Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Грибовой Е.В.,
при секретаре Рафиковой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Золотова СА, Золотовой АР, Золотовой ВС, Золотовой ВС к ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отделу (<адрес>) ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и признании права на обеспечение жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Золотов С.А., Золотова А.Р., Золотова В.С., Золотова В.С. обратились в суд с иком к ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отделу (<адрес>) ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и признании права на обеспечение жилым помещением, утверждая, что на момент прохождения военной службы Золотов С.А. с семьей обоснованно были признаны нуждающимся в обеспечении жилым помещением, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по контракту на различных воинских должностях и ни он, ни члены его семьи не обеспечены жилым помещением. На основании договора найма им была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, в которой проживают до настоящего времени. Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи необоснованно были сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения. Так, действующее законодательство предусматривает обязанность истцов сняться с регистрационного учета и зарегистрироваться по месту жительства в предоставленном ему и членам его семьи служебном жилье в связи с отсутствием у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте и данные действия не могут свидетельствовать об ухудшение ими своих жилищных условий, в том числе и выезд супруги Золотовой А.Р. к месту военной службы супруга Золотова С.А.. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Золотов С.А. обратился с рапортом к командиру войсковой части 71383, в котором ходатайствовал о своем увольнении с военной службы, где просил оставить его в очереди на получение жилого помещения для постоянного проживания в городе Самаре, т.к. им подавались необходимые документы на имя командира войсковой части 71383 о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения, что отражено в приказе командующего войсками ЦВО № от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении с военной службы. О том, что изменился порядок обеспечения жилым помещением Золотову С.А. стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, когда его ознакомили с приказом командира войсковой части 71383 об исключении его из списков личного состава части. Однако, в силу закона, обязанность командира по выяснению согласия военнослужащего с увольнением и реализацией связанных с этим увольнением его жилищных прав предполагает обязанность командира разъяснить военнослужащему последствия такого согласия. Следовательно, командир воинской части в ходе беседы был обязан разъяснить Золотову С.А. последствия его согласия быть уволенным без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Уже ДД.ММ.ГГГГ он подал соответствующее заявление с необходимыми документами в 1-ый отдел ФГКУ «Центррегионжилье» и соответствующим решением был признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи. Таким образом, действия ответчиков, связанные с принятием решения о снятии Золотова С.А. и членов его семьи с жилищного учета являются незаконными, поскольку о своем праве на жилье он заявил в период прохождения военной службы, о чем свидетельствует рапорт на увольнение и выписка из приказа командующего войсками ЦВО № от ДД.ММ.ГГГГ, что дает ему и членам его семьи право быть обеспеченными жилым помещением за счет средств Минобороны РФ, поскольку для того имеются все условия, предусмотренные законом. Истцы просили суд признать незаконным решение о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ними право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ.
В судебном заседании представитель истцов, действующий по доверенности Скороходов А.В., исковые требований поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков, действующая на основании доверенности Некуш К.Б., полагая заявленные исковые требования незаконными и необоснованными, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ подполковник запаса Золотов С.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации №.
Из содержания ст.15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» следует, что государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, в связи с чем, признание нуждающимся в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Применение специальных норм основано на положениях части 3 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан осуществляется по правилам данного Кодекса лишь в том случае, если нормативным правовым актом не установлен иной порядок.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 вышеназванного Федерального закона, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы, в том числе, по состоянию здоровья, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», названные военнослужащие без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым дополнительно установлено, что военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На момент увольнения, с военной службы в запас по последнему перед увольнением месту военной службы Золотов С.А., согласно порядку, утвержденному приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не признавался нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников.
Приказом Командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник Золотов С.А. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, приказом командира войсковой части 71383 от ДД.ММ.ГГГГ №, исключен из списков личного состава части. На момент увольнения и исключения из списков личного состава части действовал приказ Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающий порядок признания военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений.
В уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации до даты исключения из списков части Золотов С.А. не обращался. Действия, направленные на реализацию права, произведены военнослужащим после увольнения с военной службы.
Заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, был представлен на рассмотрение в адрес 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» через два дня после увольнения с военной службы, о чем свидетельствует заявление со входящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также положения п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Золотов С.А., не признанный в установленном законом порядке в период службы нуждающимся в жилом помещении, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилищным органом Министерства Обороны РФ жилых помещений.
Поэтому доводы истца о его обращении с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ после увольнения и исключения из списков личного состава воинской части, не принимаются судом во внимание по вышеизложенным основаниям.
Истцами не представлено доказательств того, что Золотов С.А. в порядке, установленном законом и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Доводы представителя истца о том, что в силу закона, обязанность командира по выяснению согласия военнослужащего с увольнением и реализацией связанных с этим увольнением его жилищных прав предполагает обязанность командира разъяснить военнослужащему последствия такого согласия и следовательно, командир воинской части в ходе беседы был обязан разъяснить Золотову С.А. последствия его согласия быть уволенным без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд считает несостоятельными и не основанными на законе.
Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии Золотова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма принято в нарушение норм ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, Золотов С.А. и члены его семьи обоснованно подлежали снятию с учета.
Кроме того, Золотов С.А. с составом семьи 4 человека решением начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № был неправомерно принят на учет нуждающихся в связи с тем, что Золотов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в трехкомнатной квартире, предоставленной по договору социального найма, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 67,9 кв.метров.
На момент снятия с регистрационного учета, в указанном жилом помещении было зарегистрировано 2 человека, соответственно на Золотова С.А. приходилось 33,95 кв.метров площади.
Супруга Золотова С.А. - Золотова А.Р. и их совместные дети ФИО9 B.C., ФИО9 B.C. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в жилом помещении предоставленном по договору социального найма, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 42,7 кв.метров. На момент снятия с регистрационного учета в указанном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек, соответственно на супругу и детей Золотова С.А. приходилось 25,62 кв.метров площади.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
<адрес> жилых помещений, занимаемых Золотовым С.А. и членами его семьи по договору социального найма, подлежащая учету согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на момент исключения Золотова С.А. из списков личного состава воинской части составляет 14.9 кв. метров на одного человека (33,95 + 25,62) : 4.
Учитывая, что обеспеченность площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной по <адрес> на основании Постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, а срок на момент исключения Золотова С.А. из списков личного состава части, установленный ст. 53 ЖК РФ не прошел, Золотов С.А. правомерно снят с учета нуждающихся, предоставляемых по договору социального найма.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истца на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.
При таких обстоятельствах, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Золотова СА, Золотовой АР, Золотовой ВС, Золотовой ВС к ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отделу (<адрес>) ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и признании права на обеспечение жилым помещением, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В.Грибова