РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кочанове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1033/18 по административному иску Дильдина О.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным действий и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Дильдин О.А. обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным действий и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Вид разрешённого использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
Принадлежащий ему на праве собственности земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарнозащитные зоны - до 100 м) ГПС-1 по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях приведения вида разрешённого использования земельного участка в соответствие с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре он обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении вида использования земельного участка: с «индивидуальное жилищное строительство» на «деловое управление».
Управлением Росреестра по Самарской области государственный кадастровый учет испрашиваемых изменений приостановлен в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границе территориальной зоны, в которой расположен учитываемый земельный участок. Ему рекомендовано представить документ, содержащий актуальную информацию о расположении земельного участка в определённой территориальной зоне.
Для представления в Управление Росреестра по Самарской области актуальной информации о расположении земельного участка, им в Департаменте градостроительства г.о. Самара получены выписки из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок расположен в зоне ПК-1, однако в соответствии с пп.2 п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ на него не распространяется действие градостроительного регламента, поскольку, он расположен в границах территорий общего пользования. Также в выписках указано, что земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории на основании Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в <адрес> городского округа Самара».
Данные выписки им получены и представлены в Управление Росреестра по <адрес>. На основании представленной информации государственный кадастровый учёт испрашиваемых изменений приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента.
Последняя выписка из ИСОГД №<адрес>-0-1, аналогичная вышеуказанным, им получена в Департаменте градостроительства г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ.
По его – истца мнению, действия Департамента градостроительства г.о. Самара по предоставлению из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении земельного участка в границах территорий общего пользования на которые не распространяется действие градостроительного регламента, являются незаконными.
Так, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок никогда исторически и фактически не принадлежал к местам общего пользования. Ранее он являлся собственностью Артемьева С.М. на основании свидетельства на право собственности на землю от 1996 года. Земельный участок предоставлен ему для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке до 2002 года был расположен жилой <адрес> года постройки. На плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ имеется отметка Управления главного архитектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о нанесении красных линий. На данном плане границ земельного участка красные линии, свидетельствующие о его нахождении в границах мест общего пользования, отсутствуют.
Из полученных им выписок из ИСОГД г.о. Самара следует, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок отнесён к местам общего пользования документацией по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в <адрес> г.о. Самара, утверждённой Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.12.6. ст.45 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
На момент предоставления ему Департаментом г.о. Самара выписки из ИСОГД №<адрес>-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ трёхлетний срок принятия органами местного самоуправления г.о. Самара решения об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка для размещения какого-либо объекта местного значения, истёк. Соответственно, в настоящее время сведения, предоставленные Департаментом в выписке, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок находится в границах территорий общего пользования, на который не распространяется действие градостроительного регламента, не соответствуют действительности.
Положениями ст.37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В результате предоставления Департаментом градостроительства г.о. Самара не соответствующих действительности сведений из ИСОГД г.о. Самара о нахождении его земельного участка в границах территорий общего пользования, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, он не может реализовать вышеуказанное право и привести вид разрешённого использования земельного участка в соответствии с установленными зоной ПК-1 действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № - «деловое управление».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконными действия Департамента градостроительства г.о. Самара по предоставлению из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1, о нахождении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624001:225 в границах территорий общего пользования на которые не распространяется действие градостроительного регламента.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 10 календарных дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав, предоставив ему – истцу выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, содержащую сведения, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0624001:225 не относится к территориям общего пользования и на него распространяются градостроительные регламенты, предусмотренные зоной ПК-1 действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установить, что настоящее решение является основанием для внесения Управлением Росреестра по <адрес> изменений в сведения ЕГРН в отношении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624001:225 с «индивидуальное жилищное строительство» на «деловое управление» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Дильдин О.А. является собственником земельного участка площадью 300 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Вид разрешённого использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
Материалами дела подтверждается, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарнозащитные зоны - до 100 м) ГПС-1 по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что в целях приведения вида разрешённого использования земельного участка в соответствие с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении вида использования земельного участка: с «индивидуальное жилищное строительство» на «деловое управление». Однако Управлением Росреестра по <адрес> государственный кадастровый учет испрашиваемых изменений приостановлен (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №) в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границе территориальной зоны, в которой расположен учитываемый земельный участок. Истцу рекомендовано представить документ, содержащий актуальную информацию о расположении земельного участка в определённой территориальной зоне.
Установлено также, что для представления в Управление Росреестра по <адрес> актуальной информации о расположении земельного участка, истцом в Департаменте градостроительства г.о. Самара получены выписки из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1 и от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>- 2-1, согласно которым, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок расположен в зоне ПК-1, однако в соответствии с пп.2 п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ на него не распространяется действие градостроительного регламента, поскольку, он расположен в границах территорий общего пользования. Также в выписках указано, что земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории на основании Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в <адрес> городского округа Самара».
Данные выписки им получены и представлены в Управление Росреестра по <адрес>. На основании представленной информации государственный кадастровый учёт испрашиваемых изменений приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №) в связи с тем, что на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента.
Последняя выписка из ИСОГД №<адрес>-0-1, аналогичная вышеуказанным, им получена в Департаменте градостроительства г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что участок, принадлежащий истцу на праве собственности, исторически и фактически не принадлежал к местам общего пользования. Ранее он являлся собственностью Артемьева С.М. на основании свидетельства на право собственности на землю от 1996 года. Земельный участок предоставлен ему для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ответу на запрос ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Самарский филиал от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ на данном земельном участке до 2002 года был расположен жилой <адрес> года постройки. На плане границ земельного участка, изготовленного ООО «Апогейс» ДД.ММ.ГГГГ и предоставленного Управлением Росреестра по <адрес> (ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх.№) имеется отметка Управления главного архитектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о нанесении красных линий. На данном плане границ земельного участка красные линии, свидетельствующие о его нахождении в границах мест общего пользования, отсутствуют.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с ч.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу положений ст.262 Гражданского Кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которой граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Возведение в установленном порядке на земельном участке строения или сооружения исключает его общедоступность, которая является обязательным признаком земель общего пользования. Принадлежащий мне на праве собственности земельный участок не относится к территории, которой ранее (также, как и в настоящее время) беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, а также границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) обозначаются красными линиями.
В соответствии с ч.3 ст.42 Градостроительного Кодекса РФ документом территориального планирования, устанавливающим местоположение красных линий, является проект планировки территории.
Из полученных истцом выписок из ИСОГД г.о. Самара следует, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок отнесён к местам общего пользования документацией по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в <адрес> г.о. Самара, утверждённой Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное постановление опубликовано в газете «Самарская газета».
Согласно п.12.6. ст.45 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, на момент предоставления истцу Департаментом градостроительства г.о. Самара выписки из ИСОГД №<адрес>-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ трёхлетний срок принятия органами местного самоуправления г.о. Самара решения об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка для размещения какого-либо объекта местного значения, истёк.
Таким образом, сведения, представленные административным ответчиком в выписке о том, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок в настоящее время находится в границах территорий общего пользования, на который не распространяется действие градостроительного регламента, не соответствуют действительности и нарушают права административного истца.
В соответствии со ст.ст.56, 57 Градостроительного Кодекса РФ, пунктами 1.3; 1.4 Положения «Об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара...», утвержденного Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности. Органом, непосредственно осуществляющим функции по ведению ИСОГД в г.о. Самара, является административный ответчик.
Положениями ст.37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что трёхлетний срок принятия органами местного самоуправления г.о. Самара решения об изъятии принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка для размещения какого-либо объекта местного значения, истёк, участок не изъят, однако в результате представления административным ответчиком сведений из ИСОГД о нахождении земельного участка истца в границах территорий общего пользования, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, он не может реализовать право и привести вид разрешённого использования земельного участка в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, суд приходит к выводу о том, что соответствующие действия административного ответчика не соответствуют закону и нарушают права истца, в связи с чем, заявленные им требования в указанной части, подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в вышеуказанной части, суд не может предопределять порядок устранения допущенных нарушений прав истца, поскольку, суд не обладает соответствующей компетенцией.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Дильдина О.А. – удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившееся в предоставлении из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении земельного участка № в границах территории общего пользования на которые не распространяется действие градостроительного регламента.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушение прав и интересов Дильдина О.А..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья