Дело № 2-232/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2016года пос Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Святозерская основная общеобразовательная школа», Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
прокурор Пряжинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных учреждений района установлено, что периметровое ограждение территории муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Святозерская основная общеобразовательная школа» (- далее МКОУ Святозерская ООШ, Учреждение), расположенная по адресу: <адрес>, препятствующее свободному проезду автотранспорта и несанкционированному доступу граждан частично отсутствует и находится в ненадлежащем состоянии, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Администрация Пряжинского национального муниципального района является учредителем МКОУ Святозерская ООШ. Полагая, что в данном случае определить конкретный круг лиц не возможно, установив нарушения закона, прокурор инициировал требования об обязании МКОУ Святозерская ООШ и Администрации Пряжинского национального муниципального района в срок до 01.08.2016 г. восстановить ограждение (забор) территории земельного участка МКОУ Святозерская ООШ, исключив свободный доступ автотранспорта и граждан в нерабочее время на территорию данного образовательного учреждения.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать МКОУ Святозерская ООШ и Администрацию Пряжинского национального муниципального района в срок до 01.08.2016 г. восстановить отсутствующую часть ограждения с южной стороны территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; в срок до 01.09.2016 г. установить забор по периметру земельного участка с кадастровым номером №, по координатам характерных точек границ земельного участка, исключив свободный доступ автотранспорта, граждан и животных на территорию МКОУ Святозерская ООШ.
В судебном заседании прокурор Сидорова Т.А. указала на частичное исполнение Учреждением требования о восстановлении отсутствующей части ограждения с южной стороны территории земельного участка МКОУ Святозерская ООШ, в остальной части требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске и уточнении к нему.
Представитель ответчика МКОУ Святозерская ООШ- Матикайнен З.В., являющаяся директором, исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время забор отсутствует вокруг спортивной площадки. Указала на отсутствие у школы финансовых средств для установления забора, а также на невозможность установки забора в срок до 01.09.2016 г.
Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Прохорова М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что к полномочиям администрации не относится деятельность по ограждению территорий образовательных учреждений. Администрация является только учредителем школы, в связи с чем, обязанность по восстановлению ограждения может быть возложена только на школу.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6.1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару
Из материалов дела следует, что МКОУ Святозерская ООШ является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к муниципальным казенным учреждениям. Учредителем МКОУ Святозерская ООШ является Администрация Пряжинского национального муниципального района. Права собственника имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Администрация Пряжинского национального муниципального района (пункты 1.1 – 1.6 Устава Учреждения).
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставлен МКОУ Святозерская ООШ в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации Пряжинского национального муниципального района от 26.02.2014 г. №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости).
Проведенной 10.05.2016 г. прокуратурой Пряжинского района проверкой исполнения законодательства в области антитеррористической защищенности образовательных учреждений района установлено, что периметровое ограждение МКОУ Святозерская ООШ, расположенного по адресу: <адрес>, препятствующее свободному проезду автотранспорта и несанкционированному доступу граждан в нерабочее время частично отсутствует и находится в ненадлежащем состоянии, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
В настоящее время Учреждение восстановило часть ограждения с южной стороны территории земельного участка, что подтверждено письменными доказательствами и не оспаривалось сторонами. Вместе с тем, целостность ограждения территории всего земельного участка до настоящего времени не восстановлена.
Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие полного ограждения территории, препятствующего свободному проезду автотранспорта и несанкционированному доступу посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, нарушает требования санитарного законодательства, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выполнению мероприятий антитеррористической направленности, а именно по ограждению территории земельного участка Учреждения ограждением (забором), восстановлению его целостности подлежит возложению на МКОУ Святозерская ООШ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ) установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу приведенных правовых норм, являясь учредителем и собственником имущества МКОУ Святозерская ООШ, администрация Пряжинского национального муниципального района несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного им учреждения.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления, в связи с чем, на администрацию Пряжинского национального муниципального района, при недостаточности денежных средств у Учреждения возлагается обязанность по финансированию мероприятий, связанных с выполнением работ по ограждению территории школы из средств местного бюджета.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом объема и стоимости работ по ограждению территории школы, суд полагает заслуживающими внимания доводы представителя Учреждения о сроках, необходимых для устранения нарушений, и считает необходимым установить срок для выполнения мероприятий – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МКОУ Святозерская ООШ в бюджет Пряжинского национального муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Святозерская основная общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно оградить территорию земельного участка МКОУ «Святозерская основная общеобразовательная школа» ограждением, восстановив его целостность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
При недостаточности денежных средств у МКОУ «Святозерская основная общеобразовательная школа», возложить на Администрацию Пряжинского национального муниципального района обязанность по финансированию выполнения работ по ограждению территории МКОУ «Святозерская средняя общеобразовательная школа» ограждением из средств местного бюджета.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Святозерская основная общеобразовательная школа» в бюджет Пряжинского национального муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 08.07.2016 г.