РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2022 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-315/2022 по иску Горшуновой Ю.Ю. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссии по проведению служебных проверок администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец Горшунова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссия по проведению служебных проверок администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 №1, от 15.11.2021 №2, от 19.01.2022 №1; взыскании с администрации Сызранского района в ее пользу компенсации морального вреда в размере 100000 рублей; возложении на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением дела в размере 20000 рублей.
В обоснование заявленного иска указала, что 06.10.2021 администрацией Сызранского района в соответствии с Федеральным Законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», Уставом муниципального района Сызранский Самарской области, принятым решением Собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 №28 принято Постановление №927 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях», которое было опубликовано 12.10.2021 в газете «Красное Приволжье» №73 (11332) (далее - Постановление). В указанное Постановление были внесены изменения Постановлениями администрации Сызранского района от 19.10.2021 №979, от 01.12.2021 №1144, от 09.12.2021 №1168.
Она является субъектом отношений, регулируемых Постановлением от 06.10.2021 №927 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях» поскольку с 02.03.2016 работает в администрации Сызранского района Самарской области в должности руководителя аппарата по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №) и является муниципальным служащим.
Служебные проверки в отношении нее были назначены на основании: -распоряжения администрации Сызранского района от 12.10.2021 № «О проведении служебной проверки», служебной записки от 11.10.2021 Главы муниципального района. Сызранский Кузнецовой В.А. по факту отсутствия в личном деле Горшуновой Ю.Ю. распоряжения администрации Сызранского района от 18.04.2018 № о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания на руководителя аппарата Горшунову Ю.Ю., а также отсутствия должностной инструкции на руководителя аппарата Горшунову Ю.Ю.; -распоряжения администрации Сызранского района от 12.10.2021 № «О проведении служебной проверки», служебной записки от 11.10.2021 Главы муниципального района Сызранский ФИО5, служебной записки (в дополнение) от 12.10.2021 по факту возможного разглашения служебной информации по факту наличия 2-х различных вариантов должностной инструкции заместителя главы - руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО6, предоставленных ФИО7 в адрес прокурора Самарской области ФИО8); -распоряжения администрации Сызранского района от 24.11.2021 № «О проведении служебной проверки», служебной записки Главы муниципального района Сызранский ФИО5 от 23.11.2021.
В соответствии с постановлением администрации Сызранского района от 06.10.2021 №927 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях» (далее - Постановление №927), при проведении проверки перед Комиссией ставятся задачи полного, объективного и всестороннего установления: -факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка; -вины муниципального служащего; -причин и условий, способствовавших совершению муниципальным служащим дисциплинарного проступка; -характера и размера вреда, причиненного муниципальным служащим в результате дисциплинарного проступка; -обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления муниципального служащего о проведении служебной проверки.
В соответствии с пунктом 4.3. Положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях, утвержденного Постановлением №927 (далее - Положение), комиссия в течение 10 дней со дня получения распоряжения осуществляет служебную проверку информации и материалов. В случае необходимости срок проведения служебной проверки может быть продлен по решению председателя Комиссии до 20 дней.
Комиссия обязана соблюдать сроки проведения служебной проверки (п. 3.2. Положения). При этом, проверка согласно заключению от 15.11.2021 №1 проводилась в период с 14.10.2021 по 09.11.2021, что нарушило срок, установленный распоряжением администрации Сызранского района от 12.10.2021 №; проверка согласно заключению от 15.11.2021 №2 проводилась в период с 14.10.2021 по 09.11.2021, что нарушило срок, установленный распоряжением администрации Сызранского района от 12.10.2021 №; проверка согласно заключению от 19.01.2022 №1 проводилась в период с 24.11.2021 по 19.01.2021, что нарушило срок, установленный распоряжением администрации Сызранского района от 24.11.2021 № (в заключении указано основанием для проведения проверки распоряжение от 24.11.2021 № «О назначении служебной проверки»). О продлении сроков проведения служебных проверок она не уведомлялась, в журнале регистрации постановлений и распоряжений администрации Сызранского района не имеется зарегистрированных постановлений и распоряжений о продлении служебных проверок.
В течение двух рабочих дней во исполнение распоряжений администрации Сызранского района от 12.10.2021 №, от 12.10.2021 №, от 24.11.2021 № она предоставила на имя главы муниципального района Сызранский ФИО5, а также председателя комиссии Новожениной Т.Ю. письменные объяснения по фактам, являющимся предметом проведения служебных проверок (по каждой из трех проверок - отдельно).
При вынесении заключения комиссия не приняла во внимание предоставленные ею объяснения, направленные в установленный срок, и сделала необъективные выводы о ее виновности. При этом, учитывая, что Положение регулирует порядок проведения служебной проверки, то на момент ее окончания, а также «по выходу лица, в отношении которого проводится служебная проверка, у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или неприменении к нему дисциплинарного взыскания» (п. 4.6. Положения). Комиссией по ее выходу на работу в январе 2022 года письменные объяснения не запрашивались, при этом в заключении от 19.01.2022 №1 указано, что объяснения ею не представлены, что опровергается отметкой о регистрации представленных ею объяснений от 18.01.2022 №.
Утвержденные главой района заключения по результатам служебных проверок от 15.11.2021 №1, от 15.11.2021 №2, от 19.01.2022 №1 не соответствуют п.п. 4.1., 4.8 Положения, не содержат надлежащее решение и вынесены в отсутствие ее вины.
Заключение от 15.11.2021 №1 не содержит необходимой в соответствии с п. 5.3. Положения информации. Срок проведения служебной проверки нарушен. Выводы и рекомендации комиссии, указанные в заключении, не соответствуют нормам статьи 7.1. Закона 96-ГД и Положению (п. 5.1., п. 5.6.).
Во исполнение распоряжения администрации Сызранского района от 12.10.2021 № «О проведении служебной проверки» в объяснениях ею было указано, что за период ее трудовой деятельности ей не передавались в целях исполнения должностных обязанностей или иных целей личные дела сотрудников администрации (в том числе ее структурных подразделений, руководителей учреждений и предприятий). Ведение, хранение и учет личных дел сотрудников, для которых работодателем выступает глава района, осуществляется уполномоченным штатным сотрудником, которым она не является. 12.08.2021 главой района в экстренном порядке было запрошено личное дело Горшуновой Ю.Ю. для немедленного предоставления его руководителю органа местного самоуправления. В связи с тем, что главный специалист, осуществляющий ведение, хранение и учет личных дел сотрудников администрации Сызранского района, получивший их от предыдущего сотрудника, осуществлявшего кадровую работу с 2016 года, не находился на рабочем месте по уважительным причинам, главой района ей было приказано предоставить немедленно личное дело Горшуновой Ю.Ю. Личное дело Горшуновой Ю.Ю. ею не изучалось, проверка его ведения, проверка наличия в нем документов не была осуществлена в связи с экстремально срочным требованием главы района о предоставлении указанного личного дела. Так как личное дело не находилось в ее распоряжении в целях его хранения, ведения и учета, ею было принято решение о подсчете количества имеющихся в нем листов, и изготовления бумажной склейки, что в деле, не оконченном производством, не требуется с указанием имеющегося в нем количества листов. Ознакомиться с содержанием своего личного дела она не имела реальной возможности, так как требование о немедленном предоставлении его главе района поступило повторно от секретаря руководителя. Качество изготовленной ею бумажной склейки на личном деле и способ ее крепления не исключает изменение количества листов, находящихся в деле, соответственно, как и их содержание.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (далее также Указ №609) в личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа. Согласно п. 16 Указа №609 решения о наложении дисциплинарного взыскания включаются в личное дело служащего до его снятия или отмены, включение должностной инструкции муниципального служащего в личное дело не предусмотрено.
Приобщение в личное дело Горшуновой Ю.Ю. документов, указанных в служебной записке главы района от 11.10.2021 №, возможно без проблем при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, главным специалистом администрации Сызранского района, осуществляющим ведение, хранение и учет личных дел сотрудников администрации района ФИО9 При этом, распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания от 18.04.2018 № по смыслу норм Трудового кодекса РФ и Указа №609, после 17.04.2019 не является необходимым для обеспечения деятельности государственного органа документом.
Согласно п. 1 Дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Сызранского района и работником администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю., муниципальный служащий обязуется исполнять с 02.03.2016 должностные обязанности руководителя аппарата администрации Сызранского района в соответствии с должностной инструкцией. При назначении на должность 26.02.2016 она не была ознакомлена с Должностной инструкцией руководителя аппарата администрации Сызранского района Самарской области, утвержденной главой администрации Сызранского района 10.01.2008. С Должностной инструкцией руководителя аппарата администрации Сызранского района Самарской области, утвержденной главой администрации Сызранского района 10.01.2008 она ознакомлена лишь 25.08.2021.
Ссылка в заключении на ст. 28 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» является необоснованной, в связи с тем, что указанная норма не регулирует должностные обязанности руководителя аппарата администрации, а содержит направления деятельности по вопросам кадровой работы в муниципальном образовании, которые отнесены также к представительному органу района, контрольно-счетному органу района.
11.01.2016 главой Сызранского района утверждена должностная инструкция инспектора по кадрам администрации, предусматривающая в том числе, формирование и ведение личных дел работников администрации, внесение в них изменений. Должностные обязанности инспектора по кадрам на 11.01.2016 и по сентябрь 2021 г. выполнялись конкретным сотрудником, с октября 2021 года главным специалистом - Конновой.
Указом Президента РФ №609, регулирующим ведение личных дел служащих в качестве обязательного документа в личном деле должностная инструкция не указана.
Комиссией в заключении не указаны допустимые доказательства (факты), свидетельствующие о нарушении с ее стороны законодательства.
С момента назначения ее на должность, и после ознакомления с должностной инструкцией 25.08.2021, не соответствующей организационно-штатной структуре администрации, ей работодателем в соответствии с трудовым договором не созданы условия для реализации ее полномочий. У нее отсутствует возможность реализации, обязанностей, закрепленных должностной инструкцией руководителя аппарата, утвержденной главой администрации Сызранского района 10.01.2008. Кадровую работу с 2016 года осуществляет отдельный штатный сотрудник администрации района, которым она является, в ведении которого и находится кадровая документация.
Заключение от 15.11.2021 №2 не содержит необходимой в соответствии с п. 5.3. Положения информации. Срок проведения служебной проверки нарушен, выводы и рекомендации комиссии, указанные в заключении, не соответствуют нормам статьи 193 Трудового кодекса РФ, статьи 7.1. Закона 96-ГД и Положению (п. 5.1., п. 5.6.).
Заключение от 19.01.2022 №1 не содержит необходимой в соответствии с п. 5.3. Положения информации (указание на структурное подразделение, стаж в занимаемой должности, в описательной части не указаны все факты, подлежащие установлению в соответствии с пунктом 1.4. Положения). Секретарем комиссии в нарушение норм Постановления №927 указано иное лицо (ФИО10, по утвержденному составу комиссии - Васильева А.В.). Срок проведения служебной проверки нарушен. Выводы и рекомендации комиссии, указанные в заключении, не соответствуют нормам статьи 7.1. Закона 96-ГД и Положению (п. 5.1., п. 5.6.). Комиссией сделаны выводы за пределами фактов, являющихся основанием для проведения служебной проверки, при этом факт нарушения Федерального закона «О противодействии коррупции» не установлен. Информация пункта 5 заключения не соответствует действительности - объяснения предоставлены, о чем имеется отметка о регистрации входящей корреспонденции от 18.01.2022 №. В пункте 8 вывод сделан в отношении лица, не замещающего должность начальника юридического отдела. Срок ознакомления с заключением от 19.01.2022 №1 нарушен (п. 5.4. Положения).
Копия нормативного правового акта (так в п. 5.5. Положения) о проведении служебной проверки и заключение по результатам служебной проверки приобщаются к личному делу лица, в отношении которого проводилась проверка. В связи с чем, заключения комиссии от 15.11.2021 №1, от 15.11.2021 №2, от 19.01.2022 №1 не соответствуют законодательству и муниципальным правовым актам (Уставу района, Положению), вынесены в отсутствие ее вины (и не содержащие информацию о ее невиновности), нарушают ее права при прохождении муниципальной службы, характеризуют негативно личность муниципального служащего и могут повлечь выводы иных лиц, характеризующих муниципального служащего (при проведении аттестации, поступлении на иную должность, при принятии решений о привлечении к ответственности и т.д. и т.п.), не соответствующие действительной характеристике личности служащего.
При проведении служебных проверок и оформлении заключений комиссией не исполнены задачи по полному, объективному и всестороннему установлению: -факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка; -вины муниципального служащего; -причин и условий, способствовавших совершению муниципальным служащим дисциплинарного проступка; -характера и размера вреда, причиненного муниципальным служащим в результате дисциплинарного проступка.
С учетом вышеизложенного, считает действия комиссии по проведению служебных проверок незаконными, вынесенными в отсутствие ее вины и без учета обстоятельств, изложенных в объяснительных.
Проведение в отношении нее служебных проверок с нарушением установленного порядка, вынесение заключения о ее виновном бездействии повлекло причинение ей морального вреда (нравственных страданий), вызванных перенесенными унижениями, страхом за свое будущее, что в целом повлекло утрату ее здоровья, в том числе обострение хронического заболевания, и последующее нахождение ее на больничном листе. Стрессовая ситуация на рабочем месте явилась одной из причин воспалительных заболеваний в организме, расстройства нервной системы. Поэтому считает, что в соответствии с ТК РФ она имеет право на компенсацию морального вреда в связи с нарушением ее трудовых прав, которую оценивает в 100000 рублей.
Истец Горшунова Ю.Ю. и адвокат Осипова Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, сослались на доводы, изложенные в иске.
Представители ответчика администрации Сызранского района Самарской области Машин Д.Г., действующий по доверенности от 13.01.2021, Васильева А.В., действующая на основании доверенности от 23.06.2022 № в судебном заседании с исковыми требованиями Горшуновой Ю.Ю. не согласились, указав, что проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. были проведены на основании Положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях, утвержденного Постановлением администрации Сызранского района №927 от 06.10.2021, истцом ошибочно применены положения ст. 7.1 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" т.к. в администрации Сызранского района распоряжением от 23.09.2014 №376-р для решения задач, определенных ст. 7.1 Закона Самарской области №96-ГД, создана отдельная Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, рассматривающая вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации, в том числе в ее структурных подразделениях.
Вынесение постановления, либо распоряжения администрации о продлении срока проведения проверки не предусмотрено, срок проверки может быть продлен в соответствии с п. 4.3 Положения о проверках по решению председателя Комиссии. При проведении служебных проверок решение о сроке продления проверок, в результате которых вынесены Заключения №1, №2 от 15.11.2021 принято на заседании Комиссии от 21.10.2021, срок проверки продлен до 09.11.2021; срок проверки, в результате которого вынесено Заключение №1 от 19.01.2022, принято на заседании Комиссии 02.12.2022, срок продлен до 23.12.2021. Уведомление проверяемого лица о продлении срока проверки Положением о проверках не предусмотрено. Горшунова Ю.Ю. неоднократно приглашалась на заседания Комиссии, и ей предоставлялось право дать устные, либо письменные объяснения, но она ни на одно заседание не явилась, объяснений не предоставила. Проверки проводились в отношении нескольких лиц. В соответствии с Положением, проверки проводились по имеющимся материалам в отсутствии проверяемого лица. По результатам проведенных проверок по двум проверкам было принято решение об их прекращении в отношении Горшуновой Ю.Ю. и по одной установлено виновное бездействие истца. Было принято решение по выходу Горшуновой Ю.Ю. на работу запросить с нее объяснение с учетом, которого принять решение о применении или неприменении дисциплинарного взыскания. После получения объяснений Горшуновой Ю.Ю. работодателем – главой администрации Сызранского района принято решение о неприменении дисциплинарного взыскания в отношении Горшуновой Ю.Ю.
Заключения по проверкам содержат законные решения и не затрагивают ее права, свободы и законные интересы, т.к. две проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. прекращены, по результатам проверки от 15.11.2021 она не привлечена к дисциплинарной ответственности. Горшунова Ю.Ю. как руководитель кадровой службы должна контролировать ведение кадровой документации, формальное отсутствие должностной инструкции в письменном виде и не ознакомление с нею работника под роспись не свидетельствует о том, что работник не был ознакомлен с должностными обязанностями, и не отменяло обязанности соблюдать трудовую дисциплину и выполнять распоряжения работодателя. В результате анализа локальных нормативных актов администрации Сызранского района, постановлений, распоряжений главы администрации, Решений Собраний представителей Сызранского района, Комиссия пришла к выводу, что в круг функциональных обязанностей руководителя аппарата входит кадровая работа, контроль за ведением кадровой работы и делопроизводством. Неверное указание в Заключении должности Горшуновой Ю.Ю. является опечаткой.
Требования о возмещении компенсации морального вреда и судебных расходов являются бездоказательными и необоснованными, в том числе при отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца. Ссылка истца в обоснование морального вреда на причину ее нахождения на «больничных» листах, не связана с оспариваемыми заключениями комиссии, т.к. заключения были вынесены после открытия больничных листов.
Представитель ответчика Комиссии по проведению служебных проверок администрации Сызранского района Самарской области - Новоженина Т.Ю. (председатель) в судебном заседании пояснила, что с начала лета 2021 года в администрации Сызранского района стали происходить утечки служебной информации из состава кадровых документов, в связи с чем, главой администрации, с целью полного и объективного исследования происходящего, было принято решение о создании комиссии по служебным проверкам, в результате чего инициировано несколько проверок, в т.ч. в отношении Горшуновой Ю.Ю. по ведению личного дела, по утечке служебной информации. Проверки были проведены с целью установления причастных к обнаруженным фактам, а не лично против Горшуновой Ю.Ю. Горшунова Ю.Ю. уведомлялась о назначенных проверках, неоднократно приглашалась на заседания, но за все время ни разу не дала обратной связи. Проводимые проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. и остальных лиц были объективными, полными и беспристрастными, в строгом соответствии с принятым Положением о проведении служебных проверок. На 2 проверки приглашались в качестве специалистов - руководитель правового департамента – Главный правовой инспектор труда Федерации профсоюзов Самарской области ФИО14 и представители Департамента правопорядка и противодействия коррупции Самарской области. В результате проведённых проверок главой администрации выявлены слабые места в организации кадрового делопроизводства, документооборота служебной информации. Комиссией были даны рекомендации по их устранению. По результатам проверки Главой не применено ни одного дисциплинарного наказания. Считает, что права и законные интересы истца заключениями комиссии не нарушены, по отношению к ней не применено дисциплинарное наказание, наличие в ее деле документов по проведенным проверкам не может нанести вред ее репутации. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав гражданское дело, обозрив материалы гражданского дела №2-680/2022 по исковому заявлению Горшуновой Ю.Ю. к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным и отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
Положениями ст. 68 ТК РФ предусмотрено, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Статьей 193 ТК РФ установлено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
В силу ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 7.3 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" (далее - Закон Самарской области №96-ГД) взыскания, предусмотренные статьями 14,1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
Статьей 7.1 Закона Самарской области №96-ГД установлены: основания осуществления проверки, уполномоченные лица по проведению проверки, сроки и порядок проведения проверки, права лица, в отношении которого проводится проверки, результаты проведения проверки.
Судом установлено, что Горшунова Ю.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ принята на муниципальную службу в администрацию Сызранского района на должность специалиста 1 категории архивного отдела администрации Сызранского района, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24 - 26).
С ДД.ММ.ГГГГ Горшунова Ю.Ю. исполняла должностные обязанности начальника юридического отдела, с ней заключено дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27 - 29).
Распоряжением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Горшунова Ю.Ю. переведена с ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника юридического отдела администрации Сызранского района на должность муниципальной службы – руководителя аппарата администрации Сызранского района (л.д. 31).
С Горшуновой Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она исполняет должностные обязанности руководителя аппарата администрации Сызранского района в соответствии с должностной инструкцией (л.д. 30).
Согласно должностной инструкции руководителя аппарата администрации Сызранского района, утвержденной главой администрации Сызранского района 10.01.2008, указанная должность является высшей муниципальной должностью муниципальной службы. В должностные обязанности входит, в том числе, обеспечение эффективного ведения кадровой политики, делопроизводства; ведение кадровой работы, учет и бронирование военнообязанных (л.д. 167 - 170).
С указанной должностной инструкцией Горшунова Ю.Ю. ознакомлена 25.08.2021 согласно листу ознакомления (л.д. 170). Листов ознакомления истца с должностной инструкцией в иные периоды суду не представлено.
Судом установлено, что Постановлением №927 от 06.10.2021 «Об утверждении положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях» администрации Сызранского района Самарской области, в соответствии с Федеральным Законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», Уставом муниципального района Сызранский Самарской области, принятым решением Собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 №28 утверждено Положение о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях; утверждён персональный состав комиссии по проведению служебных проверок согласно приложению №1 к положению (л.д. 15 - 20), которое 12.10.2021 опубликовано в газете «Красное Приволжье» №73 (11332), и в которое Постановлениями администрации Сызранского района от 19.10.2021 №979, от 01.12.2021 №1144, от 09.12.2021 №1168 внесены изменения (л.д. 21, 22, 23). В соответствии с Приложением №1 в состав комиссии вошли: председатель Новоженина Т.А. - заместитель главы муниципального района Сызранский – руководитель муниципального казенного учреждения «Управления социального развития администрации Сызранского района; заместитель ФИО16 – заведующая сектором внутреннего финансового контроля муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области; секретарь комиссии Васильева А.В. – ведущий специалист юридического отдела администрации Сызранского района; члены комиссии: Машин Д.Г. - ведущий специалист юридического отдела администрации Сызранского района; ФИО17 - руководитель МБУ МФЦ муниципального района Сызранский Самарской области; ФИО18 – председатель первичной профсоюзной организации АПК администрации Сызранского района.
11.10.2021 председателю комиссии по проведению служебных проверок в администрации Сызранского района Новожениной Т.Ю. от главы м.р. Сызранский ФИО5 поступила служебная записка № от 11.10.2021 о необходимости проведения служебной проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. по факту отсутствия в личном деле муниципального служащего Горшуновой Ю.Ю. распоряжения администрации Сызранского района от 18.04.2018 № о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания на руководителя аппарата Горшунову Ю.Ю., а также отсутствия должностной инструкции на руководителя аппарата Горшунову Ю.Ю. (л.д. 34).
12.10.2021 Распоряжением администрации Сызранского района Самарской области № от 12.10.2021 «О проведении служебной проверки» со ссылкой на положения ст. 27 Федеральным закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД в отношении руководителя аппарата администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. назначена служебная проверка по факту отсутствия документов в личном деле Горшуновой Ю.Ю. Определен состав комиссии в соответствии с утвержденным Постановление №927 от 06.10.2021, установлен срок проведения проверки до 23.10.2021 и предоставления заключения до 27.10.2021 (л.д. 33).
Председателю комиссии по проведению служебных проверок в администрации Сызранского района Новожениной Т.Ю. от главы м.р. Сызранский ФИО5 поступили служебные записки: -№ от 11.10.2021 о необходимости назначения и проведения служебной проверки в отношении должностных лиц аппарата администрации Сызранского района, в том числе руководителя аппарата Горшуновой Ю.Ю. по факту возможного разглашения служебной информации по факту наличия 2-х различных вариантов должностной инструкции заместителя главы руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО6, предоставленных ФИО7 в адрес прокурора Самарской области ФИО8 (л.д. 36); -№ от 12.10.2021, в дополнение к служебной записке - № от 11.10.2021, о необходимости назначения и проведения служебной проверки в отношении должностных лиц аппарата администрации Сызранского района, в том числе руководителя аппарата Горшуновой Ю.Ю. (л.д. 37).
12.10.2021 Распоряжением администрации Сызранского района Самарской области № от 12.10.2021 «О проведении служебной проверки» со ссылкой на положения ст. 27 Федеральным закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД в отношении руководителя аппарата администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. назначена служебная проверка по факту возможного разглашения служебной информации. Определен состав комиссии в соответствии с утвержденным Постановление №927 от 06.10.2021, установлен срок проведения проверки до 23.10.2021 и предоставления заключения до 27.10.2021. Горшуновой Ю.Ю. установлен срок для предоставления письменного объяснения в течении двух рабочих дней с момента ознакомления с настоящим Распоряжением (л.д. 35).
15.10.2021 Комиссией по проведению служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях в адрес Горшуновой Ю.Ю. было направлено уведомление с предложением присутствовать на заседании комиссии 21.10.2021 в 14-00 часов для дачи объяснений, либо предоставить письменные объяснения по указанным в служебных записках фактах в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления, с приложением вышеуказанных служебных записок и копий Распоряжений № и № от 12.10.2021 (л.д. 32).
В соответствии с Заключением комиссии по проведению служебных проверок №1 от 19.01.2022, утвержденным Главой муниципального района Сызранский Самарской области, установлен срок проведения проверки с 24.11.2021 по 19.01.2022. Из Заключения следует, что в ходе проведения анализа указанных в служебной записке Постановлений №, № и №, они приняты в нарушение установленного порядка принятия нормативных правовых актов, в том числе порядка опубликования, имеются основания для их отмены. Комиссией было принято решение о прекращении служебной проверки в отношении руководителя аппарата администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. в связи с тем, что направлена служебная записка в комиссию по конфликту интересов администрации Сызранского района (л.д. 73 - 76). Установить виновных лиц в разглашении информации не представилось возможным, т.к. не определено когда и при каких обстоятельствах произошло разглашение информации, а также ввиду отсутствия ее принадлежности к служебной информации (л.д. 44 - 46). Из заключения следует, что объяснения Горшуновой Ю.Ю. не получены т.к. в период проверки проверяемое лицо находилось на лечении, открыв лист нетрудоспособности, далее в отпуске.
Судом установлено, что Горшунова Ю.Ю. находилась на амбулаторном лечении и в очередном отпуске с 12.10.2021 по 17.01.2022.
По выходу из отпуска Горшуновой Ю.Ю. были представлены объяснительные записки по фактам проведения служебных проверок от 18.01.2022, в которых она указала, что что ей за период трудовой деятельности не передавались личные дела сотрудников администрации. Ведение, хранение и учет личных дел осуществлялся уполномоченным штатным сотрудником. Личное дело Горшуновой Ю.Ю. ею не изучалось, в связи с тем, что дело было срочно затребовано главой администрации, получив доступ от специалиста в обязанности которой входило ведение личных дел, она подсчитала количество листов в личном деле и изготовила бумажную наклейку. Качество изготовленной наклейки на личном деле и способ ее изготовления не исключает возможности изменения количества листов и их содержания. В соответствии с п. 16 Указа Президента РФ от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»» решения о наложении дисциплинарного взыскания включаются в личное дело до его снятия или отмены, включение в личное дело должностной инструкции муниципального служащего в личное дело не предусмотрено (л.д. 40).
По факту проверки на основании Распоряжения № от 12.10.2021 Горшунова Ю.Ю. указала, что о наличии 2-го экземпляра должностной инструкции заместителя главы – руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района» ФИО6 узнала из объяснений ФИО19, объяснения по этому поводу она предоставляла Главе администрации в августа 2021 года. К изготовлению второго экземпляра должностной инструкции она непричастна (л.д. 43).
По факту проверки на основании Распоряжения № от 24.11.2021 Горшунова Ю.Ю. указала, что она не уполномочена устанавливать законность (незаконность) изданных правовых актов администрации Сызранского района. В соответствии с нормами Федерального закона от 25.12.2008 №273, Указа Президента РФ №557, Устава муниципальный район Сызранский Самарской области право определения конкретного Перечня должностей в администрации Сызранского района, замещение которых связано с коррупционными рисками и перечня должностей при замещении которых лица обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательных имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих принадлежит главе муниципального образования. Порядок определения указанных должностей не определен федеральным законодательством. Глава муниципального образования вправе правовые акты администрации от 30.09.2016 №, от 02.10.2018 №, от 21.03.2019 №, от 12.02.2020 № - отменить, если считает их не соответствующими требованиям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 58 - 59).
Исходя из установленных обстоятельств и проанализировав в соответствии с положениями ст. 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что требования истца Горшуновой Ю.Ю. о признании незаконными: -заключения комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 года №1; -заключения комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 года №2; -заключения комиссии по проведению служебных проверок от 19.01.2022 года №1, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку выводы в заключениях были сделаны с нарушением требований трудового законодательства (ст. 193 ТК РФ), ч. 18 ст. 7.1 Закона Самарской области №96-ГД без получения объяснений лица, в отношении которого они были проведены, что является нарушением прав Горшуновой Ю.Ю., поскольку с учетом всех установленных обстоятельств в ходе проведенных проверок, и объяснений, предоставленных Горшуновой Ю.Ю., комиссия имела возможность прийти к одному из выводов, предусмотренных ч. 24 ст. 7.1. Закона Самарской области №96-ГД, п. 5.1 Положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Сызранского района Самарской области, ее структурных подразделениях.
Доводы стороны ответчиков о том, что принятые по итогам проверок Заключения не нарушают права Горшуновой Ю.Ю., суд считает необоснованными, поскольку: -в Заключении №1 от 15.11.2021 содержится вывод о виновном бездействии Горшуновой Ю.Ю., выраженном в неисполнении своих должностных обязанностей – ненадлежащем ведении кадровой работы, отсутствии контроля за кадровым делопроизводством, при этом из материалов дела следует, что с должностной инструкцией Горшунова Ю.Ю. была ознакомлена только 25.08.2021; -Заключение №2 от 15.11.2021 не содержит выводов о виновности или невиновности Горшуновой Ю.Ю., что является нарушением ее права; -вывод в Заключении №1 от 19.01.2022 о прекращении служебной проверки в отношении Горшуновой Ю.Ю. и направлении материалов в комиссию по конфликту интересов был сделан в нарушение ее прав, без учета ее объяснений.
Доводы стороны ответчиков о том, что заседания комиссии по всем трем проверкам были проведены в отсутствие Горшуновой Ю.Ю., в связи с тем, что Горшунова Ю.Ю. находилась на «больничном листе», а затем в отпуске и комиссия посчитала достаточным наличие изученных материалов для выводов, суд не принимает, поскольку законодательством Российской Федерации (в том числе п. 3.2 Положения) прямо предусмотрено соблюдать права лиц, в отношении которых проводится проверка, проводить служебную проверку в полном объеме, в том числе и право лица в отношении которого проводятся проверки давать пояснения. Более того, время нахождения лица на листе нетрудоспособности и в очередном отпуске не включается в срок проведения проверки, т.е. заседания Комиссии могли быть отложены до выхода Горшуновой Ю.Ю. с больничного листа и очередного отпуска.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Заявляя требование о компенсации морального вреда Горшунова Ю.Ю. ссылается на то, что в результате проведения в отношении нее служебных проверок с нарушением установленного порядка, внесение заключения о ее виновном бездействии повлекло причинение ей нравственных страданий, вызванных перенесенными унижениями, страхом за свое будущее, что в целом повлекло утрату ее здоровья, в том числе обострение хронических заболеваний и в последующем ее нахождение на больничном. При этом суд учитывает, что Горшунова Ю.Ю. в период проведения проверок уже находилась на больничном листе с 12.11.2021, при этом в производстве суда находилось гражданское дело №2-680/2021 по ее иску, в рамках которого решением суда взыскана компенсация морального вреда в связи с нарушением ее трудовых прав.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе во взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку суду не представлено объективных доказательств в обоснование заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика администрации Сызранского района Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме 15000 рублей, которые суд считает обоснованными, разумными, соответствующими сложности дела и участия представителя в судебных заседаниях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Горшуновой Ю.Ю. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Комиссии по проведению служебных проверок администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными заключений комиссии по проведению служебных проверок, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконными:
- заключение комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 №1;
- заключение комиссии по проведению служебных проверок от 15.11.2021 №2;
- заключение комиссии по проведению служебных проверок от 19.01.2022 №1.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации Сызранского района Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с администрации Сызранского района Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. судебные расходы в размере 15000 рублей. В остальной части взыскания судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.06.2022.
Судья-