Дело № 2 – 611 / 2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2013 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
при секретаре Дёминой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению администрации <адрес> <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – автомобильную дорогу;
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – автомобильную дорогу.
Исковые требования заявитель Администрация <адрес> обосновала следующим: на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Чернушинском отделении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйный объект недвижимого имущества была поставлена на учет автомобильная дорога, расположенная в селе <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от ДД.ММ.ГГГГ №У. Технический паспорт на данный объект имеется, в техническом паспорте описаны все характеристики. Данная автомобильная дорога числится в настоящее время как бесхозяйный объект, на приобретение права собственности на него никто в настоящее время не претендует. В соответствии с требованиями статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которой они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 290 ГПК РФ, заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Администрация <адрес> просит признать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: пл. Победы <адрес>.
Представитель Администрации <адрес> <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления.
В письменном отзыве по иску представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) ФИО3 указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на основании заявления представителя Муниципального образования «Таушинское сельское поселение» <адрес>, внесена запись (59-59-17/032/2012-213) о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости: автомобильная дорога, протяженностью 575 м.п., инвентарный номер 13029, лит. Са, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (ст. 17 Закона о регистрации). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 31 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время с момента постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет прошло более года, с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект никто не обращался.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, указал, что по заявлению администрации Таушинского сельского поселения возражений не имеется, права на бесхозяйное недвижимое имущество внесены в ЕГРП, заявителем совершены все необходимые действия по постановке на учет имущества, с момента постановки на учет прошел один год, никто из фактических владельцев имущества с претензиями не обращался, признание права муниципальной собственности на этот объект позволит содержать автомобильную дорогу в надлежащем техническом состоянии, обеспечит ее безопасную эксплуатацию, функционирование и создаст необходимые условия по контролю, надзору за ней.
Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, письменно указал, что Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> является правопреемником Агентства по управлению имуществом <адрес>, согласно п. 1.1.1, 3.3. Положения о Министерстве, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Министерство осуществляет функции по управлению государственным имуществом <адрес>, осуществляет учет и ведет реестр краевого имущества, в реестре государственной собственности <адрес> сведения об объекте отсутствуют, Министерство не возражает против заявленных администраций Таушинского сельского поселения требований.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, возражений по заявлению не предоставил.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление администрации Таушинского сельского поселения обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ с условным номером №, объекта : автомобильная дорога, назначение объекта : нежилое, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 5)
Согласно Кадастрового паспорта сооружения, объект с инвентарным номером №, автомобильная дорога, протяженностью 575 м.п., расположена по адресу: <адрес>. (л.д. 8-9, 10-17)
Согласно информации Директора Чернушинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>», правовая регистрация на указанное сооружение не проведена. (л.д. 19)
Согласно выписки из Единого реестра муниципального имущества, представленной Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района <адрес>, указанный объект недвижимости в реестре муниципального имущества не значится. (л.д. 20)
Согласно информации Агентства по управлению имуществом <адрес>, указанный объект недвижимого имущества не значится в реестре государственной собственности <адрес>. (л.д. 21)
Согласно сведений Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости по указанным характеристикам в реестре федерального имущества не учтен. (л.д. 7, 18)
С момента государственной регистрации нежилого здания как бесхозяйного объекта недвижимого имущества до момента подачи заявления в суд прежние собственники, иные лица с заявлением о признании права собственности на указанное недвижимое имущество не обращались.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, 1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. … 3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 580 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", 2. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. 4. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. 7. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. 21. Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Со стороны заявителя администрации Таушинского сельского поселения предоставлены в суд доказательства государственной регистрации и постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества: автомобильной дороги, и доказательства отсутствия обращений прежних собственников, иных лиц с заявлениями о признании права собственности на указанное недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации <адрес> удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Таушинское сельское поселение» Чернушинского муниципального района <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: автомобильную дорогу протяженностью 575 метров, с кадастровым (условным) номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья Е.Р. Низаева