Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 февраля 2017 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Неугодникова В.Н.,
с участием представителя административного истца – МИФНС России № 15 по Самарской области – Потехина С.А.. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя заинтересованного лица – ГУ УПФ РФ в г.Жигулевске - Ткаченко Л.С., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретаре Логиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-120/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Шевченко О. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страховании, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Изначально ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.о.<адрес> обратилось в суд с административным иском к Шевченко О.В., требуя взыскать с него недоимки по обязательному страхованию на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год, недоимку по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС за2015 год, пени в общей сумме 33413,63 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена административного истца ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ИФНС России № по <адрес>.
В обоснование требований указано, что Шевченко О.В. был зарегистрирован УФРС по <адрес> ГУ МЮ РФ по <адрес> в реестре адвокатов за № (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ч. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
В административном иске указано, что Шевченко О.В. не были своевременно и в полном объеме уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на страховую часть трудовой пенсии) за 2015 год в размере 18610,80 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2015 год в размере 3650,58 рублей.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов ответчику на дату выставления требования начислены пени: на недомку по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2015 годы в общем размере 9516,45 рублей и на недоимку по обязательному медицинскому страхованию в ФОМС за 2011 – 2015 годы в размере 1635,80 рублей.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке административный ответчик не исполнил.
Представитель административного истца – МИФНС России № по <адрес> Потехин С.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении в полном объеме, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – ГУ УПФ РФ в <адрес> Ткаченко Л.С. также поддержала доводы, изложенные в обосновании требований. Просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Шевченко О.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом – судебной повесткой, направленной по адресу, указанному в административном исковом заявлении: <адрес>, являющемуся адресом регистрации административного ответчика, что подтверждается справкой ОВМ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Повестка, направленная по указанному адресу, вернулась в суд с почтовой отметкой «истек срок хранения».
Согласно ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд, в том числе, заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.
В соответствии со ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
При таких обстоятельствах суд считает, что им предприняты все меры для надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания.
Причины неявки в судебное заседание в соответствии с п. 2 ст. 150 КАС РФ административный ответчик Шевченко О.В. суду не сообщил.
На основании изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ и Федерального закона «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ-243, полномочия по администрированию страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ перешли к налоговым органам, в связи чем, в порядке ст. 44 КАС РФ, при рассмотрении административного дела произошла замена административного истца.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 18.1 НК РФ).
Статьей 8 НК РФ предусмотрено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
Из ст. 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Статьей 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 430 НК РФ предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Частью 9 ст. 430 НК РФ предусмотрено, что в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);
2) для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 настоящего Кодекса;
3) для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса;
4) для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса;
5) для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 настоящего Кодекса;
6) для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Из ст. 432 НК РФ следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ)
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Частью 5 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ).
Статьей 425 НК РФ предусмотрено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Судом установлено, что Шевченко О.В. зарегистрирован в качестве адвоката за №, удостоверение №.
По результатам проверки у административного ответчика по делу выявлено наличие недоимки в размере: по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии за 2015 года в размере 18610,80 рублей, по обязательному медицинскому страхованию в размере 3650,58 рублей, что подтверждается расчетом страховых взносов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шевченко О.В. было направлено требование об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с предложением уплатить страховые взносы в срок доДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем, в силу ст.286 КАС РФ у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Шевченко О.В.
Частью 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (ч. 3 ст. 75).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (ч. 4 ст. 75 НК РФ), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно представленному расчету задолженность административного ответчика по страховым взносам за 2015 год составила: по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии за 2015 года в размере 18610,80 рублей, по обязательному медицинскому страхованию в ФОМС в размере 3650,58 рублей, на указанные суммы задолженности, размер которых ответчиком не оспаривается, были начислены пени в размере: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в общем размере 9516,45 рублей, состоящую из пени за период с 2011 по 2012 годы в размере 2647,19 рублей и пени за период с 2011 по 2012 годы в размере 2647,19 рублей, за период 2015 год в размере 586,86 рублей, за период с 2013-2014 годы в размере 6282,40 рублей, пени на недоимку по страховым взносам в ФОМС в размере 1635,80 руб.
Представленный административным истцом расчет пеней также как и расчет основанной задолженности административным ответчиком не оспаривается. Сведений об иных платежах, не учтенных административным истцом при расчете размера задолженности по страховым взносам, суду не предоставлено.
С учетом изложенного у суда не имеется оснований не соглашаться с расчетом административного истца, в связи с чем с Шевченко О.В. в пользу МИФНС России № по Самарской области подлежат взысканию недоимка по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии за 2015 года в размере 18610,80 руб., недоимка по обязательному медицинскому страхованию в ФОМС в размере 3650,58 руб., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 9516,45 рублей, пени на недоимку по страховым взносам в ФОМС в размере 1635,80 рублей.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, поэтому с административного ответчика в силу ч.1 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина доход федерального бюджета в размере 1202,41 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-178, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Шевченко О. В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> недоимку по страховым взносам и пени в размере 33413 рублей 63 копейки, из которых: недоимка по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии в размере 18610 рублей 80 копеек, недоимка по обязательному медицинскому страхованию в ФОМС в размере 3650 рублей 58 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 9516 рублей 45 копеек, пени на недоимку по страховым взносам в ФОМС в размере 1635 рублей 80 копеек.
Взыскать с Шевченко О. В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа Жигулевск в размере 1202 рубля 41 копейка.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской судСамарской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.Н. Неугодников