Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-668/2015 ~ М-696/2015 от 12.11.2015

дело № 2-668/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2015 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Назарчук А.В.,

при секретаре Лапиной С.С.,

с участием истца – Буданковой И.А.,

представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области - Кузнецовой С.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Буданковой ФИО18 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Буданкова И.А., обратилась с иском к УФСИН России по Амурской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе ей в постановке на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование поданного иска указала, что она зарегистрирована и проживает с семьей проживает в <адрес> в <адрес>. Данный дом ей не принадлежит, правом собственности обладает Ларионова Е.П. Собственного жилья ни она, ни члены её семьи не имеют. 23 октября 2015 года она обратилась к председателю жилищной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области с рапортом о признании её и членов семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в Федеральной президентской программе «Государственные жилищные сертификаты». Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области (протокол № 7 от 23 октября 2015 года) года в удовлетворении рапорта ей было отказано, так как порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируется ЖК РФ и согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их жительства при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ. Постановка сотрудников и пенсионеров УИС в учреждениях и органах УИС с 01.03.2005 года прекращена. С данным решением она не согласна в полном объеме. На праве собственности жилых помещений не имеет, жилищный сертификат и другие выплаты не получала. Она проходил службу ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области в должности младшего инспектора отдела охраны с 2000 года. Непрерывный стаж службы в уголовно-исполнительной системе на 01.11.2015. составляет 15 лет 04 месяца 24 дня, <данные изъяты> Считает, что указанным решением нарушены её и членов семьи жилищные права и создается препятствие для участия в Федеральной президентской программе «Государственные жилищные сертификаты».

В связи с чем, просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области об отказе в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области устранить допущенные нарушения законодательства, рассмотреть её рапорт на жилищно-бытовой комиссии о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Буданкова ФИО18 уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение об отказе в постановке на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий не только ей, но и членам его семьи, Буданковау В.В. и Кузиной В.В., и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

Представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области Кузнецова С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, при этом, суду пояснила, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. (ст. 30), учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства. Наравне с работающими, принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. На основании этой статьи работники и пенсионеры уголовно - исполнительной системы имели возможность вставать на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, как по месту жительства, так и по последнему месту работы (службы). В соответствие с п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства. В связи с тем, что законодательством РФ не предусматривается принятие на учет граждан по месту службы в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с принятием Жилищного кодекса РФ постановка граждан, сотрудников учреждения и пенсионеров УИС в учреждениях и органах УИС была прекращена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (с изменениями и дополнениями) сотрудникам и пенсионерам УИС в случае соответствия требованиям предоставляется право обращаться в органы местного самоуправления с целью признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и постановке на учет. В Амурской области действует закон «О жилищной политике в Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-03, который определяет основные цели, задачи, направления жилищной политики области, формы реализации права населения области на жилище и обеспечивает защиту прав граждан на жилище. Закон определяет компетенцию органов местного самоуправления в вопросах жилищной политики, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и другие вопросы. 09.04.2014 г. Буданкова И.А. обратилась с рапортом к председателю жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области о поставке её и членов её семьи на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий. На заседании жилищной комиссии рапорт Буданковой И.А. был рассмотрен, решением комиссии отказано в постановке на учет её и её семьи в соответствие с вышеуказанными нормативными актами. Буданковой И.А. был направлен обоснованный ответ. Таким образом, считают необходимым отказать истцу Буданковой И.А., и третьим лицам: Буданкову В.В., Кузиной Т.В., в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области <данные изъяты> в полном объеме.

Третьи лица на стороне истца- Буданков В.В., Кузина Т.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела или заявлений с указанием уважительности причин неявки, в суд не представили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 3 ст.40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно свидетельства серии I-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, между Буданковым ФИО20 и Кузиной ФИО18 заключен брак, после чего жене присвоена фамилия Буданкова.

Согласно свидетельству серии I-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ у Кузина ФИО22 и Кузиной (Буданковой) ФИО18 родилась ДД.ММ.ГГГГ году дочь Татьяна.

Судом установлено, что 23 октября 2015 года Буданкова И.А. обратилась с рапортом в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о постановке её и членов её семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании. Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области от 23 октября 2015 года Буданковой И.А. отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления.

Также установлено, что Буданкова И.А. проживает и зарегистрирована в <адрес>, о чем свидетельствуют справка Тахтамыгдинского сельсовета от 09.11.15 исх. №587, штамп о месте регистрации в паспорте на имя Буданковой И.А. Согласно справке №1778 от 31.10.2013., выданной Сковородинским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» в архиве данного ведомства отсутствуют сведения о наличии имущества в собственности за гражданами: Буданковой (Кузиной) ФИО18, Буданковым ФИО20, Кузиной ФИО26.

Согласно имеющихся материалов дела, иного жилья у истца не имеется.

Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В судебном заседании установлено, что Буданкова ФИО18 имеет непрерывный стаж службы в уголовно-исполнительной системе на 01.11.2015 и составляет 15 лет 04 месяца 24 дня, в льготном исчислении 22 года 11 месяцев 18 дней (справка ФКУ ИК-5 № 65 от 03.11.2015).

Согласно п.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17.12.2010 года № 1080 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в которую включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.

В соответствии с п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В уголовно-исполнительной системе РФ порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдаче сертификатов регламентирован Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267.

На основании пункта 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников Подпрограммы (пункт 7 Инструкции).

На основании приведенных выше норм законодательства, определяющего порядок работы организаций и учреждений, подчиненных ФСИН России, с заявлениями и документами, представляемыми сотрудниками названного ведомства и гражданами, уволенными со службы ФСИН России, изъявившими желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, следует признать, что территориальные органы ФСИН России наделены полномочиями по учету и обеспечению сотрудников жилыми помещениями, а, следовательно, при решении вопроса о принятии на учет в их компетенцию входит и решение вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) после 01 марта 2005 года.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа Буданковой И.А. и членам её семьи, в разрешении вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по мотивам отсутствия полномочий у жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области не имелось.

Следовательно, требования Буданковой И.А. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК №5 УФСИН России по Амурской области № 7 от 23 октября 2015 года об отказе в постановке на учет её и членов её семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении на ФКУ ИК №5 УФСИН России по Амурской области обязанность устранить допущенные нарушения законодательства подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца об обязании ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области устранить допущенные нарушения законодательства, рассмотреть его рапорт на жилищно – бытовой комиссии и признании её и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий суд приходит к следующему.

Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, вопрос о нуждаемости истца и членов её семьи по существу не разрешался, необходимые критерии для возможности реализации жилищных прав не устанавливались. При указанных обстоятельствах, возложение на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанности признать истца и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), при том, что указанный вопрос находится в исключительной компетенции жилищного органа, недопустимо. Следовательно, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, суд вправе возложить на орган, принявший такое решение обязанность повторно рассмотреть рапорт.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Буданковой ФИО18 к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет её и членов её семьи и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № 7 от 23 октября 2015 года об отказе Буданковой ФИО18 и членам её семьи в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Возложить на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанность повторно рассмотреть рапорт в постановке на учет Буданковой ФИО18 о признании её и членов её семьи: Буданкова ФИО20, Кузиной ФИО26, нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 декабря 2015 года

Председательствующий А.В. Назарчук

2-668/2015 ~ М-696/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Буданкова Ирина Александровна
Ответчики
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Назарчук Александр Владимирович
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
12.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2015Передача материалов судье
13.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2015Подготовка дела (собеседование)
01.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее