Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-62/2022 (2-1355/2021;) ~ М-1334/2021 от 02.12.2021

Дело № 2-62/2022

УИД 37RS0020-01-2021-002284-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ивановская область, г.Тейково                                           14 января 2022 года

    Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,

при секретаре Ломоносовой Т.А.,

с участием старшего помощника Тейковского межрайонного прокурора Гвоздаревой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области, в интересах муниципального образования Тейковский муниципальный район Ивановской области, к Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности провести комплекс мероприятий по регистрации права собственности на земельный участок,

установил:

               Тейковский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд, в интересах муниципального образования Тейковский муниципальный район Ивановской области с вышеназванным исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области организовать и провести кадастровые работы и принять меры к оформлению в установленном действующем законодательством порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения <адрес> <адрес>, идентификационный номер дороги , протяженностью в срок до 31.12.2022 года.

             В обоснование иска указал, что в результате проверки, проведенной Тейковской межрайонной прокуратурой, установлено, что    в реестре муниципальной собственности Тейковского муниципального района Ивановской области числится автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес>, идентификационный номер дороги , протяженностью . Право собственности на земельный участок под указанной автомобильной дорогой муниципальным образованием в установленном порядке не зарегистрировано, на кадастровом учете указанный объект не состоит.

        Считает, что непринятие мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков под дорогами общего пользования нарушает права собственника земельного участка - Тейковского муниципального района Ивановской области, приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий владение, пользование, распоряжение земельным участком, дорожную деятельность, к отсутствию контроля за состоянием земельного участка, и, как следствие, к его ухудшению.

        Старший помощник Тейковского межрайонного прокурора Гвоздарева Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что требования прокурора направлены на проведение администрацией Тейковского муниципального района комплекса работ, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок под автомобильной дорогой общего пользования, частью которых являются кадастровые работы для установления точной протяженности и границ дороги, в связи с чем, требование об обязании проведения кадастровых работ излишни. Просила иск удовлетворить, в установлении срока исполнения обязанности до 31 декабря 2023 года не возражала.

        Представитель ответчика Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменный отзыв, в котором указал, что распоряжением главы Администрации Тейковского муниципального района № 23 от 04.02.2021г. утвержден план мероприятий по регистрации права собственности района на автомобильные дороги общего пользования на 2021 – 2023 годы. Спорная автомобильная дорога включена в данный план на регистрацию по сроку исполнения до конца 2023 года. Для постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности на автомобильную дорогу и земельный участок под ней администрации необходимо будет осуществить мероприятия по разработке технического задания для постановки на кадастровый учет и определению исполнителей, заключению контрактов на выполнение работ по подготовке межевого плана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с чем, просит предоставить срок исполнения указанных в иске обязательств до 31.12.2023 года.

        Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение ответчика, считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.

        Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле в совокупности и каждое в отдельности, по правилам статей 59, 60, 67 ГПК Российской Федерации суд приходит к следующим выводам.

              Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

        Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

                Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

        В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

        Согласно ст. ст. 209, 210 этого Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

        Согласно статьи 13 Устава Тейковского муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Тейковского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Тейковского муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, входит в предмет ведения Тейковского района.

             В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

             При этом согласно ч.3 и 4 данной статьи, вышеуказанные полномочия на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

             Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога -это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

              При этом полоса отвода автомобильной дороги- это земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

        Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.

        В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципальных районов отнесены земельные участки, занятые сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

        Земельные участки и расположенные на них здания, строения, сооружения выступают в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

        Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

        В соответствии с п. 3 ст. 6 того же Кодекса земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных этим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

        В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

        Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат (п. 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г.).

            Исходя из содержания статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

        Статьей 85 ЗК РФ земельные участки, занятые автомобильными дорогами, отнесены к землям общего пользования.

        Как установлено судом из выписки из реестра муниципального имущества в собственности Тейковского муниципального района Ивановской области на основании Распоряжения Правительства Ивановской области от 22.03.2017 №40-рп «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Тейковским муниципальным районом и сельскими поселениями, входящими в его состав, в связи с изменением перечня вопросов местного значения сельского поселения, Постановления Совета Тейковского муниципального района Ивановской области от 26.04.2017 №224 «О внесении изменений в реестр муниципального имущества Тейковского муниципального района» находится автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <адрес>, идентификационный номер дороги , протяженностью

        Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления администрацией Тейковского муниципального района Ивановской области, в результате которой установлено, что ответчиком не предпринимается мер, направленных на регистрацию права собственности на земельный участок под вышеуказанной автомобильной дорогой местного значения.

        Из сообщения администрации Тейковского муниципального района от 14.12.2021 № 3171 следует, что земельный участок под автомобильной дорогой, расположенной по адресу: <адрес> идентификационный номер дороги , протяженностью в реестре муниципального имущества Тейковского муниципального района отсутствует.

        Вышеуказанная автомобильная дорога имеет дорожное покрытие, дорожное полотно, используется для пешеходного и транспортного сообщения, в связи с чем, является имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения в сфере содержания автомобильных дорог. Таким образом, земельный участок под указанным объектом должен находиться в собственности муниципального образования.

        Земельный участок под указанной автомобильной дорогой обеспечивает возможность органов местного самоуправления Тейковского муниципального района в полной мере осуществлять как дорожную деятельность на территории муниципального образования, так и решать другие вопросы местного значения, связанные с обслуживанием объектов улично-дорожной сети.

             Непринятие мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков под дорогами общего пользования нарушает права собственника земельного участка - Тейковского муниципального района Ивановской области, приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий владение, пользование, распоряжение земельным участком, дорожную деятельность, к отсутствию контроля за состоянием земельного участка, и как следствие, к его ухудшению.

                Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

                Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

                 Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

                При этом согласно статье 51 указанного закона, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

              Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

            С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности регистрации права муниципальной собственности на земельный участок под автомобильной дорогой общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес> идентификационный номер дороги , протяженностью .

        Отсутствие надлежащего оформления права собственности на земельный участок под указанной автомобильной дорогой, включающей в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, может повлечь занятие этих участков, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог, иными лицами, а так же создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствием к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

             В адресованном суду письменном отзыве ответчик не отрицает наличие у него обязанности по оформлению спорного земельного участка в муниципальную собственность.

        Кроме того, распоряжением администрации Тейковского муниципального района № 280-р от 27.12.2021 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») по регистрации права собственности Тейковского муниципального района на автомобильные дороги общего пользования и земельные участки под ними на 2021-2023 годы, в котором среди прочих значатся мероприятия по регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования и земельные участки под ними, расположенные в <адрес>. Срок исполнения указанных мероприятий предусмотрен 2022-2023 год.

        Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов муниципального образования является правомерным, поскольку допущенные нарушения являются существенными и общественно значимыми.

        Исходя из этого, в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает необходимым осуществить защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц и обязать администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области принять меры по проведению комплекса работ по оформлению в установленном порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения, расположенной по адресу: <адрес> идентификационный номер дороги , протяженностью

        При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

               Учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, суд, учитывая мнение прокурора, полагает возможным установить для исполнения решения срок до 31 декабря 2023 года, находя такой срок разумным.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области, в интересах муниципального образования Тейковский муниципальный район Ивановской области, к Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности удовлетворить.

           Обязать Администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области принять меры к оформлению в установленном действующем законодательством порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, идентификационный номер дороги , протяженностью в срок до 31 декабря 2023 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                 Димитриенко Т.А.

В окончательной форме решение суда составлено «20» января 2022 года.

2-62/2022 (2-1355/2021;) ~ М-1334/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тейковская межрайоная прокуратура
Ответчики
Администрация Тейковского муниципального района Ивановской области
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Димитриенко Татьяна Александровна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2022Дело оформлено
22.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее