Дело № 2 – 1536 / 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре Осиповой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МАТЮЩЕНКО Виктора Адольфовича
к Министерству социальной защиты населения Амурской области,
к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Свободный, ЗАТО Циолковский, Свободненскому району,
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области,
к Министерству транспорта и строительства Амурской области,
к Министерству финансов Российской Федерации,
к Министерству финансов Амурской области,
к Правительству Амурской области
о признании незаконным отказа во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
и возмещении судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
-- Матющенко В.А. обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным иском (т. 1 л.д. 7 – 9).
-- определением суда административное исковое заявление принято судом к своему производству (т. 1 л.д. 1 – 5).
-- решением Свободненского городского суда Амурской области административный иск был удовлетворён. Признан незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области во включении Матющенко Виктора Адольфовича в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. На Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность не позднее десяти дней с момента вступления решения в законную силу, включить Матющенко Виктора Адольфовича в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья (т. 1 л.д. 122 – 123, 124 – 129).
Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
-- Министерство социальной защиты населения Амурской области обратилось в Свободненский городской суд Амурской области с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам (том 1 л.д. 165 – 166).
-- определением Свободненского городского суда Амурской области это заявление было удовлетворено и отменено вступившее в законную силу решение Свободненского городского суда от --.
Этим же определением к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Министерство транспорта и строительства Амурской области (том 1 л.д. 219 - 222).
-- прекращено рассмотрение дела в порядке, предусмотренном КАС РФ. В дальнейшем дело подлежало рассмотрению в порядке ГПК РФ, т.к. в ходе рассмотрения дела рассматривался вопрос о праве истца на получение денежных выплат за утраченное в ЧС имущество (том 2 л.д. 5 – 6).
-- определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области (том 2 л.д. 22 – 24).
-- истец Матющенко В.А. подал частную жалобу на определение суда от -- об удовлетворении заявления Министерства социальной защиты населения Амурской области о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам (том 2 л.д. 46 – 47).
-- апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда определение Свободненского городского суда от -- оставлено без изменения, а частная жалоба Матющенко В.А. – без удовлетворения (том 2 л.д. 122 - 123).
В настоящем судебном заседании пересматривается по новым обстоятельствам исковое заявление Матющенко В.А. о возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области и Управление социальной защиты населения по г. Свободный, ЗАТО «Циолковский» (ранее Углегорск), Свободненскому району
о признании незаконным отказа во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
и возмещении судебных расходов.
В настоящее судебное заседание истец Матющенко В.А. и его представитель Колодий Г.Э. не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела были извещены судом заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель истца Колодий Г.Э. просила дело рассматривать в их отсутствие, т.к. Матющенко В.А. проживает в --, номер телефона он сменил, а она в настоящее время находится в --. На иске настаивает (телефонограмма от --).
Ранее в ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований истец Матющенко В.А. пояснил, что с -- является единственным собственником жилого --, расположенного на -- в г. Свободном Амурской области. С 2009 года зарегистрирован в нём по месту жительства и постоянно в нём проживает. Этот дом – единственное для него место жительства.
В июле-августе 2013 года в городе Свободном долгое время шли ливни, было сильное наводнение, был введён режим ЧС.
Его дом был подтоплен в ЧС на 5 сантиметров выше уровня пола. Во всех комнатах и в подполье долго стояла вода. Всё имущество, что находилось в доме – пришло в негодность.
Он и его супруга Матющенко В.А. были признаны пострадавшими в ЧС. Им выплатили единовременную материальную помощь по 10 000 руб. на человека. И выплатили помощь за полную утрату имущества по 100 000 руб. 00 коп. на человека. После ЧС его супруга уехала в г. Хабаровск, и больше с ним не живёт.
Простояв несколько месяцев в доме и в подполье – вода ушла, и он пригласил межведомственную комиссию для обследования дома.
-- межведомственная комиссия осмотрела дом и установила, что дом пригоден для проживания, находится в удовлетворительном состоянии и не нуждается в проведении капитального ремонта, реконструкции или перепланировке. В этом акте обследования межведомственная комиссия вообще не указала, что дом был подтоплен в ЧС, и не указала какие-либо повреждения. Также в акте обследования комиссия не указала, что на момент обследования его дом старый, ветхий, сильно изношен, и т.п..
Простояв осень-зиму 2013-2014 года, весной 2014 года дом стал сильно разрушаться. Поэтому -- он вновь обратился в межведомственную комиссию с заявлением об обследовании дома. -- межведомственная комиссия, проведя обследование, пришла к выводу, что дом пригоден для проживания, но уже нуждается в проведении капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе эксплуатации здания. Не согласившись с этим заключением, и пытаясь доказать обратное, он обратился в ООО «Независимая экспертиза». -- эксперты провели тщательное обследование его дома не только снаружи, но и изнутри. И дали заключение что дом, долгое время простояв в воде в период ЧС, потому и пришёл в аварийное состояние, стал непригоден к дальнейшей эксплуатации по своему целевому назначению и не подлежит ремонтно-восстановительным работам, а подлежит сносу.
Заключение экспертов было изготовлено --. Получив его, -- он вновь обратился в межведомственную комиссию за обследованием дома на предмет его пригодности для проживания. Предоставил заключение экспертов.
Но -- межведомственная комиссия, в очередной раз визуально осмотрев его дом – дала заключение, что дом пригоден для проживания и нуждается в капитальном ремонте для восстановления частично утраченных характеристик в процессе эксплуатации здания.
Не согласившись с этим заключением межведомственной комиссии, он обратился к юристу, который подготовил ему иск в суд.
-- он обратился в Свободненский городской суд Амурской области с заявлением о признании его пострадавшим в результате ЧС и имеющим право на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Решением суда от -- (гражданское дело -- – 1073 / 2015 г.) в удовлетворении иска ему было отказано, т.к. им не были оспорены в суде акты и заключения межведомственной комиссии о пригодности дома для проживания с проведением в нём капитального ремонта.
Поэтому он вновь был вынужден обратиться к юристу, затем -- – вновь обратиться в суд с иском о признании заключения межведомственной комиссии от -- незаконным, о признании его дома аварийным и непригодным для проживания в связи с подтоплением в ЧС, о признании его имеющим право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Решением Свободненского городского суда от -- (гражданское дело -- – 1929 / 2015 г.) его иск был удовлетворён.
После этого, -- он обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о включении его в списки на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, как пострадавшему в ЧС. Приложил копию решения суда.
Письмом от -- за исх. -- ему был дан отказ, т.к. на тот момент решение суда ещё не вступило в законную силу, и с -- прекратили действие Правила предоставления гражданам, пострадавшим в ЧС, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья. В этом же отказе написано, что после -- Министерство социальной защиты населения не вправе рассматривать документы, принимать решения о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на цели строительства (приобретения) жилья взамен утраченного в ЧС.
Т.к. его дом разрушается ещё больше (провисли потолочные балки, осыпается потолок, рушатся стены, разрушается фундамент, печь, всё приходит в негодность ещё больше, а он вынужден, несмотря на опасность, проживать в этом доме – обратился в суд с настоящим административным иском.
Просил суд:
признать незаконным отказ во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
обязать ответчиков включить его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
взыскать с ответчиков в его пользу в возмещение судебных расходов 2 300 руб. 00 коп. (сложившихся из оплаты услуг адвоката за составление искового заявления в сумме 2 000 руб. 00 коп. и оплаты госпошлины при подаче иска в сумме 300 руб. 00 коп.).
Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от -- исковые требования были удовлетворены. Этим же решением признан незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области во включении Матющенко В.А. в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. На Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность не позднее десяти дней с момента вступления решения в законную силу, включить Матющенко В.А. в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. С Министерства социальной защиты населения Амурской области взыскано в пользу Матющенко В.А. в возмещение судебных расходов 2 300 руб. 00 коп..
Вступившим в законную силу определением Свободненского городского суда Амурской области от -- удовлетворено заявление Министерства социальной защиты населения Амурской области о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам и отменено вступившее в законную силу решение суда от --.
Представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен судом заблаговременно и надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил. Не просил дело рассматривать в его отсутствие.
Ранее указал, что -- перестали действовать нормативные акты Амурской области, на основании которых производились меры поддержки по обеспечению жильём. Такие выплаты предоставлялись за счёт средств федерального бюджета. Финансирование данных мероприятий с 2015 года не предусмотрено. В настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Матющенко В.А. с иском обратился в суд в октябре 2015 года, а решение Свободненского городского суда об удовлетворении его требований вынесено --. Решение было принято судом с нарушением правовых норм.
Просит суд отказать Матющенко В.А. в удовлетворении иска.
Представитель ответчика – ГКУ Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Свободный, ЗАТО «Циолковский», Свободненскому району в судебное заседание не явился. Просил дело рассматривать в его отсутствие. Возражает против удовлетворения судом требований Матющенко В.А. (заявление представителя Мазур И.А. от --).
Представители ответчиков - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерства транспорта и строительства Амурской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела были уведомлены судом заблаговременно и надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили. Не просили дело рассматривать в их отсутствие. Своего отношения к заявленным требованиям не выразили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Губернатора Амурской области от -- ---р на территории Амурской области с -- был введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Главы администрации г. Свободного от -- --, на территории города Свободного с -- был введён режим чрезвычайной ситуации.
Истец просит суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность включить его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в его пользу в возмещение судебных расходов 2 300 руб. 00 коп..
Из материалов дела следует, что:
- с -- истец является собственником жилого --, расположенного на -- в г. Свободном Амурской области. С -- и по настоящее время зарегистрирован в нём по месту жительства. Другого жилья не имеет;
- вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от -- (гражданское дело -- г.) Матющенко В.А. было отказано в удовлетворении иска к администрации города Свободного Амурской области о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и имеющим право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, взыскании судебных расходов;
- вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от -- (гражданское дело -- г.) признано незаконным заключение межведомственной комиссии от --, из которого следует, что --, расположенный по -- в г. Свободный Амурской области, принадлежащий Матющенко В.А. – пригоден для проживания, нуждается в проведении капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе эксплуатации здания.
Кроме того, признан аварийным и непригодным для проживания в связи с подтоплением в результате чрезвычайной ситуации дом № 68, расположенный по -- в г. Свободном Амурской области, принадлежащий Матющенко В.А..
Этим же решением Матющенко В.А. признан имеющим право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, как гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области;
- -- Матющенко В.А. обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья;
- -- Матющенко В.А. было отказано в рассмотрении документов и принятии решения о предоставлении (отказе в предоставлении) мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на цели строительства (приобретения) жилья взамен утраченного в результате ЧС и включении в списки на получение социальной выплаты, т.к. с -- Постановление Правительства Амурской области от -- -- «Об утверждении Правил предоставления гражданам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья» признано утратившим силу (постановление Правительства Амурской области от -- -- «О признании утратившим силу постановлений Правительства Амурской области). Решение суда было вынесено после вступления в силу постановления Правительства Амурской области от -- --. Кроме того, Указ Президента РФ от -- -- в полном объёме реализован в 2013 – 2014 годах (письмо от -- исх. --б-1745);
- решением Свободненского городского суда Амурской области от -- (гражданское дело --А-3193/2015 г.) признан незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области во включении Матющенко В.А. в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. На Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность не позднее десяти дней с момента вступления решения в законную силу, включить Матющенко В.А. в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. На Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность сообщить об исполнении данного решения в суд и Матющенко В.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу Матющенко В.А. взыскано в возмещение судебных расходов 2 300 руб. 00 коп..
В данном случае, указанное решение было принято судом после --, т.е. после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Матющенко В.А. о признании за ним права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, --» (далее - Указ Президента Российской Федерации от -- --).
Подпунктом «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от -- -- Правительство Российской Федерации -- в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло постановление -- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от -- --), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение --(1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 -2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении -- к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта -Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от -- --, постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета.
При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от -- -- и постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- Правительство Амурской области приняло постановление от -- --, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
Согласно пункту 1 раздела I названных Правил, они предусматривали условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Из раздела II указанных Правил следует, что на территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, является Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья в редакции постановления Правительства Амурской области от -- --).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 раздела II названных Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник утраченного жилья совместно с заявлением о предоставлении социальной выплаты, в том числе представляет в управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).
В силу приведённых положений Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.
Данное обстоятельство, имеющее значение для разрешения дела, должно быть подтверждено документом, на который прямо указано в подпункте «б» пункта 4 раздела II Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, а именно заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).
Суд принимает во внимание, что в связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от -- --, которым постановление Правительства Амурской области от -- -- «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» признано утратившим силу с --
Ввиду того, что решение суда о включении Матющенко В.А. в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской --, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, принято после --, то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, у суда нет правовых оснований для включения его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Кроме того, согласно приложению -- к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось.
Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от -- --) финансирование мероприятий такого направления также не предусматривает.
Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от -- -- в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Следовательно, ввиду прекращения действия с -- постановления Правительства Амурской области от -- -- «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, у суда не имеется оснований для возложения на Министерство социальной защиты населения Амурской области и обязанности по включению Матющенко В.А. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам таких выплат Министерство было наделено именно в соответствии с названным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Матющенко Виктору Адольфовичу в удовлетворении иска
к Министерству социальной защиты населения Амурской области,
к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Свободный, ЗАТО Циолковский, Свободненскому району,
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области,
к Министерству транспорта и строительства Амурской области,
к Министерству финансов Российской Федерации,
к Министерству финансов Амурской области,
к Правительству Амурской области
о признании незаконным отказа во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
во включении его в списки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате Чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья,
и возмещении судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
Решение принято в окончательной форме 10 декабря 2017 года
Копия верна:
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.Ю. Осокина