Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3954/2016 ~ М-2778/2016 от 28.03.2016

№ 2-3954/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.

при секретаре Танцюра Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления дилерскими центрами, станциями технического обслуживания автомобилей, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Петрозаводского городского округа, по результатам которой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» (Дилерский центр <данные изъяты>). Установлено, что основным видом деятельности ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» является торговля автотранспортными средствами, дополнительным – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, прочие виды услуг в сфере обращения с автотранспортными средствами. В автотехцентре ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» предусмотрен комплекс услуг по обслуживанию автомобилей, в том числе диагностика и регулирование агрегатов, шиномонтаж, текущий ремонт автомобилей и агрегатов, смазочно-заправочные работы, предпродажная подготовка (обработка), мойка, разборка автомобилей, выправление и покраска кузовов. При проведении выездной проверки с привлечением специалистов Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на момент осмотра в ходе реализации производственного процесса ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» фактически установлено образование, в том числе следующих отходов производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, утратившие потребительские свойства, оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившее потребительские свойства, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных, отходы синтетических и полусинтетических масел моторных, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), либо обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более), лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, смет от уборки территории предприятий, организаций, лом и отходы изделий из акрилонитрилбутадиенстирола (пластик АБС) незагрязненные и/или прочие изделия, утратившие потребительские свойства при обслуживании и ремонте автотранспортных средств, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (металлические бочки), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (пластиковые канистры). Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных выше требований законодательства ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» не проведена инвентаризация образующихся отходов, вследствие чего не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы, что подтверждается также информацией Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ . Проверкой установлено, что указанные требования законодательства природоохранного законодательства ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» не выполняются, профессиональное обучение руководителем, а также ответственными лицами не пройдено. По факту допущенных нарушений природоохранного законодательства 23.03.2016 Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении юридического лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ, материалы направлены на рассмотрение в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. На основании изложенного, учитывая также положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор просит обязать ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы I-IV класса опасности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом; обязать ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести подготовку руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также допущенных к работе с отходами I-IV классов опасности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвердив прохождение обучения документами о квалификации, выданными по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

В судебном заседании заместитель Карельского межрайонного природоохранного прокурора Республики Карелия Антонов П.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещены судом о времени и месте слушания дела. До судебного заседания представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями согласны, принимают меры по устранению допущенных нарушений.

Третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте слушания дела. До судебного заседания Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия представило отзыв на исковое заявление, полагают, что исковые требования заявлены обоснованно, подлежат удовлетворению.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении , суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст.1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, является негативным воздействием.

Из содержания ст.ст. 3, 34, 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» следует, что юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, обязаны обеспечивать экологическую безопасность при осуществлении: размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, а так же обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ч.1 ст.4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

На основании ч.1 ст.51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 10 и 11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов; а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

По смыслу ст.ст. 1, 4.1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» следует, что к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Порядок отнесения отходов к классу опасности также определен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», согласно которому Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, то есть отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды и обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней).

Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей среды осуществляется на основании критериев, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 и разработанных в целях реализации ст.14 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п.2 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержаний сведения об их составе, является паспорт отходов.

Требование о необходимости составления паспорта отходов на отходы I-IV классов опасности закреплено в ч.3 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно п.4. «Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.

Как установлено в п.7 указанных Правил копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность на территории <адрес>, было установлено, что ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» (дилерский центр <данные изъяты>) осуществляет комплекс услуг по обслуживанию автомобилей, в том числе диагностика и регулирование агрегатов, шиномонтаж, текущий ремонт автомобилей и агрегатов, смазочно-заправочные работы, предпродажная подготовка (обработка), мойка, разборка автомобилей, выправление и покраска кузовов.

Также проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком не проведена инвентаризация образующихся отходов, вследствие чего не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие наличие подготовки (у руководства и специалистов) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Между тем, из содержания ст.15 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.73 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» следует, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, соблюдение ответчиком указанных выше экологических требований при осуществлении эксплуатации сооружений и объектов является обязательным условием, и направлено на охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия, а также направлены на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду.

Невыполнение ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» перечисленных выше требований природоохранного законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, то есть права, которые в силу ст.ст. 17, 18 и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемым, непосредственно действующим, гарантированы и соответственно защищаются действующим законодательством, а так же может привести к истощению, ухудшению качественных и количественных показателей окружающей природной среды в целом.

Факт допущенных ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» нарушений подтверждается также постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ. Кроме того, указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы I-IV класса опасности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом.

Обязать ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести подготовку руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также допущенных к работе с отходами I-IV классов опасности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвердив прохождение обучения документами о квалификации, выданными по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Взыскать с ООО «СЕВЕРНАЯ БАВАРИЯ» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.М.Бингачова

Мотивированное решение изготовлено 24.04.2016.

2-3954/2016 ~ М-2778/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Северная Бавария"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию и экологии Республики Карелия
Министерство по Природопользованию и экологии Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Бингачова Е.М.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
28.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2016Передача материалов судье
31.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2016Судебное заседание
24.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2016Дело оформлено
09.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее