Решение по делу № 2-540/2021 ~ М-534/2021 от 30.08.2021

№2-540/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Илек Илекского района 16 сентября 2021 года

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,

с участием прокурора Илекского района Оренбургской области Ташимова Э.К.,

при секретаре судебного заседания Нуйкиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области (далее – МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа») о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведено обобщение соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для инвалидов общедоступности к объектам социальной инфраструктуры в общеобразовательных учреждениях района. В силу п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из посещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Однако в нарушение указанных требований на момент проведения проверки в образовательном учреждении, помещение, предназначенное для проведений массовых мероприятий, вышеназванной аппаратурой оборудовано не было.

В этой связи просит обязать ответчика в срок до 1 марта 2023 года оборудовать в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В судебном заседании прокурор Илекского района Оренбургской области Ташимов Э.К. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился.

Представители третьих лиц – администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области и Муниципального казённого учреждения Отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области, будучи извещёнными о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав прокурора Илекского района Оренбургской области Ташимова Э.К., и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Статьёй 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребёнка» указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда

Пунктом 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Так, из материалов дела следует, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в общеобразовательных учреждениях района, в ходе которой установлено, что – МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» нарушены требования подпункта «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, а именно, в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, отсутствовали индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура.

Согласно Уставу МБОУ «Сладковская СОШ» одними из основных целей деятельности образовательного учреждения являются осуществление деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечение охраны и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (пункт 2.1 Устава).

Вместе с тем, ответчиком требования действующего законодательства по обеспечению прав инвалидов на доступную среду жизнедеятельности не соблюдаются, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по обеспечению инвалидов, имеющих ограничения по слуху, условий доступности услуг путём оборудования помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Выявленные прокуратурой нарушения требований закона препятствуют возможности ознакомления инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, в также получению ими услуг наравне с другими лицами, создают дискриминационные условия, что противоречит положениям федерального законодательства о социальной защите инвалидов.

Доказательства, того, что помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, оборудованы индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, суду не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» требований закона по созданию инвалидам условий доступности образовательных услуг, затрагивает законные права и интересы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на доступ к информации, чем нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, учебно-образовательный процесс, и считает указанный в иске срок – до 1 марта 2023 года разумным и достаточным для его исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области в срок до 1 марта 2023 года в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области /подпись/ В.Н. Букреева

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 года.

Копия верна: судья В.Н. Букреева

2-540/2021 ~ М-534/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Илекского района
Ответчики
МБОУ Сладковская СОШ
Другие
Администрация Илекского района Оренбургской области
МКУ Отдел образования Илекского района Оренбургской области
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Судья
Букреева В.Н.
Дело на странице суда
ileksky--orb.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Подготовка дела (собеседование)
10.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее