дело № 2-1251/2020 (2-4730/2019)
24RS0013-01-2019-004666-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Нихау Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лосева О.А. к МБОУ «Арейская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Лосева О.А. обратилась в суд с иском к МБОУ «Арейская СОШ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 17702 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования мотивированы тем, что от ДД.ММ.ГГГГ истец принята в МБОУ «Арейская СОШ» на должность рабочего по комплексному обслуживанию здания на 0,5 ставки; размер заработной платы в спорный период с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка в размере 30% и районный коэффициент в размере 30%, в связи с чем просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в указанной сумме.
В судебное заседание истица Лосева О.А. не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «Арейская СОШ» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении в своё отсутствие.
Представители третьих лиц – МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом в соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ при установлении системы оплаты труда необходимо в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 года № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 года № 162-О-О и от 25 февраля 2013 года № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Лосева О.А. принята в МБОУ «Арейская СОШ» на должность работника по комплексному обслуживанию здания на 0,5 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на 1 ставку рабочей по комплексному обслуживанию здания.
Как следует из представленной в материалы дела карточки-справки, в ДД.ММ.ГГГГ года истцом отработано 12 дней при норме в 21 день, в ДД.ММ.ГГГГ отработана норма времени, установленная законом.
Начисленная заработная плата за отработанное рабочее время, согласно материалам дела, составила:
в ДД.ММ.ГГГГ 2017 года – 3026,29 рублей,
в ДД.ММ.ГГГГ – 5296 рублей,
в ДД.ММ.ГГГГ – по 10592 рубля в месяц.
Разрешая требования иска, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере, не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ установлен в сумме 7500 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 7800 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 9489 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 11163 рубля в месяц.
Таким образом, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику должна была начисляться и выплачиваться заработная плата за полностью отработанный месяц на 1 ставку не менее 12480 рублей.
Исходя из того, что в спорный период истица работала на 0,5 ставки, её заработок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при условии выработки нормы времени, должен был составлять не менее 6240 рублей в месяц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца за спорный период 2017 года не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов.
Проверив представленный истцом расчет, судом установлено, что взысканию с ответчика в пользу истицы подлежит недоначисленная заработная плата в размере 5259,42 рублей, исходя из расчета:
за ДД.ММ.ГГГГ – 539,42 рублей (6240 рублей (минимальный размер заработка за норму времени)/21 дн. (норма) х на 12 дн. (отработано) - 3026,29 рублей (начислено за отработанную норму времени));
за ДД.ММ.ГГГГ - 944 рубля (6240 (норма)– 5296 (фактически начислено);
за ДД.ММ.ГГГГ – 3776 рублей (12480 (норма) - 10592 рублей (фактически начислено) х 2 мес.)
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лосева О.А. к МБОУ «Арейская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Арейская средняя общеобразовательная школа» в пользу Лосева О.А. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в размере 5259 рублей 42 копейки.
Взыскать с МБОУ «Арейская СОШ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко