклоняются от перерасчета компенсации в возмещение вреда здоровью, ссылаясь на имеющиеся судебные акты, которыми ей установлен иной размер выплаты.
Фомченкова Т.А. просила обязать ответчиков произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 05 мая 2016 года; установить ей с 01 августа 2016 года размер выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 16 875 рублей 00 копеек с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать с МЧС России в ее пользу задолженность по выплате компенсации за период с 05 мая 2016 года по 31 июля 2016 года в размере 26 683 рубля 80 копеек.
Истец Фомченкова Т.А. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила взыскать в ее пользу сумму задолженности денежной компенсации за период с 12 мая по 31 июля 2016 года в сумме 24 285 рублей 26 копеек, установив с 01 августа 2016 года к выплате 16 875 рублей 00 копеек с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Представитель истца Седлецкий С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Главного управления МЧС России по Смоленской области Фомин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что реализация права истца на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, выплата которой была ранее установлена ему на основании судебного решения, должна быть осуществлена в порядке ч.3 ст.209 ГПК РФ путем предъявления иска об изменении размера и сроков ранее установленных платежей. В этом случае перерасчет платежей должен производится со дня принятия искового заявления к производству суда, то есть с 27 июля 2016 года.
Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 8 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» (в редакции, действующей до вступления в силу ФЗ от 30 декабря 2012 года № 283) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространялись гарантии социальной защиты, установленные для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, в том числе, положения Закона «О милиции», действовавшего до 1 марта 2011 года, впоследствии отдельных положений Федерального закона «О полиции», Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 805.
В настоящее время отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в первоначальной редакции) в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
В редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года № 197-ФЗ указанная выше норма устанавливала, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: 1) в отношении инвалида I группы - 1; 2) в отношении инвалида II группы - 0,5; 3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Федеральный закон от 01 мая 2016 года № 125-ФЗ, которым в ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ внесены указанные выше изменения, вступил в действие с 12 мая 2016 года.
Согласно части 6 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 года № 280, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2013 года, утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее - Правила).
Правила определяют порядок выплаты сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ежемесячной денежной компенсации в случае причинения им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Подпунктом «а» пункта 29 Правил предусмотрено, что для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику на рассмотрение комиссии по социальным выплатам представляются письменное заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, о выплате ежемесячной денежной компенсации на имя руководителя органа, учреждения, в котором гражданин Российской Федерации проходил службу, с приложением копии выписки из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
Судом установлено, что Фомченкова Т.А. проходила службу в органах внутренних дел, приказом УГПС УВД Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № была уволена со службы по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 42092-1 (по ограниченному состоянию здоровья). Фомченковой Т.А. с 11 апреля 2000 года была назначена пенсия по выслуге лет.
Фомченковой Т.А. 25 мая 2000 года впервые была установлена инвалидность <данные изъяты> группы с формулировкой «военная травма». С 01 апреля 2001 года истцу была установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие военной травмы, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы определено 80% утраты профессиональной трудоспособности, с 01 апреля 2005 года была установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие военной травмы бессрочно (л.д. 6). С 01 января 2001 года по настоящее время Фомченковой Т.А. назначена и выплачивается пенсия по инвалидности (л.д. 5 оборотная сторона).
С момента установления инвалидности вступившими в законную силу судебными постановлениями истцу ежегодно взыскивались ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, обязанность по возмещению вреда здоровью истца возложена на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий.
На основании апелляционного определения Промышленного районного суда г. Смоленска истцу с 01 марта 2012 года производится выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме 7 580 рублей 64 копейки.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 125-ФЗ в ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, Фомченкова Т.А. 19 мая 2016 года обратилась в МЧС России с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 0,5 размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий (л.д. 4).
В своем заявлении Фомченкова Т.А. указала на свое право на установление нового размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, нежели он был определен судебным решением.
Заявление Фомченковой Т.А. оставлено без удовлетворения, тем самым право истца на получение положенной ей ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью было нарушено.
Отказ уполномоченного органа нарушает конституционное право истца на получение предусмотренной законом меры социальной поддержки.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя ответчиков право Фомченковой Т.А. на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью не оспаривается при соблюдении судебного порядка установления этой выплаты.
Однако доводы представителя ответчиков о том, что обязательным условием для перерасчета истцу суммы ежемесячной денежной компенсации является соблюдение судебного порядка, уставленного ч.3 ст.209 ГПК РФ являются несостоятельными.
В силу части 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Согласно части 3 статьи 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.
Часть 3 ст. 209 ГПК РФ устанавливает правило исключительности относительно недопустимости возбуждения разбирательства и разрешения судом дела по вторично заявленному иску, тождественному с первоначальным, спор по которому разрешен вступившим в законную силу решением суда.
Названные нормы носят процессуальный характер и не регламентируют порядок и условия выплат периодических платежей, равно они не определяют материально- правовые последствия возникновения либо изменения правоотношений сторон.
В этой связи отказ в перерасчете ежемесячной денежной компенсации истцу ввиду несоблюдения судебной процедуры основан на неправильном применении нормы закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы представителя ответчика о сроках перерасчета суммы ежемесячной компенсации также являются несостоятельными. Обращение в суд с иском не порождает возникновение права на перерасчет денежной компенсации, на момент подачи иска истец правом требования перерасчета денежной компенсации уже не обладала.
Правоотношения между истцом и ответчиком по перерасчету денежной компенсации в возмещение вреда возникли на основании п.5 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая действует в новой редакции с 12 мая 2016 года.
При этом право на назначение в возмещение вреда здоровью возникает у сотрудника органов МЧС России со дня обращения с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.
Как следует из материалов дела, первичное заявление истца о перерасчете ей ежемесячной денежной компенсации, датированное 19 мая 2016 года, было адресовано в Главное управление МЧС России по Смоленской области.
В соответствии с п. 6 Правил осуществление ежемесячных денежных компенсаций уволенным сотрудникам возложено как на центральный аппарат МЧС России, так и территориальные органы
Реализация ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01 мая 2016 года №125-ФЗ) в отношении истца подлежит осуществлению Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом письменного обращения Фомченковой Т.А. с заявлением от 19 мая 2016 года в Главное управление МЧС России по Смоленской области в рамках внутриведомственного взаимодействия между этими государственными органами.
Государственная противопожарная служба МЧС РФ является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД РФ. На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, в ее состав включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия и организации.
Подразделение, в котором проходила службу Фомченкова Т.А., вышло из системы МВД РФ и включено в систему Государственной противопожарной службы МЧС РФ.
Первичное обращение истца 19 мая 2016 года в Главное управлению МЧС России по Смоленской области как территориальный орган, осуществляющий организацию работы по осуществлению выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, дает Фомченковой Т.А. право на перерасчет суммы денежной компенсации в возмещение вреда в установленном порядке.
Принимая во внимание установленные вступившим в законную силу решением мирового судьи судебно участка № г.Смоленска от 07 февраля 2012 года (с изменениями, внесенными апелляционным определением Промышленного районного суда г.Смоленска от 22 июня 2012 года) обстоятельства судом обязанность по назначению и выплате сумм ежемесячной денежной компенсации возлагается с 01 августа 2016 года на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ежемесячный размер денежной компенсации в возмещение вреда в сумме 16 875 рублей 00 копеек ответчиком не оспаривался.
Суд приходит к выводу о необходимости взыскания суммы задолженности по расчету истца, поскольку расчет наиболее верен и достоверен, в нем подробно указаны периоды, количество дней просрочки, и сумма в размере 24 285 рублей 26 копеек, подлежащая уплате за спорный период с 12 мая 2016 года по 31 июля 2016 года.
Заявленные по делу судебные расходы в сумме 6000 рублей, понесенные истцом согласно представленному соглашению на юридическую помощь от 20 июля 2016 года и расписке о получении денежных средств, подлежат взысканию с Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу истца в сумме 5 000 рублей 00 копеек с учетом требований разумности в порядке ст.100 ГПК РФ.
С учетом установленных судом обстоятельств в удовлетворении исковых требований Фомченковой Т.А. к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм компенсации следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Фомченковой Т.А. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм компенсации удовлетворить.
Взыскать с Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Фомченковой Т.А. недополученную сумму денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 12 мая 2016 года по 31 июля 2016 года в сумме 24 285 рублей 26 копеек и возложить на него обязанность выплачивать Фомченковой Т.А. денежную компенсацию с 01 августа 2016 года по 16 875 рублей 00 копеек ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Фомченковой Т.А. 5000 рублей 00 копеек представительских расходов.
В удовлетворении исковых требований Фомченковой Т.А. к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова