Дело № 2-533/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2017 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Чернышовой Г.А.,
с участием помощника прокурора Каратузского района Ланг К.В.,
истца Пурман Н.С.,
представителей ответчика Дэка Э.В., Неделиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Пурман Н. С. к администрации Каратузского района о возложении обязанности по выплате муниципальной пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Пурман Н.С. с иском к администрации Каратузского района о возложении обязанности по выплате муниципальной пенсии за выслугу лет.
Требование мотивировано следующим.
Распоряжением администрации Каратузского района от 01.12.2004 <...> р/о Пурман Н.С. с 30.11.2004 г. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, как лицу, замещавшему муниципальную должность администрации района.
С февраля 2017 г. указанная выплата прекращена в связи с превышением размера государственной пенсии, выплачиваемой Пурман Н.С., над муниципальной пенсией.
Ссылаясь на нормы ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона Красноярского края «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края», а также решения Каратузского районного Совета депутатов <...> от 09.04.2013 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета муниципального образования Каратузский район», полагает незаконным прекращение Пурман Н.С. выплаты пенсии, поскольку п.2.1 указанного Положения закреплен минимальный размер пенсии муниципального служащего в размере 1000 руб., выплата которого не зависит от каких-либо условий.
По указанному основанию просил признать незаконными действия администрации Каратузского района, выразившиеся в прекращении выплаты Пурман Н.С. минимального размера пенсии по выслуге лет, равного 1000 руб., а также возложить на администрацию Каратузского района обязанность возобновить выплату Пурман Н.С. пенсии за выслугу лет в размере 1000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Каратузского района Ланг К. В. поддержала заявленное прокурором требование по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Пурман Н. С. также поддержав иск прокурора, пояснила, что до 2004 г. работала в должности главного специалиста финансово-экономического управления администрации Каратузского района, в связи с чем являлась муниципальным служащим. В 2004 г. уволена с занимаемой должности в связи с установлением группы инвалидности. На дату увольнения, стаж муниципальной службы составлял более 19 лет. В 2004 г. по распоряжению администрации района ей установлена выплата за выслугу лет. До 2016 г. данная выплата производилась ежемесячно, в различных суммах, а с 2016 г. сумма выплата стала фиксированной- в размере 1000 руб. в месяц. С февраля 2017 г. выплата прекращена. В администрации пояснили, что с февраля 2017 г. увеличился размер ее государственной пенсии по старости, в связи с чем она утратила право на доплату в размере 1000 руб. С этим она не согласна, поскольку муниципальные служащие, проживающие в других районах края, данную выплату получают.
Представитель ответчика- администрации Каратузского района – Дэка Э. В. и Неделина О. В. ( полномочия каждого подтверждены доверенностью) иск не признали. При этом пояснили, что согласно Положению об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета муниципального образования Каратузский район, муниципальному служащему при наличии необходимого стажа муниципальной службы, а также достижения им возраста назначения государственной пенсии, устанавливается муниципальная пенсия по выслуге лет. При этом размер государственной и муниципальной пенсий не должен превышать 75% размера денежного содержания муниципального служащего по соответствующей должности. Минимальный размер муниципальной пенсии установлен равным 1000 руб. Вместе с тем, пенсия в указанном размере подлежит выплате только в том случае, если совокупность государственной и муниципальной пенсий не превышает установленный предел, то есть 75% денежного содержания. До февраля 2017 г. Пурман Н.С. производилась выплата муниципальной пенсии в размере 1000 руб., поскольку указанное условие соблюдалось. С 01 февраля 2017 г. произошло увеличение государственной пенсии по старости, в связи с чем истец утратила право на получение муниципальной доплаты, так как размер ее пенсии, получаемой через УПФР, превысил 75% денежного содержания муниципального служащего. Действия администрации района полагают законными, в связи с чем просят отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. «ж», «н» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 3 ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Пунктом 11 части 1 ст. 52 ФЗ «О государственной гражданкой службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения, каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет, должны быть аналогичными.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. Аналогичные положения закреплены в п. 6 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 г.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Красноярского края и лиц, замещавших государственные должности Красноярского края, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы Законом Красноярского края « Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края», согласно п.8 ст. 11.1 которого государственному служащему установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 1000 руб.
Особенности организации местного самоуправления в Красноярском крае урегулированы Законом Красноярского края от 24.04.2008 <...> «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», , пунктом 11 которого установлена возможность муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования устанавливать муниципальному служащему минимальный размер пенсии за выслугу лет.
Размер пенсии за выслугу лет и условия ее назначения и выплаты определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
Пенсия за выслугу лет, выплачиваемая за счет средств местного бюджета, может быть установлена в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет составляла не более 45 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями, при наличии срока исполнения полномочий по муниципальной должности шесть лет. Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться на четыре процента ежемесячного денежного вознаграждения за каждый последующий год исполнения полномочий по муниципальной должности, при этом сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения.
Увеличение месячного денежного вознаграждения по муниципальной должности, занимаемой на день прекращения полномочий, может являться основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет.
Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается также при изменении размера трудовой пенсии, с учетом которой установлена пенсия за выслугу лет.
Аналогичный порядок пенсионного обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, предусмотрен и ст. 43.2 Устава муниципального образования Каратузский район.
Согласно частей 1 и 2 ст. 53 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями бюджетного кодекса РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из вышеприведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены лишь границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих своего муниципального образования.
При этом, суд исходит из того, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, исходя из системного толкования, вышеприведенных положений действующего законодательства, заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии, установленной ФЗ «О трудовых пенсиях» (в настоящее время ФЗ «О страховых пенсиях»).
Решением Каратузского районного Совета депутатов № 25-201 от 09.04.2013 утверждено Положение об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета муниципального образования «Каратузский район».
В соответствии с п. 1.2 данного Положения право на пенсию за выслугу лет имеют муниципальные служащие муниципального образования Каратузский район при наличии стажа не менее 15 лет муниципальной службы. Данная пенсия устанавливается к трудовым пенсиям по старости (инвалидности), назначаемым в соответствии с ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и после назначения трудовой пенсии ( п. 1.3, 1.4)
Пунктом 2.4 Положения установлено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45% месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер пенсии увеличивается на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше установленный п. 1.2 Положения продолжительности ( 15 лет). При этом сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75% месячного содержания муниципального служащего.
Минимальный размер ежемесячной пенсии за выслугу лет муниципального служащего составляет 1000 руб. ( п. 2.1 Положения)
Как установлено судом, Пурман Н. С. замещала муниципальную должность главного специалиста финансово-экономического управления администрации Каратузского района. В 2004 г. уволена с занимаемой должности в связи с назначением трудовой пенсии по инвалидности.
Распоряжением администрации Каратузского района от 01.12.2004 г. <...> р/о Пурман Н.С. назначена ежемесячная доплата за выслугу лет с 30 ноября 2004 года за стаж муниципальной службы 19 лет 1 месяц 6 дней 5 месяцев. При этом сумма трудовой пенсии истца и ежемесячной доплаты ограничена 75% ежемесячного денежного содержания по замещаемой Пурман Н.С. должности.
Согласно представленной ответчиком справке, истцу в январе 2017 г. выплачена за счет средств бюджета Каратузского района пенсия по выслуге лет в размере 1000 руб. (л.д.15)
Из расчета пенсии за выслугу лет, приведенного в указанной справке следует, что размер данной пенсии определен исходя из 75% денежного содержания муниципального служащего – 12670,56 руб., а также из размера государственной пенсии по старости, который без учета валоризации, составил 12126,01 руб.
Таким образом, размер государственной пенсии по старости (без валоризации) меньше чем 75% денежного содержания муниципального служащего на 544,55 руб., (12670,56-12126,01), что дает истцу право на получение доплаты за счет средств бюджета Каратузского района. При этом, поскольку нормативно-правовым актом муниципального образования установлен минимальный размер такой доплаты, составляющий 1000 руб., то именно в таком размере в январе 2017 г. истцу произведена выплата за выслугу лет, несмотря на то, что до установленного предела в 75% требовалось выплатить 544,55 руб.
В последующие периоды, начиная с февраля 2017 г., истцу увеличен размер государственной пенсии по старости, при этом размер денежного содержания муниципального служащего остался без изменения, в связи с чем размер пенсии по старости превысил установленное ограничение в размере 75% месячного содержания муниципального служащего, что и послужило основанием для прекращения выплат за счет средств бюджета района.
Доводы истца о наличии у нее права на получение ежемесячной доплаты за выслугу лет в размере 1000 руб. основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Как уже отмечалось выше, выплата в указанном размере может быть произведена только в том случае, если размер государственной пенсии по старости, выплачиваемый истцу за счет средств УПФ РФ, будет ниже чем 75% денежного содержания муниципального служащего по соответствующей должности, поскольку Положением предусмотрено, что государственная пенсия в совокупности с пенсией за выслугу лет не может превышать указанный размер денежного содержания муниципального служащего.
При таком положении суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению и выплате истцу пенсии за выслугу лет в размере 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Каратузского района в удовлетворении исковых требований к администрации Каратузского района о признании незаконными действий и возложении обязанности по выплате Пурман Н. С. муниципальной пенсии за выслугу лет, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий Т.В.Криндаль