Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2279/2015 ~ М-116/2015 от 16.01.2015

Дело № 2-2279/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2015 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Кабанове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тюрикова ЮВ. Тюрикова СВ о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома,

у с т а н о в и л :

Тюриков Ю.В., Тюриков С.В. (далее – заявители) обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома, согласовать схему планировочной организации земельного участка.

Требования мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома заявитель обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Письмом от <дата> <номер> заявители получили отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, часть 1 участка располагается в зоне Ж-2 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, в которо1 новое строительство или реконструкция жилых домов является условно-разрешенным видом использования земельного участка и объекта капитального строительства, в связи с чем имеется необходимость для обращения в Администрацию города Ижевска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителей как собственников земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, заявители обратились в суд с вышеуказанным заявлением.

Заявители Тюриков Ю.В., Тюриков С.В. в суд не явились, представили заявление о рассмотрении заявления в их отсутствие. Судом дело рассмотрено в отсутствие заявителей в порядке ст. 257 ГПК РФ.

Представитель заявителей Чернышев В.Л., действующий на основании доверенности в судебном заседании от требований по согласованию схемы планировочной организации земельного участка от <дата> отказался.

Отказ судом принят, о чем вынесено определение от <дата> г.

В судебном заседании заявленные требования о признании незаконным отказа ГУАиГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома поддержал по основаниям изложенным в заявлении. Считает, что действиями ГУАиГ нарушаются права заявителей как собственников земельного участка, препятствуют им осуществить строительство жилого дома.

В судебного заседания представитель ГУАиГ Щукина О.А., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась. Представила в суд письменный отзыв, в котором требования заявителей не признала, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которым которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ). Заявители, получив градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, знали о правовом режиме своего земельного участка, часть земельного участка расположена в территориальной зоне Ж2 ( зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности). В территориальной зоне Ж2 строительство индивидуальных жилых домов предусмотрено в качестве условно разрешенных видов использования. В связи с чем на основании ч.2 ст. 37 и ст. 39 ГрК РФ для условно разрешенного вида использования земельного участка необходимо получить разрешение в порядке обсуждения этого вопроса на публичных слушаниях.

Также на представленной схеме планировочной организации земельного участка выявлено, что коэффициент застройки составляет <данные изъяты> %, коэффициент плотности застройки – 1. Согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344 коэффициент плотности застройки для объектов индивидуального жилищного строительства должен составлять не более 0,4 и максимальный коэффициент застройки земельных участков индивидуальными жилыми домами не должен превышать 20%.

Отказ в выдаче разрешения на строительство считает законным и обоснованным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании договора купли-продажи земельного участка <номер> от <дата> г., заключенного между Кореневой А.В. ( продавцом) и Тюриковыми Ю.В. и С.В. ( покупателями), последние приобрели земельный участок с кадастровым номером <номер>, и жилой дом с пристройками и постройками, расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации права собственности серии <данные изъяты> Тюрикову Ю.В. на праве собственности ( доля в праве 1/2) принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации права собственности серии <данные изъяты> Тюрикову С.В. на праве собственности ( доля в праве 1/2) принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, по адресу: <адрес>.

<дата> Тюриков Ю.В и Тюриков С.В. обратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, приложив к заявлению схему размещения построек.

<дата> Приказом Администрации г. Ижевска <номер> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>.

<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Тюрикову Ю.В и Тюрикову С.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, часть 1 участка располагается в зоне Ж-2 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, в которо1 новое строительство или реконструкция жилых домов является условно-разрешенным видом использования земельного участка и объекта капитального строительства, в связи с чем имеется необходимость для обращения в Администрацию города Ижевска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства. Кроме того, на при составлении схемы планировочной организации земельного участка должны учитываться противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические и градостроительные нормы, в данном случае не соблюдены минимальные отступы от границы красной линии, которые составляют 5 м.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление Тюрикова Ю.В. и Тюрикова С.В. о выдаче разрешения на строительство жилого дома не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" определено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее– Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.

Согласно п. 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

На основании ст. 209 ГК РФ, Тюриковы, являясь собственниками земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласноположениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что Тюриковы владеют земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., который согласно свидетельства о праве собственности находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

<дата> заявители обратились с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем им земельном участке. Схема размещения индивидуального жилого дома была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома.

Пунктом 8 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Следовательно, при использовании земельного участка, важно знать к какой категории относится земельный участок, и какие виды разрешенного использования в соответствии с зонированием установлены в отношении него.

Правовое регулирование деления земель в Российской Федерации на категории определяется Земельным кодексом РФ, тогда как разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится в большей мере к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.

Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны.

Из вышеприведенных норм следует, что именно Правила землепользования и застройка устанавливают регламент территориальной зоны (все допустимые виды разрешенного использования) и, соответственно, всех земельных участков, расположенных в границах данной территориальной зоны.

В соответствии с п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательно для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Соблюдение правового режима земельных участков устанавливается ст. 260 Гражданского кодекса РФ, ст.40 Земельного кодекса РФ, регулирующих правомочия собственника земельного участка.

Необходимо отметить, что Правила землепользования и застройки города Ижевска вступили в силу, никем не оспорены и на момент рассмотрения дела являются действующим нормативным актом, а соответственно подлежат неукоснительному исполнению гражданами и организациями.

Правила землепользования и застройки города Ижевска являются открытым для пользования нормативным актом, ознакомиться может с ним любое заинтересованное лицо. Незнание заявителями при приобретении земельного участка о виде его разрешенного использования не может являться основанием для признания решения органа власти незаконными и возложения на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанности по выдаче разрешения на строительство.

Строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требованиями градостроительных регламентов. Аналогичные положения содержатся и в ст.40 Земельного Кодекса РФ.

Правовой режим конкретного земельного участка находит отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил землепользования и застройки. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, с учетом статьи 9 Правил землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования недвижимости, которые при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов – строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены; 2) условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого в том числе с применением процедур публичных слушаний (ст.27 ); 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Для каждой территориальной зоны, выделенной на карте градостроительного зонирования, устанавливаются, как правило, несколько видов разрешенного использования недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Правил землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344 территориальная зона, имеющая обозначение Ж2, выделена для развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий малоэтажной многоквартирной жилой застройки зон комфортного мало- и среднеэтажного (до 5 этажей) преимущественно многоквартирного жилья; а также для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения указанных территорий, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Основными видами разрешенного использования недвижимости в границах указанной территориальной зоны являются, в частности, многоквартирные жилые дома. При этом малоэтажные жилые дома для проживания одной семьи относятся к условно разрешённым видам использования недвижимости.

Согласно указанному градостроительному плану, часть 1 земельного участка расположена в зоне Ж2- зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, в которой строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов является условно разрешенным видом использования земельного участка и объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9 статьи 1, статьей 36, частью 5 статьи 41 и частью 3 статьи 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой техническую документацию по планировке территории (её развитию, определению границ и функционального назначения, размещению объектов капитального строительства), содержащую: сведения о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацию о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства), если он распространяется на искомый земельный участок; информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов органами местного самоуправления осуществляется градостроительное зонирование, результатом которого является принятие Правил землепользования и застройки (пункты 6, 8 статьи 1, часть 5 статьи 31 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской Думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года №344 и подлежат применению при рассмотрении заявленного спора, посколькуТюриковыобратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство <дата> года, и именно с данного момента возникли правоотношения сторон, связанные с выдачей указанного разрешения.

Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, с учетом статьи 9 Правил, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования недвижимости, которые при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов – строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены; 2) условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого в том числе с применением процедур публичных слушаний (ст.27 Правил); 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Для каждой территориальной зоны, выделенной на карте градостроительного зонирования, устанавливаются, как правило, несколько видов разрешенного использования недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Правил территориальная зона, имеющая кодовое обозначение Ж2, выделена для развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий малоэтажной многоквартирной жилой застройки зон комфортного мало- и среднеэтажного (до 5 этажей) преимущественно многоквартирного жилья; а также для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения указанных территорий, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Основными видами разрешённого использования недвижимости в границах указанной территориальной зоны являются, в частности, многоквартирные жилые дома. При этом малоэтажные жилые дома для проживания одной семьи относятся к условно разрешённым видам использования недвижимости.

Именно в градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования) той территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

Это обстоятельство подтверждает, что заявители, получив градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, утвержденный Приказом Администрации г. Ижевска от <дата> <номер>, знали о правовом режиме своего земельного участка.

Кроме того, схема планировочной организации, представленная заявителями не содержит сведений, позволяющих определить место размещения планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, не указаны привязки к границам земельного участка.

Особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка ГрК РФ не устанавливает, однако пункт 13 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.

Согласно письма Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2010 г. № Д23-5348 схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства должна выполняться в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, а также градостроительным планом.

В силу пункта 1, пункта 2 Положения установлено, что состав разделов проектной документации и требования к их содержанию, в том числе при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, к которым также относятся объекты непроизводственного назначения- здания, строения, сооружения жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 12 Положения "Схема планировочной организации земельного участка" должна содержать:

в текстовой части

а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в
отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;

ж) описание решений по благоустройству территории;

з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для
объектов производственного назначения;

и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;

к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;

л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

в графической части

м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:

мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

этапов строительства объекта капитального строительства;

схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

н) план земляных масс;

о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 51 ГУАиГ проводит проверку схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана, а также красным линиям. В случае отсутствия обозначения места размещения объекта, его размеров схема планировочной организации теряет свой смысл и утрачивает свое значение, как документ, позволяющий определить законность строительства объекта индивидуального жилищного строительства, а также соответствие постройки требованиям градостроительного плана и красным линиям.

Из вышеизложенных норм следует, что схема планировочной организации, которая хотя и может подготавливаться в произвольной форме, но должна быть выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, а также должны быть указаны длина и ширина объекта индивидуального строительства и расстояния от этого объекта до границ земельного участка. При подготовке схемы планировочной организации земельного участка должны учитываться противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, градостроительные и другие нормы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предоставленная заявителями схема планировочной организации земельного участка в ГУАиГ Администрации г. Ижевска не содержит всех необходимых сведений, позволяющих определить место размещения планируемого объекта индивидуального жилищного строительства относительно границ участка, в том числе санитарные и противопожарные разрывы, следовательно, не соответствует градостроительному плану земельного участка.

В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В суд с заявлением Тюриковы обратились <дата> При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен заявителям – <дата>

Исходя из изложенного судом установлено, что заявители обратись в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.

Поскольку для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо неза­конное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности, при том, что в судебном заседании не установлен факт не соответствия оспари­ваемых решений закону или иному нормативному правовому в части, суд полагает заявление Тюриковых о признании недействительными ненормативного акта органа местного самоуправления – ГУАиГ, требования восстановлении нарушенного права - возложении на ГУАиГ обязанности выдать разрешение на строительство - не обоснованным и не подлежащим удовле­творению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ,

суд

Р е ш и л :

Заявление Тюрикова ЮВ, Тюрикова СВ о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено судьей в окончательной форме <дата>.

Судья- Ю.В. Фролова

2-2279/2015 ~ М-116/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тюриков Юрий Владимирович
Тюриков Сергей Владимирович
Другие
ГУАиГ Администрации г.Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
_Фролова Юлия Валентиновна
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
16.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2015Передача материалов судье
26.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.03.2015Предварительное судебное заседание
31.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.04.2015Предварительное судебное заседание
21.04.2015Судебное заседание
14.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2015Дело оформлено
25.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее