Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года Симоновский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2759/23 по административному иску Гришанова Андрея Сергеевича к Призывной комиссии адрес и ОВК адрес об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Гришанов А.С. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии адрес и ОВК адрес об оспаривании решения призывной комиссии от 27.06.2023 года о признании его годным к военной службе и призыве на военную службу.
В судебное заседание представитель административного истца явился, на иске настаивает.
Представитель административных ответчиков в суд также явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования фио подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон), предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Закона), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Закона).
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.24 Закона предусмотрено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Как установлено судом, Гришанов А.С. проживает в адрес и состоит на воинском учете в Даниловском объединенном военном комиссариате адрес.
Решением призывной комиссии адрес от 27.06.2023 года Гришанов А.С. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-3») и призван на военную службу.
Оспаривая данное решение, административный истец указывает на то, что на момент принятия решения о призыве он являлся студентом очной формы обучения ЧОУВО «Московский университет им.фио» и согласно пп.»а» п.2 ст.24 Закона имел право на отсрочку от призыва на военную службу как лицо, обучающееся по очной форме обучения в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования.
Как следует из материалов дела, диплом о среднем профессиональном образовании был выдан Гришанову А.С. ЧОУВО «Московский университет им.фио» по окончании образовательной программы 02.07.2023 года.
Оспаривая доводы административного истца, представитель административных ответчиков ссылается на положения п.1 ст.74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
В то же время, согласно ч.5 ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
В соответствии со ст.59 указанного Федерального закона итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
На основании ч.4 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
Согласно п.1 ч.1 ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность в связи с получением образования (завершением обучения).
Принимая во внимание, что на момент принятия призывной комиссией оспариваемого решения Гришановым А.С. не был получен диплом о среднем профессиональном образовании, на него распространялась отсрочка от призыва, предусмотренная п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
Что же касается заявления административного истца о его призыве в ряды Вооруженных сил РФ от 05.06.2023 года, то п.2.1 ст.22 Закона предусмотрено, что граждане, указанные в пункте 2 статьи 23 и пункте 2 статьи 24 настоящего Федерального закона и отказавшиеся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, призываются на военную службу.
Отказ от реализации права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию. Указанное заявление приобщается к протоколу заседания призывной комиссии.
В данном же случае Гришанов А.С. указанным правом не воспользовался, так как заявление об отказе об отсрочки не подавал и, более того, продолжил обучение в ЧОУВО «Московский университет им.фио» вплоть до получения диплома.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить. Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 27.06.2023 года о признании Гришанова Андрея Сергеевича годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяц░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░