Дело № 2- 151/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2013 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
с участием прокурора: А.С.-М. Магомадова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прионежского района Республики Карелия, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Ладвинская средняя общеобразовательная школа №4 (далее - МОУ Ладвинская СОШ № 4), администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
прокурор Прионежского района РК, ссылаясь на нарушение ответчиками требований статей 2, 31 (пунктов 1, 4 части 1), 32, 51 Закона Российской Федерации "Об образовании", обратился с иском в суд о возложении на МОУ Ладвинская СОШ № 4 обязанности произвести работы по ограждению забором территории своего общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. Как учредителя вышеназванного общеобразовательного учреждения прокурор просит возложить на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанность профинансировать данные работы.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по обстоятельствам, в нем изложенным.
Представитель ответчика директор МОУ Ладвинская СОШ № 4 Кондратьева Л.П. иск признала и пояснила, что ограждение всей территории школы забором до настоящего времени не выполнено только в связи с отсутствием финансирования.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, представителя МОУ Ладвинская СОШ № 4, изучив материалы настоящего гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона РФ «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Согласно положениям статей 32, 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу статьи 28 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
Статьей 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статья 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" устанавливает, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"). Пунктом 3.1 названного СанПиНа предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Судом установлено, что в нарушение п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" территория МОУ Ладвинская СОШ № 4 расположенная по адресу: ..., не полностью ограждена забором.
Установка ограждения вышеуказанного образовательного учреждения необходима для обеспечения безопасности учеников, при том положении дела, что бездействие ответчиков, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в общеобразовательном учреждении, в том числе детей, нарушает их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Согласно частям 3, 11 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса.
Имущество МОУ Ладвинская СОШ № 4 является муниципальной собственностью района и передано учреждению на праве оперативного управления (п. № Устава МОУ Ладвинская СОШ № 4). Деятельность МОУ Ладвинская СОШ № 4 финансируется Учредителем (пункт № Устава МОУ Ладвинская СОШ № 4).
В соответствии с пунктом № Устава МОУ Ладвинская СОШ № 4 последнее отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ Ладвинская СОШ № 4 несет его собственник.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела в суде смета МОУ Ладвинская СОШ № 4 на 2013 год не утверждена. В предыдущие годы, денежные средства, запланированные на данные работы, из бюджета муниципального района перечислены МОУ Ладвинская СОШ № 4 не были.
Таким образом, обязанность по проведению работ по ограждению территории школы должна быть возложена на МОУ Ладвинская СОШ № 4.
В силу пункта № Устава МОУ Ладвинская СОШ № 4 его Учредителем является администрация Прионежского муниципального района РК.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением признается - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает, что на администрацию Прионежского муниципального района РК должна быть возложена обязанность финансирования работ по ограждению забором территории МОУ Ладвинская СОШ № 4.
В соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п.19 ч.1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, в силу положений пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, суд считает возможным освободить МОУ Ладвинская СОШ № 4 от уплаты государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением.
Руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск прокурора Прионежского района Республики Карелия удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение Ладвинская средняя общеобразовательная школа № 4 обязанность произвести работы по ограждению забором территории муниципального общеобразовательного учреждения Ладвинская средняя общеобразовательная школа №4, расположенной адресу: ..., в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность профинансировать за счет средств казны Прионежского муниципального района работы муниципального общеобразовательного учреждения Ладвинская средняя общеобразовательная школа № 4 по ограждению забором территории муниципального общеобразовательного учреждения Ладвинская средняя общеобразовательная школа №4, расположенной адресу: ..., в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб или принесения представления.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 18 февраля 2013 года.