Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1065/2017 ~ М-1115/2017 от 25.08.2017

дело № 2-1065/2017 год

Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

город Ирбит 25 октября 2017 года

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.А. Буньковой при секретаре судебного заседания Морозовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташовой С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Медицинской сестре поликлиники Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Ирбитская центральная городская больница» Карташовой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратившейся ДД.ММ.ГГГГ года в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите и Ирбитском районе (далее- Пенсионный орган) за назначением пенсии на основании подпункта 20 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, решением начальника Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года было отказано в назначении пенсии по мотиву отсутствия необходимого стажа ( 30 лет), был не включен период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты>), когда Карташова С.А. в должности <данные изъяты> работала в Муниципальном предприятии «Ирбитская городская стоматологическая поликлиника» - с тем обоснованием, что лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, а не на предприятии; учреждение это единственная организационно-правовая форма, работа в котором включается в стаж на соответствующих видах работ, которое указано в выше указанной статье Закона № 400- ФЗ, поименовано в п.1 Списка № 464 от 06.09.1991 года ( <данные изъяты>).

Карташова С.А., считая решение незаконным, обратилась с иском к Пенсионному органу о включении в специальный трудовой стаж выше указанного периода работы. В ходе рассмотрения дела было заявлено дополнительное исковое требование: о назначении пенсии со дня обращения.

В судебном заседании истец Карташова С.А. поддержала уточненные требования, дополнительно пояснила, что в спорном периоде ее должностные обязанности были теми же, что и после переименования предприятия в учреждения, стоматологическая поликлиника выполняла лечебные функции, в ней сохранился тот же штат: <данные изъяты>.

Представитель ответчика Пенсионного органа Митновицкая Н.В. просила отказать в удовлетворении иска, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, имеющихся в материалах дела (<данные изъяты>), связанную с буквальным толкованием норм права, регулирующими зачет периодов работы в связи с лечебной деятельностью в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, имевший место с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, закрепляющих единственную организационно-правовую форму юридического лица в виде «учреждения». Невозможность включения по этим основаниям спорного периода ведет к наличию стажа по специальности у истца в размере <данные изъяты>.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ( далее Закон), вступившего в законную силу с 01.01.2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона (женщинам - 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч.2 ст. 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в частях 3 и 4 данной статьи, закреплены гарантии лицам, начавшим трудовую деятельность на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выражающиеся в том, что эти периоды работы (деятельности) засчитываются в стаж при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как видно, спорный период трудового стажа приходился на время, когда действовал Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1, согласно ст. 81 которого, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, действовавший в период времени с 08.12.1993 года по 24.03.1997 года, когда стоматологическая поликлиника именовалась предприятием, был утверждён Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. В данном Списке должность медицинской сестры указана, в качестве учреждения здравоохранения указана и поликлиника.

Постановлением главы администрации города Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ года № было зарегистрировано муниципальное предприятие «Ирбитская стоматологическая поликлиника», находящееся по <адрес> (<данные изъяты>), а Постановлением Главы администрации города Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ года было зарегистрировано муниципальное учреждение здравоохранения «Ирбитская городская стоматологическая поликлиника», созданное в результате преобразования (изменения организационно-правовой формы) муниципального предприятия с аналогичным названием, находящееся по выше указанному тому же адресу (<данные изъяты>

В п.2.1 Устава муниципального предприятия от ДД.ММ.ГГГГ года указано, что предприятие здравоохранения осуществляет профилактическую, лечебно-профилактическую, диагностическую, реабилитационную помощь населению. Представитель ответчика не отрицает, что и фактическими направлениями деятельностибыли именно таковыми, то естьосуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Не оспаривается стороной ответчика изменение должностных обязанностей <данные изъяты> учреждения здравоохранения по сравнению с предприятием здравоохранения.

Непризнание иска строится на формальном основании: на отсутствии наименования «предприятие» в списке учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Между тем, анализ пенсионного законодательства, действовавшего прежде, не подтверждает такую позицию ответчика.

Так, из текста выше приведённой ст. 81 Закона Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 не следовало, что право на пенсию по выслуге лет имеют медицинские работники только учреждений, в ней речь идёт не об организационно-правовой форме поликлиники, а о направлении деятельности – она должна заниматься лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Далее, в п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 было указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с положениями п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Суд полагает, что разъяснения Верховного Суда о трудовых пенсиях применимы и к спорному вопросу, связанному с назначением страховой пенсии по старости, поскольку не с названием пенсии связан иск, а с толкованием конституционных основ реализации права на пенсию по старости досрочно.

Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 6 марта 2003 г. № 107-О указал, что из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает и то, что финансирование досрочных страховых (а ранее-досрочных трудовых) пенсий, производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10), являющегося составной частью законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях ( ст. 2 Закона), финансирование обязательного страхового обеспечения осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от формы собственности, организационно-правовой структуры.

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации разграничивает возможность существования предприятия и учреждения лишь в зависимости от того, осуществляется ли там предпринимательская деятельность и является ли она основной в достижении целей, ради которых они созданы. А в сфере пенсионного законодательства понятие «учреждение» имеет собирательный смысл, применительно к юридическому лицу, и не подлежит буквальному толкованию.

Из п.17Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от11.12.2012 года № 30 следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Суд отвергает довод Пенсионного органа о необходимости руководствоваться подпунктом «в» п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665, где говорится о неприменении Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, поскольку данным постановлением суд не руководствуется. А в Постановлении от 16.07.2014 года № 665 закреплена правомерность применения Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Именно в данном периоде и имел место спорный период трудовой деятельности истца.

В силу выше изложенного суд считает обоснованными требования истца. Предусмотренных ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения конституционного права судом не установлено. Решение спора иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Неравный подход запрещен и статьей 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах ( 16.12.1966 года), согласно которой все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку.

Никаким образом переименование предприятия в ДД.ММ.ГГГГ году не отразилось в записях трудовой книжки истца ( <данные изъяты>), как основного документа о трудовой деятельности и трудовом стаже работника ( ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации ).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости включению в стаж Карташовой С.А., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии спорного периода времени: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

В итоге с зачтенным периодом Пенсионным органом <данные изъяты> стаж работы по специальности на день обращения составит <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 22 Закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Днем обращения истца является ДД.ММ.ГГГГ года. С этой даты Карташовой С.А. должна быть назначена пенсия.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Карташовой С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии со дня обращения, удовлетворить.

Включить Карташовой С.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующий период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в должности <данные изъяты> Муниципального предприятия «Ирбитская городская стоматологическая поликлиника».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области назначить и выплачивать страховую пенсию по старости Карташовой С.А. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий -/подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Судья Н.А. Бунькова

Секретарь судебного заседания Е.С. Морозова

<данные изъяты>

2-1065/2017 ~ М-1115/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карташова Светлана Анатольевна
Ответчики
ГУ УПравление Пенсионного фонда РФ в г.Ирбите и Ирбитском районе
Суд
Ирбитский районный суд Свердловской области
Судья
Бунькова Надежда Анатольевна
Дело на странице суда
irbitsky--svd.sudrf.ru
25.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2017Передача материалов судье
29.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2017Подготовка дела (собеседование)
11.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2017Судебное заседание
25.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее