Дело № 2 – 314
23 июля 2015 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
(М О Т И В И Р О В А Н Н О Е)
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.
при секретаре ЗВЯГИНЦЕВОЙ А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 23 июля 2015 года
гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора *** к Администрации *** сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению водоснабжения населения в соответствии с требованиями санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л :
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора *** (далее ТО Роспотребнадзора ***) обратился в суд с иском к Администрации *** сельсовета, указывая, что по обращению жителя *** о прорывах на водопроводе в рамках административного расследования, возбужденного по данному факту в отношении должностного лица администрации *** сельсовета <Дата> по ст. 6.5 КоАП РФ, совместно со специалистами Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ***» проведен отбор проб питьевой воды в *** по различным адресам: колонка у сельсовета, водопроводная колонка у Дома Культуры, в квартире № *** жилого дома № ***. Согласно лабораторным исследованиям пробы воды не соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям, по санитарно-химическим показателям. В ходе проведения административного расследования <Дата> на водопроводной сети *** обнаружено несколько аварий: на углу *** и ***, на ***, у водонапорной башни, расположенной в ***, обнаружено несколько прорывов водопроводной сети. Точное количество аварийных ситуаций определить не представляется возможным, так как водоснабжение осуществляется не в постоянном режиме. По данному факту специалистом – экспертом ТО Роспотребнадзора *** составлен протокол о временном запрете деятельности подземного централизованного источника водоснабжения Администрации *** сельсовета *** № *** от <Дата>, протокол об административном правонарушении № *** от <Дата> Решением *** суда деятельность подземного централизованного источника водоснабжения *** приостановлена на 30 суток. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Статья 19 закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению. Так питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Обязанность по неукоснительному соблюдению санитарных правил предусмотрена ст. 39 Закона. Нарушение санитарно-эпидемических правил на объектах централизованного и нецентрализованного водоснабжения создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Источник централизованного водоснабжения (водопровод в ***) расположен на территории муниципального образования *** сельсовета ***. В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Курганской области от 23.12.2014 № 108 « О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» обеспечение населения качественной питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения и является приоритетной задачей органов местного самоуправления поселения. Администрация *** сельсовета не определила перечень гарантирующих организаций для централизованной системы холодного (горячего) водоснабжения на территории ***, также не решила вопросы по организации водоснабжения населения *** в соответствии с установленными санитарным законодательством РФ требованиями, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может повлечь вспышки массовых инфекционных заболеваний, отравлений. Полномочия по решению данных вопросов местного значения, предусмотренные ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией *** сельсовета не реализуются. Бездействием ответчика непосредственно затрагиваются законные интересы территориального отдела по выполнению задачи по предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания и обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения (п. 8.2 Положения). Отсутствие водоснабжения, организованного в соответствии с установленными требованиями, в населенных пунктах на территории муниципального образования *** сельсовета создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает их конституционные права на благоприятную среду обитания (общественный интерес). В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит признать незаконным бездействие Администрации *** сельсовета *** по эксплуатации и содержанию водопровода ***, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода ***; обязать ответчика обеспечить содержание водопровода ***, соответствие питьевой воды из водопроводов *** в соответствии с требованиями законодательства РФ, в части соблюдения требований: п.п. 2.5, 3.1, 3.2 СанПин 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - ликвидировать аварийные ситуации на сооружениях системы водоснабжения или технических нарушений, которые привели к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения ***; п. 4.2 СанПин 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - после ликвидации аварийных ситуаций на сооружениях системы водоснабжения или технических нарушений, которые привели к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения ***, организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, согласно рабочей программе, утвержденной Главой Администрации *** сельсовета <Дата>.
В судебном заседании представитель истца Терентьева М. Л. на исковых требованиях настаивает по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснила, что по жалобе гражданина было проведено административное расследование, эксплуатация водопровода в *** была приостановлена на 30 суток. Водопровод должен функционировать в нормальном режиме, вода должна соответствовать требованиям СанПин. В связи с тем, что в *** сложилась аварийная ситуация на водопроводе, вода там бежит плохого качества. Аварийные ситуации на водопроводе должны быть ликвидированы, проведено хлорирование воды, проведен анализ воды. Программа производственного контроля качества воды утверждена Главой Администрации, но за два последних года вода ни разу не исследовалась. До настоящего времени представителем ответчика истцу не представлена информация о ликвидации аварийных ситуаций и их последствий на водопроводе в ***, не представлены результаты производственного лабораторного контроля. При отсутствии данных результатов нельзя говорить о ликвидации аварийной ситуации на водопроводе и соответствующем качестве воды, поскольку при аварийной ситуации происходит поступление в водопровод сточных вод, грязи, мусора. После ликвидации аварийной ситуации должно было проведено хлорирование всей системы. Самостоятельно территориальный отдел провести повторную проверку качества воды на объекте не имеет права, поскольку при административном расследовании, которое было проведено в <Дата>, предписание не выдавалось. Глава Администрации *** сельсовета в ТО Роспотребнадзора по поводу проведения анализа пробы воды не обращался.
Представитель ответчика Администрации *** сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки, о причинах неявки суду не сообщил, о разбирательстве дела в его отсутствие не просил, представитель истца согласен на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Глуховский М. А. исковые требования не признал, пояснил, что Администрация сельсовета не может эксплуатировать водопровод, поскольку у нее нет лицензии, и в соответствии с действующим законодательством Администрация сельсовета не может заниматься хозяйственной деятельностью, о чем просит истец. С <Дата> проводятся мероприятия по включению Администрации *** сельсовета в программу «Устойчивое развитие сельских территорий», которой предусмотрена реконструкция водопровода. На данный момент получен ответ, что Администрация *** сельсовета включена в данную программу на <Дата>. Водопроводные сети изношены, поэтому в настоящее время невозможно передать водопровод какой-то организации либо предпринимателю для эксплуатации и обслуживания. На ремонт водопровода и оплату электроэнергии за работу скважины деньги собираются с населения, но их недостаточно. Имеющиеся прорывы на водопроводе были устранены, но в процессе эксплуатацию появляются новые. Анализ воды не проводился, так как его делает обслуживающая организация, а таковой не имеется. Работа водопровода с разрешения судебного пристава-исполнителя возобновлена, но не в полном объеме, вода подается по режиму. У Администрации сельсовета имеется задолженность по оплате услуг за подачу электроэнергии на скважину. Финансовый отдел Администрации *** выделил ***, которые потрачены на погашение долга за электроэнергию.
Представитель Финансового отдела и Администрации *** Зеленецкая Л. В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее в судебном заседании поясняла, что в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» водоснабжение населения относится к полномочиям сельского поселения. Финансовым отделом Администрации *** в бюджет Администрации *** сельсовета было выделено и перечислено *** в помощь для решения вопроса по аварийной ситуации на водопроводе.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии со ст. 19, ч. 1 ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24, при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам (п.2.5).
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п.3.1).
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п.3.2).
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям (п.3.3)
Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 4.2).
В судебном заседании установлено следующее.
<Дата> в рамках административного расследования, возбужденного по обращению жителя *** о ненадлежащем качестве воды в отношении должностного лица администрации *** сельсовета по ст. 6.5 КоАП РФ, ТО Роспотребнадзора *** совместно со специалистами Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ***» проведен отбор проб питьевой воды в *** по различным адресам: колонка у сельсовета, водопроводная колонка у Дома Культуры, в квартире № *** жилого дома № ***.
Согласно протоколам лабораторных исследований пробы воды централизованного водоснабжения № *** от <Дата> и протоколу № *** от <Дата> (место отбора пробы: водопроводная колонка около сельского совета, ***) проба воды не соответствует требованиям СанПин по микробиологическим показателям (общее микробное число 190 кое/мл при допустимой норме не более 50), по санитарно-химическим показателям: по мутности (превышение в 6,6 раза), по содержанию железа (превышение в 5,0 раза), по вкусу (превышение в 1,5 раза).
Согласно протоколам лабораторных исследований пробы воды централизованного водоснабжения № *** от <Дата> и протоколу № *** от <Дата> (место отбора пробы: водопроводная колонка около Дома культуры ***) проба воды не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям (общее микробное число 170 кое/мл, допустима норма не более 50 кое/мл); по санитарно-химическим показателям: по мутности (превышение в 7,0 раза), по содержанию железа (превышает в 6,3 раза), по вкусу (превышение в 1,5 раза).
Согласно протоколу лабораторных исследований водопроводной воды из подземного централизованного источника водоснабжения от <Дата> № *** и протоколу № *** от <Дата> (место отбора пробы: водопроводный кран в квартире № *** жилого дома № ***) проба воды не соответствует требованиям СанПин по микробиологическим показателям (общее микробное число 179 кое/мл); по санитарно-химическим показателям: по мутности (превышение в 6,6 раза), по содержанию железа (превышает в 5,3 раза), по вкусу (превышение в 1,5 раза).
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, следует, что в результате осмотра водопроводной сети *** от <Дата> обнаружено несколько аварий: на углу *** и ***, на ***, со слов жителей ***, длящаяся с <Дата>, у водопроводной башни, расположенной в ***, обнаружено несколько прорывов водопроводной сети. Точное количество аварийный ситуаций определить не представляется возможным, так как водоснабжение осуществляется не в постоянном режиме.
Согласно протоколу о временном запрете деятельности от <Дата> № *** по результатам административного расследование эксплуатация водопроводной сети ***, осуществляемая Администрацией *** сельсовета, запрещена с 14 ч. 30 мин. <Дата> в связи с тем, что допущенные нарушения представляют прямую и непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, в дальнейшем неизбежно повлекут возникновение и распространение массовых инфекционных заболеваний.
Постановлением судьи *** суда от <Дата>, вступившим в законную силу, Администрация *** сельсовета *** признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности подземного централизованного источника водоснабжения с *** на срок 30 суток с момента фактического приостановления деятельности, то есть с 14.30 <Дата>.
Свидетель Ю. в судебном заседании показала, что в *** водопровод старый, часто бывают прорывы, поэтому вода подается по часам, вода пригодна только для хозяйственных нужд, в употребление как питьевая не пригодна. Водопровод бесхозный, его нужно менять, но денег у Администрации сельсовета нет. Часть населения, пользующаяся водой, платит за воду, для этого выбран человек, а часть не платит.
Таким образом, в судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривается, что водопровод *** эксплуатируется и содержится ненадлежащим образом, для населения подается вода, не соответствующая требованиям СанПин 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 данного закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Законом Курганской области от 23.12.2014 № 716 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» предусмотрено закрепление за сельскими поселениями Курганской области следующих вопросов местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 6.1 Устава *** сельсовета *** (с изменениями, внесенными решением *** сельской Думы от <Дата> № ***) за *** сельсоветом *** закреплены вопросы местного значения: организация в границах *** сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение населения качественной питьевой водой в количестве необходимом для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, является задачей органов местного самоуправления поселения, в данном случае Администрации *** сельсовета.
Судом установлено, что Администрация *** сельсовета исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по организации водоснабжения населения. К организации в границах муниципального образования водоснабжения населения относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для водоснабжения населения, водоотведения, относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности. Поэтому отсутствие на балансе сельсовета водопровода не освобождает Администрацию сельсовета от ответственности.
На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд считает установленным, что Администрация *** сельсовета должна обеспечить эксплуатацию водопровода в *** в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрация *** сельсовета не является хозяйствующим субъектом и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом заявлены требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, при этом орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия по устранению данных нарушений, а не устранять их собственными силами и средствами.
Выявленные нарушения являются существенными, нарушают права неопределенного круга лиц и могут негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье людей, поэтому суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным бездействия, допущенного ответчиком по эксплуатации и содержанию водопровода ***, по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода *** требованиям санитарного законодательства и устранении данных нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ТО Управления Роспотребнадзора *** в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора *** удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации *** сельсовета *** по эксплуатации, содержанию водопровода *** и по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода *** требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Администрацию *** сельсовета *** обеспечить содержание водопровода ***, соответствие питьевой воды из водопроводов *** в соответствии с требованиями законодательства РФ: обеспечить ликвидацию аварийных ситуаций на сооружениях системы водоснабжения или технических нарушений, которые привели к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения ***; после ликвидации аварийных ситуаций на сооружениях системы водоснабжения или технических нарушений, организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды согласно рабочей программе, утвержденной Главой Администрации *** сельсовета <Дата>.
Ответчик вправе подать в Шумихинский районный суд Курганской области заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: О. Л. Михалева