Дело № 2-248/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2016 года с. Большой Улуй
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Марченко П.С.,
с участием истца Калиберовой В.Ф.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калиберовой Валентины Федоровны к администрации Большеулуйского района, администрации Бобровского сельсовета о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Калиберова В.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Большеулуйского района, администрации Бобровского сельсовета о признании права собственности в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что жилое помещение: квартира по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, <данные изъяты> предоставлена ей ТОО «Бобровское» Калиберову Н.Е. и членам его семьи для проживания. Договор найма не заключался. В муниципальной собственности Большеулуйского района, Бобровского сельсовета квартира не числиться. Насколько известно истцу, данная квартира ранее принадлежала ТОО «Бобровское». Однако в собственность муниципалитета квартира не передавалась, в связи с тем истец не имеет возможности реализовать право на приватизацию квартиры. Истец постоянно проживает в данной квартире, производит ремонт, производит плату за пользование электроэнергией. Фактически проживает на условиях социального найма.
Администрацией Большеулуйского района представлен письменный отзыв, в котором выражена просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Большеулуйского района, возражения по иску отсутствуют, в реестре муниципальной собственности жилое помещение не значится /л.д.19, 12/.
Администрацией Бобровского сельсовета представлен письменный отзыв, в котором выражена просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Бобровского, указано об отсутствии возражений по иску, в реестре муниципальной собственности жилое помещение не значится /л.д.41, 13/.
3-е лицо – Калиберов Н.Е. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащими образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял /л.д.59/.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся сторон.
В судебном заседании истец поддержала исковое заявление по аналогичным мотивам.
Выслушав истца, исследовав представленные доказательства суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьей 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, может находиться в собственности поселений и городских округов.
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» - приватизация жилья – это передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений /ведомственный фонд/ по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, приобрести это помещение в собственность, на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность /совместную или долевую/ либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено из Уведомления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, что право собственности на жилое помещение по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, <данные изъяты>, не зарегистрировано /л.д.45/.
Судом установлено из технического паспорта, что жилой дом по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, <данные изъяты>, возведен в 1970 году.
Согласно похозяйственным книгам за 1980 год жилое помещение по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, с.Бобровка, ул.Новая, дом 3, квартира 2, в соответствии с п.2 ст. 5 ЖК РСФСР являлось общественным жилищным фондом /л.д.29-35/.
Из похозяйственных книг за период с 1980 по 2000год видно, что в жилом помещении проживали работники колхоза «Путь Ильича», ТОО «Бобровское», о чем свидетельствуют подписи членов хозяйства и лиц, проводивших проверку.
Из похозяйственной книги за 2009-2011гг. видно, что в жилом помещении проживали и Калиберов Н.Е., а также Гвоздева /Калиберова/ В.Ф. – работающая охранником ДРСП, безработная, о чем свидетельствуют подпись членов хозяйства, подписи лиц, проводивших проверку, отсутствуют /л.д.35/.
Из копии паспорта Калиберовой В.Ф. установлено, что Калиберова В.Ф. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, <данные изъяты>, с 11.05.2012 года /л.д. 6/.
Согласно Справке Бобровского сельсовета от 11.10.2016 года Калиберова В.Ф. зарегистрирована по месту жительства без какого-либо основания /л.д.27/.
Таким образом, судом установлено, что Калиберова В.Ф. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрацию Бобровского сельсовета не обращались, документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не представляла, вопрос о принятии или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в отношении не рассматривался.
Доказательства /показания бывшего руководителя ТОО «Бобровское» Редькова М.Д. о вселении на основании устного распоряжения руководителя ТОО «Бобровское» правового значения для разрешения заявленного спора о признании права собственности в порядке приватизации не имеют.
Согласно п.2 ст. 5 ЖК РСФСР жилые дома, принадлежащие колхозам и другим кооперативным предприятиям, их объединениям, профсоюзным и иными общественным организациям включены в общественный жилищный фонд.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Положением «О реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», утвержденных Постановлением Правительства от 04.09.1992 года № 708, а также Постановлением Правительства № 724 от 17.07.1995 года «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность», передача этих объектов, в том числе. Обобществленного жилищного фонда, в муниципальную собственность, либо в собственность правопреемников – образованных за счет имущества колхозов и совхозов иных сельскохозяйственных предприятий, осуществлялась исключительно в добровольном порядке.
В силу ч.3 ст. 19 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», утратившего силу с 01.03.2005 года, был установлен запрет на продажу иным лицам заселенных квартир и домов государственного, муниципального и общественного жилищных фондов без согласия проживающих в них совершеннолетних граждан.
Судом установлено из архивной справки, что на основании Постановления Главы Большеулуйского района от 25.12.1992 года № 201 и в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также Постановления Правительства российской Федерации от 29.12.1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 года « 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» колхоз «Путь Ильича» был реорганизован в товарищество с ограниченной ответственностью «Бобровское» /ТОО «Бобровское»/. На основании Постановления главы района № 117 от 25.05.1998 года преобразован в ЗАО /Закрытое акционерное общество/ «Бобровское». На основании Постановления главы района 07.06.1999 года, № 124, реорганизован в СПК /сельскохозяйственный производственный кооператив/ колхоз «Бобровский» / архивная справка л.д.40-43/.
На основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства деятельность прекращена 12.10.2006 года.
Данных о передаче правопреемнику спорного жилого помещения после прекращения деятельности 12.10.2006 года в деле не имеется.
При этом истец была зарегистрирована в спорном жилом помещении после прекращения деятельности предприятия: временно с 17.07.2009 года по 17.07.2009 года, а впоследствии по месту жительства – с 11.05.2012 года.
Таким образом, оснований для удовлетворения искового заявления о проживании в жилом помещении на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации не имеется, так как в деле не представлено доказательств о вселении истца в установленном порядке.
Отсутствие возражений по иску правового значения при установленных обстоятельствах не имеют.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении искового заявления Калиберовой Валентины Федоровны к администрации Большеулуйского района, администрации Бобровского сельсовета о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Судья Марченко П.С.