Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2012 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего: Курунтяевой О.Д.
При секретаре: Тихановой А.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1525\2012 года по иску ААП к администрации г.о.Самара о признании права собственности на гараж,
У С Т А Н О В И Л:
ААП обратилась с заявлением к администрации г.о.Самара о признании права собственности на гараж, указав, что согласно решения Исполнительного Комитета Городского совета народных депутатов Куйбышевской области № 310 от 07.05.1981 года гаражному кооперативу № 21 Красноглинского района разрешено строительство двухэтажного кооперативного гаража на земельном участке 0,2 га, с отведением его гаражному кооперативу Государственным актом № 278 от 12 июня 1981 года на бессрочное пользование. Согласно Акту № 3751 от 2 июня 1981 года Красноглинскому райисполкому отведен в натуре земельный участок площадью 0,2 га для строительства двухэтажного кооперативного гаража. На основании решение № 710 от 20 сентября 1991 год Куйбышевского горисполкому ГСК № выдано свидетельство (временное на период строительства) в бессрочное (постоянное) пользование землей для строительства гаража в пос. Южный Красноглинского района площадью 0,3 га. 17.01.2007 года был зарегистрирован устав некоммерческого потребительского гаражного кооператива № № (НПГК-№), ранее ГСК-№. Истица является членом НПГК № № и ей принадлежит гараж №, находящийся по адресу: <адрес>. В настоящее время она решила оформить гараж в свою собственность. Министерство имущественных отношений самарской области ей отказало в предоставлении земельного участка, поскольку не представлены документы на гараж. Просит признать за ней право собственности на гараж № расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 35,10 кв.м.
В судебном заседании представитель истицы, по доверенности ОЮВ исковые требования поддержала, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердила, пояснила суду, что в ином порядке, решить данный вопрос невозможно.
Представитель Администрации г.о.Самара, и администрации Красноглинского района г.о.Самара, по доверенности БИА исковые требования истицы не признала, пояснила суду, что спорный гараж является самовольной постройкой, не представлено разрешение на строительство, а также не предоставлено документов подтверждающих право истицы на земельный участок на котором расположен гараж.
Представитель НПГК№ в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поступило в суд заявление от председателя ВВС, который просит дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями истицы согласен.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Выслушав представителя истицы, ответчика, третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ААП подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статьей 29 ЗК РФ и п. 2 ч. 2 ст. 5.1, п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 07.05.1981 года № 310 «Об отводе земельного участка и разрешении строительства двухэтажных кооперативных гаражей в Красноглинском районе» было принято решение об отводе гаражно-строительному кооперативу № в Красноглинском районе земельного участка площадью 0,2га в бессрочное пользование. (л.д.5) Актом № 3751 «Об отводе границ участка в натуре» от 2 июня 1981 года был отведен вышеуказанный земельный участок площадью 0,2 га для строительства двухэтажного кооперативного гаража (л.д.6)
ГСК-21 выдано свидетельство в бессрочное пользование 0,3 га (л.д. 7)
Из государственного Акта на право пользования землей следует, что гаражно-строительному кооперативу № закреплено в бессрочное пользование 0,2 га земли для строительства двухэтажных кооперативных гаражей (л.д.8-9)
Вышеуказанные решения были приняты в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками и соответствуют требованиям действующего законодательства и требованиям земельного законодательства, действующего на момент их предоставления, т.е. Земельного кодекса РСФСР от 1970 года.
Согласно ст. 3, 12 Земельного кодекса РСФСР, вся земля находилась в собственности государства и предоставлялась в порядке отвода только в пользование, которое в свою очередь было бессрочным и временным. В силу ст. 11 указанного закона, бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока, а временное пользование до 3-х лет или от 3-х до 10 лет. В соответствии со ст. 17 указанного закона, приступить к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего права пользования землей, запрещалось. Как установлено судом, гаражно-строительным кооперативом № были выполнены все вышеперечисленные требования закона.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что земельный участок для строительства гаражей был отведен ГСК-21 в установленном законом порядке, перечисленные выше решения никем не оспорены и недействительным не признаны, земельный участок, предоставленный ГСК № в бессрочное пользование, не изымался.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В период действия Земельного кодекса от 1970 г., земельные участки, выделенные предприятиям, организациям, учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования земель, закреплялись за членами товариществ, кооперативов во вторичное пользование без ограничения определенным сроком (ст. 26 ЗК РСФСР).
Из смысла данной нормы закона следует, что граждане, вступающие в кооператив индивидуальных застройщиков, которому земля предоставлена в бессрочное пользование, после распределения земельных участков между его членами становятся владельцами соответствующих земельных участков на тех же условиях, что и кооператив.
Как следует из справки председателя НПГК № от 11.03.2011 г. ААП является членом гаражного кооператива № и ей принадлежит на праве собственности гараж № находящийся по адресу: <адрес>. Паевой взнос выплачен полностью на 22.11.2005 года (л.д. 22)
Из заключения кадастрового инженера следует, что земельный участок площадью 37,00 кв.м. полностью расположен в границах отвода под строительство гаражей гаражно-строительному кооперативу.
Таким образом, отсутствие у ААП правоустанавливающих документов на всю землю находящуюся под гаражом, не свидетельствует об отсутствии у него права на земельный участок, находящийся под гаражом №.
Согласно п. 9.1 ФЗ РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", граждане, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у ААП, как члена НПГК №, возникло правомерное пользование земельным участком, находящимся по адресу: <адрес>, расположенным в рамках отведенной ГСК земли.
Постановлением Конституционного суда РФ от 13.12.2001 года № 16-П " По делу о проверки конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы " Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской, установлено право граждан продолжить пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Принимая во внимание, что площадь спорного земельного участка не превышает минимальный размер установленный ст. 13 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле», принятым Самарской Губернской Думой 22.02.2005 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2008 года), а также учитывая, что земельный участок сформирован, спора о границах земельного участка не существует, земельный участок представляет единое целое с земельным участком, предоставленным НПГК-№ в бессрочное пользование, находится в границах земельного участка, предоставленного НПГК-№ суд полагает необходимым удовлетворить требования истицы о признании за ней права собственности на гараж общей площадью 35,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании установлено, что гараж по вышеуказанному адресу состоит на кадастровом учете, объекту присвоен кадастровый номер 63:01:0000000:0:19281 (л.д.15)
При строительстве гаража № не был соблюден установленный законодательством порядок получения разрешения на строительство и на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с ч.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, объект капитального строительства – гараж №, в силу указанной правовой нормы, является самовольной постройкой.
В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ право на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицами, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из строительно-технического заключения, выполненного ООО «Бюро вневедомственной экспертизы» объект отвечает требованиям СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» по своему функциональному назначению. Объект соответствует СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии» а также действующим нормативным противопожарным и санитарным требованиям. Объект соответствует СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», что обеспечивает его надежность и безопасность. Основные несущие конструкции гаража № пригодны для постоянного хранения автомобиля и находятся в удовлетворительном состоянии в части его устойчивости, надежности, безопасности и возможности дальнейшей эксплуатации. (л.д. 21)
В соответствии с санитарно-гигиенической оценкой ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» в Красноглинском районе г. Самара от 15.10.2012 года, гараж №, возведенный по адресу: <адрес> не противоречит требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно экспертному заключению № 12\294 от 05.09.2012 года, выполненному ООО «Аудит Безопасность», установлено, что на объекте защиты гараж № расположенный по адресу: <адрес> выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в части объемно-планировочных и конструктивных решений. (л.д. 43)
Данные обстоятельства, подтверждают соответствие самовольной постройки экологическим, санитарно – эпидемиологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным, строительным и другим нормам и правилам.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и (или) отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Из показаний представителя истца ОЮВ следует, что истица неоднократно обращалась в Администрацию города и района об издании постановления о вводе в эксплуатацию, однако ей было отказано.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно справке, заверенной председателем НПГК-№ ВВС паевый взнос по состоянию на 22.11.2005 г. выплачен полностью, задолженностей перед кооперативом не имеет (л.д.22).
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что гараж №, принадлежащий истице, возведен на земельном участке, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, суд считает возможным признать за истицей право собственности на указанный гараж.
При решении вопроса по данному иску, суд учитывает, что в ином порядке оформить свое право на данный объект истица не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ААП удовлетворить.
Признать за ААП право собственности на гараж № общей площадью 35,10 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 29 октября 2012 года.
Председательствующий: