Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2015 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,
при секретаре Тухватулиной Ю.А.,
с участием истца, представителя ответчика Ж.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-4141/15 по иску В.В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска о признании права на досрочную трудовую пенсию, признании незаконным решения пенсионного органа, обязании зачесть специальный стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
В.В.А. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в *** г. Иркутска о признании права на досрочную трудовую пенсию, признании незаконным решения пенсионного органа, обязании зачесть специальный стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию. В обоснование иска указал, что *** истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в *** г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения в соответствии со Списком *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных Постановлением Совмина СССР от *** *** "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах". Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска вынесло решение *** от «*** года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по Списку ***. Не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, по мнению ответчика, периоды работы: - с *** по *** (***) - в должности лаборанта, младшего научного сотрудника в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока. Отказ вынесен на основании того, что Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не относится к учреждениям здравоохранения. Данный отказ в назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда истец считает незаконным, действия ответчика неправомерными и не соответствующими действующему законодательству по следующим основаниям. Согласно Уставу противочумного института, его учредителем является Министерство здравоохранения. При создании ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт *** было утверждено Положение о Иркутском Государственном институте НКЗДРАВА Сибири и ДВК, утвержденное Наркомздравом РСФСР. Приказом народного комиссара здравоохранения от ***. был назначен директор института. Из Положения следует, что институт создан на базе Иркутской противочумной станции, и согласно этому же документу является руководящим учреждением для всех областных и некоторых краевых противочумных станций Сибири и Дальнего Востока. Противочумный институт имеет лицензию на разрешение деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 1-4 группы патогенности, выданную Министерством здравоохранения. Как видно из Приложения *** к приказу *** от *** Минздрава России к противочумным учреждениям Министерства здравоохранения отнесены как противочумные станции, так и противочумные институты. Иркутский противочумный институт отнесен к специализированным медицинским учреждениям в Перечне федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от *** ***. В Уставе ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора записано, что институт является федеральным казенным учреждением здравоохранения. Кроме того, институт финансируется по разделу «Здравоохранение, а не по разделу «Наука». Приказом Роспотребнадзора РФ от *** *** утверждено Положение о системе противочумных учреждений, в котором установлено, что противочумные институты входят в противочумную систему. В пункте 1.1 Положения установлено, что «Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от эпидемий, вызываемых возбудителем чумы, а также возбудителями других особо опасных инфекционных болезней, в том числе вирусной природы». Пунктом 1.6 данного Положения установлено, что Учреждения Противочумной системы в сфере трудовых отношений согласно действующим нормативно-правовым актам имеют специальный статус «противочумные учреждения», который характеризуется наличием в них для всех категорий работников тяжёлых, вредных, опасных и особых условий труда. Исходя из нормативных актов, учредительных документов, а также других приведенных выше доказательств, ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора является учреждением здравоохранения, а все его работники имеют право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда как работники противочумного учреждения. Работа в ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора связана с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых, как упоминалось выше, дает право в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела 24 Списка *** право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Период работы истца в противочумном институте пришелся *** г.г. В соответствии с п. 2 раздела XXVI Учреждения здравоохранении «Списка *** производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями груда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденного Постановлением Совмина СССР от *** N И73 имеют право на государственную пенсию на льготных условиях работники, занятые в противочумных учреждениях. Более того, в период работы истца в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте действовало Постановление Совмина СССР от *** *** «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В соответствие с п. 16 Постановления Совмина СССР от *** ***. на льготных условиях имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Согласно п. 91 данного постановления «...на льготных условиях, указанных в пункте 16 настоящего Положения, или в льготных размерах имеют право на пенсию по старости: а) рабочие и служащие на подъемных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР...», а также согласно п. 113. «Работа в лепрозорных и противочумных учреждениях засчитывается в стаж в двойном размере». Таким образом, с учетом льготного исчисления специального стажа истца в двойном размере, истец полностью выработал специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы истца в противочумном институте: - с *** по *** - (*** дня) в должности лаборанта; - с *** по *** - (***) в должности младшего научного сотрудника. В совокупности период трудовой деятельности истца в противочумном институте составил ***. С учетом льготного исчисления в двойном размере специальный стаж истца составил ***. Общий страховой стаж истца составил на момент обращения в пенсионный фонд ***. Следовательно, истец имеет право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного института с учетом льготного исчисления периодов работы. Истец обратился в УПФР в *** г. Иркутска за назначением досрочной пенсии по старости *** Достиг возраста *** лет ***. Следовательно, досрочная пенсия по старости с учетом льготного исчисления стажа может быть назначена истцу с ***. В исковом заявлении В.В.А. просил признать право истца на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с *** лет; признать незаконным Решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска от *** *** в части отказа В.В.А. в назначении досрочной пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и не включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы с *** по *** с учетом льготного исчисления; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска включить в стаж, дающий В.В.А. право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со Списком *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях в двойном размере, период работы с *** по ***- *** день; обязать Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска назначить В.В.А. досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с ***.
Истец В.В.А. в судебном заседании предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ж.А.В. предъявленные требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях, уточненных возражениях на исковое заявление, указав, что Иркутский государственный научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не относится к противочумному учреждению, не предусмотрен номенклатурой учреждений здравоохранения.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения содержались в п. "б" ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 г., и содержатся в подп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015г.
Установлено, что В.А.В. ***. обратился в УПФР в *** г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400.
Решением *** от ***. в УПФР в *** г. Иркутска истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В стаж на соответствующих видах работ не включен период работы истца с *** по *** (***) в качестве лаборанта младшего научного сотрудника в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, поскольку не подтверждена работа в учреждении здравоохранения по обслуживания больных. Учреждение не входит в Номенклатуру учреждений здравоохранения. Страховой стаж истца составил *** месяца.
Суд не может согласиться с изложенным, исходя из следующего.
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (аналогично в п. 2 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013г.).
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" позицией 22600000-1754а Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, предусмотрено, что право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях имеют работники, занятые в противочумных учреждениях (действовал с 01.01.1992 г.).
Аналогичное положение закреплено в разделе XXVI "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (действовал до 01.01.1992).
В соответствии со ст. 94 Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1 (действовавшего до 01.01.2002) периоды работы в противочумных учреждениях исчисляются в льготном порядке - в двойном размере. Аналогичное положение закреплено в п. 113 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972г. № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 N 70 утверждено Разъяснение N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в п. 1 которого разъяснено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
Установлено, что с ***. В.А.В. работал в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока в должности лаборанта; с ***. в должности младшего научного сотрудника (подтверждается трудовой книжной ***.
На основании п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37, в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения Российской Федерации, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с упразднением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, в который входит Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, г. Иркутск.
В соответствии с Положением об организации деятельности Системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение N 1), утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 08.05.2008 N 152 "О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы", Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (п. 1.1).
Приказом N 509 от 17.05.2011 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержден Устав ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", согласно п. 1 которого последнее является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по особо опасным, зоонозным, природно-очаговым и другим инфекционным болезням (п. 8).
Таким образом, в период с ***. В.В.А. работал в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, который входит в систему здравоохранения и относится к учреждениям здравоохранения с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, в связи с чем спорный период подлежит включению в специальный трудовой стаж истца, причем в двойном размере.
Отсутствие в номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения научно-исследовательских противочумных институтов, учредителем которых является Минздрав РФ, не может являться основанием для ограничения пенсионных прав истца.
В силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В соответствии с п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Установлено, что В.В.А. обратился в пенсионный фонд с заявлением ***.
Учитывая, что на дату обращения за назначением пенсии у В.В.А. имелось достаточно специального стажа для назначения пенсии (с учетом включения судом в стаж спорного периода работы в двойном размере – ***), страхового стажа ***, а также достижения им соответствующего возраста *** лет на дату обращения в пенсионный фонд), суд приходит к выводу о наличии у истца права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тяжелыми и вредными условиями труда, а значит исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В этой связи, требования о признании решения УПФР в *** г. Иркутска от ***. *** незаконным, обязании пенсионный фонд назначить В.В.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней с ***. обоснованы, основаны на законе и также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право В.В.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми и вредными условиями труда.
Признать не соответствующим закону решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в *** *** от *** в части отказа в установлении трудовой пенсии по старости и не включения в соответствующий стаж периода работы с *** по *** с учетом льготного исчисления.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы В.В.А. с *** по *** в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте в двойном размере.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в *** г. Иркутска назначить В.В.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ***.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Н.И. Касьянова
Мотивированное решение изготовлено 17.11.2015г.
Решение вступило в законную силу:
Копия верна:
Судья Н.И.Касьянова
Секретарь суда
Дата заверения копии:
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-4141-15.