Дело №2-432/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Рудикове С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании действий незаконными, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л;
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании действий незаконными, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка.
Требования мотивируют тем, что обратились в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и <адрес> с кадастровым номером №. Согласно ответам начальника отдела архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № - «Вышеуказанные земельные участки согласованы и сформированы для предоставления иным лицам, в связи с чем удовлетворение поданных заявлений не возможно». Просят с учетом уточненных исковых требований, признать незаконными действия администрации <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выразившиеся в неправомерном отказе инвалидам ФИО2 в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>; в отказе инвалиду ФИО1 в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» принять решение о предоставлении земельного участка с государственным кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в аренду и направить проект договора ФИО2; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» принять решение о предоставлении земельного участка с государственным кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в аренду и направить проект договора ФИО1
В судебное заседание ФИО2, ФИО1 не явились, были извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. С согласия представителя истцов ФИО4, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истцов ФИО4 (действующая по доверенностям) поддержала заявленные требования, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5 (действующий по доверенностям) возражал против заявленных требований, суду пояснил, что ответы об отказе в предоставлении земельных участков даны мотивированные, оснований для заключения договоров аренды земельных участков, не имеется. Схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> была согласована ФИО6 Схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к Главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка под ЛПХ, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в аренду на 4 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка под ЛПХ, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в аренду на 4 года.
Указанное заявление по существу не рассмотрено, даны ответы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, что земельный участок с кадастровым номером № находится в стадии оформления другим лицом, обеспечивающий за свой счет выполнение в отношении указанного участка кадастровые работы и осуществившим его постановку на государственный кадастровый учет; земельный участок с кадастровым номером № согласован и сформирован для предоставления иному лицу.
Вышеуказанные земельные участки согласованы и сформированы для предоставления иным лицам, в связи с чем удовлетворение поданных заявлений не предоставляется возможным».
В судебном заседании представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5 пояснил, что в настоящее время ФИО6 утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Предоставить его в аренду ФИО1 не представляется возможным.
Возражая против доводов представителя органа местного самоуправления, представитель истцов ФИО4 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кадастр 24» и ФИО7 был заключен договор на выполнение кадастровых работ, связанных с образованием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В дальнейшем ФИО7 переуступило свое право на земельный участок ФИО1 В настоящее время договоры аренды на спорные земельные участки с какими-либо лицами не заключены, сведения о данных обстоятельствах отсутствуют в Управлении Росреестра по <адрес>.
Из материалов дела следует, что МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предоставило ответ ФИО1 и ФИО2, в котором сообщило, что указанные земельные участки невозможно предоставить, в связи с тем, что они находятся в стадии оформления другим лицам.
МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» рассмотрено заявление ФИО1 и ФИО2, дан отказ в предоставлении земельных участок в аренду сроком на 4 года, между тем, в материалы дела доказательства в обоснование оснований для отказа не представлено. Письмо ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что она проводила кадастровые работы именно земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, договор аренды указанного земельного участка в настоящее время с ФИО6 не заключен. В представленном кадастровом плане территории (кадастровый квартал №) нет сведений, что схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> согласована именно ФИО6 Кроме того, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» не представлено доказательств, что земельный участок по адресу: <адрес> оформлен на имя другого лица. По данным выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, права собственности или иные права на указанный земельный участок не зарегистрированы.
В связи с чем указанные в ответах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ основания суд считает не законными.
Согласно требованиям ГПК РФ именно орган, действия которого обжалуются, обязан предоставить суду доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа. При рассмотрении настоящего дела представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» не представил доказательств в обоснование наличия оснований для отказа ФИО1 и ФИО2 в заключении договоров аренды, пояснив в судебном заседании, что доказательств согласования земельного участка иным лицам предоставлять не намерен. Заинтересованному лицу судом неоднократно предлагалось предоставить доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в предоставлении земельных участков в аренду. С учетом распределения бремени доказывания, дело рассмотрено судом по представленным доказательствам.
Принимая во внимание, что ФИО2 и ФИО1 не было разъяснено право на повторное обращение с заявлениями о предоставлении земельных участков с учетом их нуждаемости, отсутствие доказательств, что в настоящее время спорные земельные участки сформированы для предоставления иным лицам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконными.
В данном случае истцам созданы препятствия к осуществлению их прав, так как заявление о предоставлении им земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не рассматривается без законных оснований. Другие лица, которым предоставлены земельные участки, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2, ФИО1 к администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании действий незаконными, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>" повторно в течение 10 дней рассмотреть заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №
Обязать администрацию <адрес> в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>" повторно в течение 10 дней рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева