Дело № 2-2303/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2012 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.,
при секретаре Сингатуллиной М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой О.Г. в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и убытков,
у с т а н о в и л:
Тимофеева О.Г. (далее по тексту – истец) в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 обратилась в суд с иском Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, назначении истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с <дата>, взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с <дата> в размере <данные изъяты>., и убытков за причиненный имущественный вред в размере <данные изъяты>
Исковые требования мотивированы тем, что Тимофеев А.А. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года. <дата> ему установлена <данные изъяты>. Согласно заключению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета <номер> от <дата> заболевание и инвалидность ФИО1 связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. <дата> ФИО1 получил данное заключение и филиал <номер> ГБ МСЭ по УР выдал ему новую справку с причиной инвалидности: заболевание связано с катастрофой на ЧАЭС. <дата> ФИО1 умер.
На день смерти ФИО1 проживал со своей семьей: с супругой Тимофевой О.Г. и дочерью ФИО2, <дата> года рождения.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, участников ликвидации Чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении указанных граждан. ФИО2 на день смерти отца было <данные изъяты> лет, и соответственно, она имела право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда.
<дата> Тимофеева О.Г. в интересах ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска с заявлением назначить ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда.
Ответчик <дата> вынес решение об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда, мотивируя тем, что право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении умершего участника ЧАЭС (дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они обучаются в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет), смерть которого впоследствии связана, с воздействием радиации. Перечень документов, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда семье умершего участника ЧАЭС. предусмотрен в п/п «в» п. 11 Постановления Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 83 «Об утверждении разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи срадиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, на Чернобыльской АЭС». В представленных документах отсутствует заключение межведомственного экспертной совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы.
Оплату ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда ФИО2 ответчик cтал производить с <дата>, то есть после представления заключения Санкт - Петербургского регионального межведомственного экспертного совета <номер> от <дата> о причинной связи смерти с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС ФИО1.
В соответствии с п. 4 Разъяснением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 4«О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 83 в случае смерти инвалида право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных иждивенцев. Размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности ичастью, приходившейся на самого кормильца.
В соответствии с п.п. «б» п. 11 вышеуказанного же разъяснения для назначения ивыплаты ежемесячной денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы в органы социальной защиты населения или иные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке):
б) нетрудоспособными иждивенцами: заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи;
документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельств о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).
ФИО2 на день смерти ФИО1 являлась нетрудоспособным иждивенцем инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и соответственно и выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда должна была производиться со дня смерти ФИО1 без заключения межведомственным экспертным советом связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы.
Исходя из вышеизложенного, по мнению истца, ответчик неправильно определил статус ФИО2 и неправильно применил норму права, подлежащую применению. Следовательно, Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска вынесло решение об отказе в назначении ФИО2 ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда с <дата> незаконно.
По мнению истца за период с <дата> по <дата> ФИО2 недоплачена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере <данные изъяты>
В связи с ростом стоимости жизни истцу причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период. В соответствии с п. 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков, по мнению истца, составляет <данные изъяты>
В связи с чем истец просит:
1. Признать решение Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда ФИО2 незаконным;
2. Обязать Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска назначить ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с <дата>
3. Взыскать с Управления социальной зашиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО2 задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>. 24 коп.,и убытки за причиненный имущественный вред в размере <данные изъяты>
В судебное заседание истец Тимофеева О.Г., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца. Несовершеннолетняя ФИО2 в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания. В связи с чем дело рассмотрено в отсутствие несовершеннолетней ФИО2 в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Тимофеевой О.Г. и несовершеннолетней ФИО5 - Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска Белякова Н.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, просила отказать в удовлетворении иска. При этом пояснила, что <дата> в УСЗН обратилась Тимофеева О.Г. с заявлением о назначении ее несовершеннолетней дочери ФИО2, находившейся на иждивении умершего мужа - ФИО1, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. <дата> УСЗН вынесло решение об отказе в назначении Тимофеевой О.Г. ЕДК в возмещение вреда, мотивируя свой отказ тем, что на момент смерти ФИО1 являлся участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и для назначения ЕДК нетрудоспособным иждивенцам кроме других документов, необходимо было предоставление заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы. Данное положение для нетрудоспособных иждивенцев умерших участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС регламентируется п.п. «в» п. 11 Постановления Минтруда РФ от <дата> <номер> «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с действующим законодательством, наличие заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы не требуется для нетрудоспособных иждивенцев умерших инвалидов-чернобыльцев. Для определения специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, необходимо было наличие у ФИО1 удостоверения инвалида-чернобыльца, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации № 1085-О-П 16 декабря 2008 года «возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. В связи с этим приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки, процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по независящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы».
Вследствие указанного определения Конституционного суда органами социальной защиты населения были пересмотрены основания для определения специального правового статуса инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. На момент смерти ФИО1 являлся инвалидом, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы от <дата> <номер>, где причиной инвалидности указано заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и он имел право на все компенсации и льготы, предусмотренные законодателем для данной категории граждан. <дата> ФИО1 умер, поэтому не успел оформить специальное удостоверение инвалида-чернобыльца по независящим от него причинам.
Однако, на момент обращения Тимофеевой О.Г. в органы социальной защиты населения <дата> данный нормативный документ еще не вышел в свет. В связи с чем представитель ответчика считает, что действия ответчика были законными и потому требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поэтому представитель ответчика просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, а именно:
Согласно удостоверению от <дата> <номер> ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
Согласно решению <номер> от <дата> экспертного совета Санкт-Петербургского регионального межведомственного совета (заседание <номер> от <дата>) рассмотрев представленную медицинскую документацию гр. ФИО1 на предмет установления причинной связи с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС, вынесено заключение: заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со справкой <номер> <номер> от <дата> ФИО1 установлена первая группа инвалидности, причина инвалидности заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС. При этом в данной справке в графе «причина инвалидности» указано: заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
<дата> ФИО1 умер.
ФИО2, <дата> года рождения, является дочерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении серии <номер> <номер> от <дата>
Согласно справке от <дата>, умерший ФИО1 постоянно на день смерти проживал по адресу: <адрес>, вместе с ним проживали на день смерти его жена Тимофеева О.Г. и его дочь - ФИО2
На день смерти ФИО1 его дочь ФИО2 являлась несовершеннолетней, поскольку ей исполнилось 14 лет, и соответственно, она являлась нетрудоспособной и находилась на иждивении отца – ФИО1
<дата> Тимофеева О.Г. обратилась к ответчику в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО2 с заявлением о назначении и выплате дочери, находившейся на иждивении у ФИО1, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Заявление было мотивировано тем, что ФИО1 участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС <дата> установлена <данные изъяты>. Санкт - Петербургский региональный межведомственный экспертный совет на своем заседании <номер> от <дата> рассмотрев представленную медицинскую документацию на ФИО1 на предмет установления причинной связи заболевания с воздействием радиационных факторов в результате аварии на ЧАЭС дало заключение, что заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. На основании указанного заключения филиалом <номер> ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР» ФИО1 была выдана справка сер. <номер> <номер> от <дата> с причиной инвалидности «Заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС». <дата> ФИО1 умер.
К заявлению были приложены документы, в том числе: копия решения экспертного совета; копия свидетельства о рождении ФИО2; копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986г.; копия пенсионного удостоверения <номер> от <дата>; копия свидетельства о смерти ФИО1; копия справки сер. <номер> <номер> от <дата>; копия справки о составе семьи; копия паспорта ФИО2 Указанное заявление с приложениями поступило к ответчику <дата>, о чем свидетельствует входящий штамп ответчика с указанием входящего номера 01-44/82.
<дата> ответчиком вынесено решение <номер> об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, согласно которому Управлением социальной защиты населения рассмотрено заявление гр. ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, и принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с тем, что право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении умершего участника ЧАЭС (дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они обучаются в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет), смерть которого впоследствии связана с воздействием радиации. Перечень документов, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда семье умершего участника ЧАЭС, предусмотрен в п/п «в» п. 11 Постановления Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 83 «Об утверждении разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячное денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В представленных документах отсутствует заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещения вреда ФИО2 ответчиком назначена с <дата>, то есть после представления заключения Санкт - Петербургского регионального межведомственного экспертного совета <номер> от <дата> о причинной связи смерти с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС ФИО1.
Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. выдано вдове ФИО1 – ФИО3 <дата>
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и участниками процесса не оспариваются.
Исковые требования Тимофеевой О.Г. в интересах несовершеннолетней ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.
В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15 декабря 2008 г. № 1085-О-П указал, что положения части четвертой статьи 15 в ее конституционно-правовом истолковании не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан (ст. 14).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
В соответствии с п. 4 Разъяснением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 4«О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 83 в случае смерти инвалида право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных иждивенцев. Размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности ичастью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, имеющего на нее право, размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, делится на их число.
В соответствии с п.п. «б» п. 11 вышеуказанного разъяснения для назначения ивыплаты ежемесячной денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы в органы социальной защиты населения или иные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, нетрудоспособными иждивенцами представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке):
заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации;
копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
копия свидетельства о смерти кормильца;
справка о составе семьи;
документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельств о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).
Поскольку несовершеннолетняя дочь умершего ФИО1 - ФИО2 на день смерти отца являлась нетрудоспособным иждивенцем инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, а причинная связь повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы установлена при жизни ФИО1 решением межведомственного экспертного совета, суд считает, что назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда должна производиться несовершеннолетней дочери ФИО1, являвшей нетрудоспособной и находившейся на иждивении отца, с момента обращения с заявлением – то есть с <дата>, без предоставления каких-либо дополнительных документов, которые не предусмотрены в пп. б) п. 11 разъяснений. То есть доводы ответчика о том, что у умершего не было соответствующего удостоверения, и соответственно требование ответчика о необходимости предоставления нетрудоспособным иждивенцем - несовершеннолетней дочерью умершего ФИО1 каких-либо дополнительных документов, в том числе, заключения межведомственного экспертного совета о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы, не предусмотренных п. б) п. 11 разъяснений, по мнению суда, является необоснованными.
При этом, ответчик назначил ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с <дата>, то есть после представления решения экспертного совета <номер> от <дата> о причинной связи смерти ФИО1 с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и оформления и выдачи вдове ФИО1 соответствующего удостоверения.
Между тем, к заявлению о назначении ЕДК несовершеннолетней дочери истцом уже был приложен документ – решение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета <номер> от <дата>, установившего причинную связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением.
С <дата> ФИО1 была установлена <данные изъяты> с указанием причины инвалидности – что заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, об этом свидетельствует справка серии <номер> <номер> от <дата>
Поскольку ФИО1 умер <дата>, соответственно, удостоверение он получить не успел. Но при его жизни была установлена межведомственным экспертным советом причинная связь его заболевания с радиационным воздействием в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. При этом отсутствие удостоверения не может являться причиной отказа в назначении и выплате ЕДК его несовершеннолетней дочери, и это не должно быть основанием для истребования каких-либо дополнительных документов у несовершеннолетнего ребенка.
Таким образом, несовершеннолетней ФИО2, по мнению суда, полагалась назначение и выплата ЕДК в возмещение вреда с момента обращения с заявлением о назначении выплаты, то есть с <дата>, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона РФ № 1244-1, поскольку все необходимые документы были истцом представлены ответчику.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании решения ответчика <номер> от <дата> об отказе в назначении ЕДК в возмещение вреда ФИО2 с <дата>, об обязании ответчика назначить ЕДК с момента обращения, то есть с <дата>, соответственно, взыскании задолженности по выплатам с <дата> по <дата> подлежат удовлетворению.
При этом, определяя период задолженности ответчика по выплатам ЕДК в возмещение вреда, суд в соответствии со ст. 196 ГПК РФ не выходит за пределы исковых требований, и определяет период задолженности с <дата> по <дата>
При определении размера задолженности ответчика перед истцом, суд соглашается с представленным истцом расчетом.
Год, Месяц |
Коэффи циент индексации |
Размер компенсации по закону |
Размер компенсации инв.1 гр. |
сумма полученная на руки |
сумма задолженности (гр.3 – гр.4) |
индекс потреби - тельских цен иен |
Имуществ. вред, (гр.5 х гр.6 / 100 – гр. 5) 100-гр.! |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
2008г. |
|||||||
Ноябрь |
4981,44 |
<данные изъяты> |
0 |
4981,44 |
130,9 |
1 539,26 | |
Декабрь |
<данные изъяты> |
9962,87 |
0 |
4981,44 |
130,2 |
1 504,39 | |
итого |
<данные изъяты> |
3 043.<данные изъяты> | |||||
2009г. |
|||||||
Январь |
5629,02 |
11258,04 |
0 |
5629,02 |
127,4 |
1 542,3^ | |
Февраль |
5629,02 |
11258,04 |
0 |
5629,02 |
124,9 |
1 401,63 | |
Март |
<данные изъяты> |
11258,04 |
<данные изъяты> |
726,33 |
123,2 |
168.51ц | |
Апрель |
5629,02 |
11258,04 |
5629,02 |
0,00 |
<данные изъяты> |
0 | |
Май |
5629,02 |
11258,04 |
5629,02 |
0,00 |
121,4 |
0 | |
Июнь |
5629,02 |
11258,04 |
5629,02 |
0,00 |
120,6 |
0 | |
итого |
11984.37 |
3 112,49 | |||||
ИТОГО |
43 <данные изъяты> |
21 <данные изъяты>. |
21 <данные изъяты> |
6 156,14| |
Сумма задолженности составляет <данные изъяты>.
В соответствии с п. 16 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет истцу имущественный вред, суд удовлетворяет его требование об индексации указанных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ, в частности Удмуртстата на ноябрь 2008 года относительно периода задолженности, как об этом просит истец в своем исковом заявлении и в расчетах задолженности, приложенных к нему, соглашаясь с рассчитанной суммой убытков. Данное право истца подтверждено разъяснениями, данным в п. 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Таким образом, размер имущественного вреда составляет <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах исковые требования взыскании убытков обоснованны и также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО12 в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и убытков, удовлетворить.
Признать решение <номер> от <дата> Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда ФИО2 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска назначить ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с <дата>
Взыскать с Управления социальной зашиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО2 задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>.,и убытки за причиненный имущественный вред в размере <данные изъяты>.
Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Решение принято в окончательной форме <дата>.
Председательствующий судья Г.Р. Фаррухшина