Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5580/2023 ~ М-4456/2023 от 11.09.2023

                                                                   УИД 63RS0039-01-2023-004817-63

                                                    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

23 октября 2023                                  г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары:

           в составе председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шкатовой

И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-5580/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о возложении обязанности совершить действие,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара с указанными выше требованиями, в обоснование иска указывав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства при постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, в результате которой выявлена водопроводная линия, не вошедшая в ПТК района и не числящейся в концессионном соглашении. Согласно информации ООО «Самарские коммунальные системы» от ДД.ММ.ГГГГ , направленной в адрес Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, установлено, что в июле 2022 на территории <адрес> г.о. Самара выявлена водопроводная линия Д=1000 мм в границах улиц <адрес> <адрес> до <адрес>, не вошедшая в ПТК района и не числящаяся в концессионном соглашении. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Октябрьского внутригородского района г.о.Самара направлено письмо в адрес ответчика с указанием объектов водоотведения, расположенных на территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самара для внесения в реестре муниципальной собственности г.о. Самара, которое до настоящего времени не рассмотрено. Права на указанную водопроводную линию не зарегистрированы, собственник отсутствует, в реестре муниципального имущества Октябрьского внутригородского района г.о.Самара водопроводная линия отсутствует, на протяжении длительного времени данные канализационные сети не обслуживаются. По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок, на котором проходит вышеуказанная сеть, не разграничен, на кадастровом учете не состоит, информация о собственнике или балансодержателе отсутствует. Поскольку права на указанную водопроводную линию Д-1000 мм не зарегистрированы, собственник отсутствует, на балансе какой-либо организации учреждения, предприятия объект не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится, государственной и федеральной собственности не находится, на протяжении длительного времени данные канализационные сети не обслуживаются, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, может повлечь опасность возникновения чрезвычайно ситуации и нарушение прав неопределенного круга лиц. До настоящего времени Департаментом управления имущества г.о.Самара обязанность по постановке на учет бесхозяйного имущества и последующего оформления его в муниципальную собственность не исполнена, что свидетельствует о бездействии органа. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд возложить на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управление Росреестра по Самарской <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной линии Д-1000мм, расположенной на территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самара в границах улиц <адрес> <адрес> до <адрес>.

В ходе судебного заседания представитель истца в лице помощника прокурора <адрес> Митерев Э.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал, пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивал на удовлетворении требований, дополнив, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Представители административного ответчика, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела без их участия не представили, в связи с этим на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело без участия указанных выше лиц.

Изучив материалы дела, заслушав сторону административного истца, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

          Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, Г. округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, Г. округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

           В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах Г. округа по организации водоснабжения и водоотведения.

          Частью 2 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что органы местного самоуправления поселения, Г. округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ должны осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установив зоны ее деятельности.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления Г. округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

          В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, Г. округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

          В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

          Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определен приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей».

          Судом установлено, что во исполнение приказа прокуратуры Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства при постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, в ходе которой выявлена водопроводная линия Д-1000 мм в границах улиц Скляренко <адрес> до <адрес>, не вошедшая в ПТК района и не числящаяся в концессионном соглашении.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Октябрьского внутригородского района г.о.Самара направлено письмо в адрес ответчика с указанием объектов водоотведения, расположенных на территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самара для внесения в реестр муниципальной собственности г.о. Самара, которое до настоящего времени не рассмотрено. Права на указанную водопроводную линию не зарегистрированы, собственник отсутствует, в реестре муниципального имущества Октябрьского внутригородского района г.о.Самара водопроводная линия отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Самарские коммунальные системы» направлен в адрес первого заместителя Главы Октябрьского внутригородского района <адрес> согласованный, в части технических характеристик перечень объектов водоотведения (линии бытовой хоз-фекальной канализации), расположенных по адресу: <адрес> А до <адрес> до <адрес> для включения имущества в муниципальную собственность г.о. Самара с последующей передачей на обслуживание ресурсоснабжающей организации.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о.Самара в адрес Департамента управления имуществом г.о.Самара направлен перечень объектов водоотведения, расположенные на территории Октябрьского внутригородского района г.о.Самара для внесения в реестр муниципальной собственности Г. округа Самара.

           Судом установлено, что сведения об объекте водоснабжения – водопроводной линии Д-1000 мм в границах улиц Скляренко 5 до <адрес> внутригородского района г.о.Самары в реестре муниципального имущества не учитываются.

Обязанность по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества возложена на органы местного самоуправления.

Согласно статье 27 Устава г.о.Самара Самарской <адрес>, принятого Решением Д. Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент управления имуществом Г. округа Самара является органом местного самоуправления г.о.Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара.

В силу статьи 47 Устава г.о.Самара Самарской <адрес>, принятого Решением Д. г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о.Самара, в том числе:

а) представляет г.о.Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав г.о. Самара на недвижимое имущество;

б) осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр;

в) на основании постановлений Администрации г.о. Самара приобретает недвижимое и иное имущество, заключает и исполняет соответствующие договоры;

ф) осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами г.о. Самара к компетенции других органов местного самоуправления г.о. Самара.

На основании пунктов 1.2, 2.3 Постановления Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.о.Самара» Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления г.о.Самара, наделенным Уставом г.о.Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара.

Муниципальное имущество г.о.Самара образуется за счет, в том числе бесхозяйного имущества, признанного муниципальной собственностью г.о.Самара в установленном законодательством порядке.

Согласно пункту 1.5 Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о.Самара» оформление права муниципальной собственности г.о.Самара в отношении бесхозяйного недвижимого имущества и учет бесхозяйного недвижимого и движимого имущества осуществляет Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства о том, что необходимых мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводной линии Д-1000 мм, расположенной на территории Октябрьского внутригородского района <адрес> по адресу: в границах улиц <адрес> управления имуществом г.о. Самара не принято, суд приходит к выводу о ненадлежащем содержании и эксплуатации недвижимого имущества, что влечет опасность возникновения чрезвычайной ситуации и, как следствие, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

          Разрешая административный спор, суд исходит из того, что водопроводная линия Д-1000 мм в границах указанных выше улиц обладает признаком бесхозяйного имущества, однако административным ответчиком не инициирована постановка его на учет в Управлении Росреестра по Самарской <адрес>.

Судом установлено, что спорная водопроводная линия обладает признаками бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку собственник не установлен, на балансе какой-либо организации, учреждения, предприятия объект не состоит, в ЕГРН сведения о правообладателе отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не значится, в государственной и федеральной собственности не находится.

Изложенное, позволяет прийти к выводу о обоснованности доводов истца в части наличия законных оснований для обращения в Управление Росреестра по Самарской <адрес> с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

          Администрацией Октябрьского внутригородского района <адрес> выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о.Самара, утвержденный Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , не нарушен, поскольку в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого предусмотрено, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления Г., сельских поселений, Г. округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, в случае отсутствия сведений об объекте в Едином государственном реестре недвижимости именно орган местного самоуправления осуществляет действия по постановке объекта на государственный кадастровый учет, то есть определяет характеристики, позволяющие идентифицировать объект в качестве индивидуально-определенной вещи.

Из материалов дела следует, что администрацией Октябрьского внутригородского района г.о.Самара приняты меры к информированию Департамента управления имуществом г.о.Самара о выявленном бесхозяйном объекте – линия водопроводная (внутриквартальная) Д-1000 мм, расположенной на территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самары в границах улиц <адрес> до <адрес>, однако обязанность по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества административным ответчиком не исполнена, что свидетельствуют о допущенном нарушении при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции Г. округа.

Регулирование отношений в г.о.Самара на муниципальном уровне, предполагающее совершение действий по постановке на учет бесхозяйных объектов только после получения Департаментом управления имуществом г.о. Самара информации и документов, определенных пунктом 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о.Самара, утвержденного постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении выявленных объектов, имеющих признаки бесхозяйности, не может быть поставлено в зависимость от безусловного исполнения Департаментом управления имуществом г.о. Самара требований федерального законодательства, регулирующего постановку на учет выявленных бесхозяйных объектов коммунального комплекса.

Доказательств, опровергающих выводы административного истца, отвечающих требованиям относимости и допустимости, административным ответчиком не представлено.

В данном случае прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указав на нарушение оспариваемым бездействием прав неопределенного круга лиц, поскольку права на водопроводную линию кем-либо не зарегистрированы, собственник отсутствует, на протяжении длительного времени водопроводная линия не обслуживается, что создает угрозу аварии и как следствие причинение вреда жизни и здоровью людей, а также нанесению ущерба окружающей среде.

          Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о возложении обязанности совершить действие- удовлетворить.

Возложить на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управление Росреестра по Самарской <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной линии Д-1000 мм, расположенной на территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самара в границах улиц <адрес> <адрес> до <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

          Судья                                                                                     Т.А.Турбина

                   Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023

Копия верна

Судья:

2а-5580/2023 ~ М-4456/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г.о.Самара
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самары
Другие
Администрация Октябрьского внутригородского района г.о.Самара
Администрация г.о.Самара
ООО "Самарские коммунальные системы"
Управление Росреестра по Самараской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Турбина Т. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
11.09.2023Регистрация административного искового заявления
12.09.2023Передача материалов судье
14.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.10.2023Предварительное судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее