Дело № 2-11052/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Исаковой В.В.,
с участием помощника прокурора Мироновой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокуратура, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления со стороны ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ». В ходе натурного обследования территории бывшего судостроительного завода «ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в помещении нежилого <данные изъяты> здания общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым (или условным) номером № осуществляется резка, обработка и отделка камня в целях производства памятников. Данная деятельность осуществляется ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» (ИНН <данные изъяты>). Часть нежилого <данные изъяты> здания общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым (или условным) номером № предоставлена ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» во временное возмездное владение и пользование на основании договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ № сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Блоки габбро-диабаза закупаются у ООО «ФИО2» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. В процессе производственной деятельности ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» образуются, в том числе следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по <данные изъяты>); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный) (код по <данные изъяты>); отходы резки, обработки и отделки камня для памятников (код по <данные изъяты>). В нарушение требований природоохранного законодательства ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА - КАРЕЛИЯ» инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности Общества, не проведена, паспорта на отходы не утверждены, в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия не представлены. Поскольку невыполнение ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА - КАРЕЛИЯ» требований федерального законодательства об охране окружающей среды и законодательства об отходах производства и потребления, влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, т.е. таких прав граждан, которые в силу ст.ст. 17, 18 и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, гарантированы и соответственно защищаются действующим законодательством, Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, просит обязать ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы резки, обработки и отделки камня для памятников; а также направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокуратура Миронова Д.Ю., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Возражений относительно заявленных исковых требований не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие возражений или объяснений со стороны ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений, имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства их подтверждающие.
Заслушав помощника Карельского межрайонного природоохранного прокуратура Миронову Д.Ю., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 вышеуказанного закона негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, сказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Еще одно определение отходов производства содержится в п.3.11 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, из которого следует, что отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления.
В частности, из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.
Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.
Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая ратифицирована Россией.
Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.
Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов.
При этом в соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические липа, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 1 указанного Федерального закона документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе является паспорт отходов.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 года № 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (пункт 2).
В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 (далее по тексту - Правила), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (пункт 3).
Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.
Согласно п.7 Правил копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года №445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), представляющий перечень образующихся отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Последняя цифра кода определяет класс опасности отходов.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения и выполнения требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ».
В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории бывшего судостроительного завода «ФИО1», ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» осуществляет деятельность по резке, обработке и отделке камня в целях производства памятников.
В процессе производственной деятельности ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» образуются, в том числе следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по <данные изъяты>); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный) (код по <данные изъяты>); отходы резки, обработки и отделки камня для памятников (код по <данные изъяты>).
Таким образом, в процессе осуществления ответчиком своей деятельности образуются отходы строительства и ремонта, мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный, в том числе отходы I-IV классов опасности.
Однако в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований ответчиком не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности Общества, паспорта на отходы не утверждены, в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия не представлены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что ответчик осуществляет свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
Учитывая, что ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» не выполнены вышеуказанные нормы закона, доказательств, в опровержение доводов искового заявления ответчиком не представлено, суд находит исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «СКАЛА-КАРЕЛИЯ» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы резки, обработки и отделки камня для памятников, и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 16.12.2015.