|
2-1960/2012 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
07 августа 2012 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Прониной Е.В., с участием прокурора Маймановой Г.Г., представителя ответчика Тетериной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального образовательного учреждения,
установил:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании создать условия для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального образовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., ..., посредством обустройства на входах пандусов и поручней, ссылаясь на то, что прокуратурой города Воркуты была проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что вход в образовательное учреждение не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, что является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В письменном отзыве на иск администрации МО ГО «Воркута» указано на то, что обязанность по установлению пандуса, в данном случае, лежит на школе; установка пандуса не является видом капитального ремонта здания; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44», являясь бюджетным учреждением, вправе оказывать платные услуги, средства от которых поступают в распоряжение школы и могут быть использованы на установление пандуса; в силу ст.120 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
МОУ «СОШ №44» в отзыве на иск указало на то, что здание школы построено в 1962 году и архитектурное решение здания не позволяет в полном объеме выполнить требования СНиП № 35-01-2001. В настоящее время в администрации МО ГО «Воркута» разрабатывается муниципальная программа «Доступная среда», которая призвана создать условия для получения образования на базе общеобразовательных учреждений для маломобильных групп населения, в рамках которой предусмотрено оборудование МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты пандусами, бортиками, ограждениями с поручнями, а также специальными устройствами для подъема по лестницам, а МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты планируется оборудовать для слабовидящих и слабослышащих граждан. Учитывая, что в настоящее время в г.Воркуте насчитывается 5 человек школьноговозраста, использующих кресла-коляски, из них обучаются только 2 человека (3 человека не обучаемы по состоянию здоровья), оборудовать все общеобразовательные учреждения пандусами, бортиками, ограждениями с поручнями, а также специальными устройствами для подъема по лестницам экономически нецелесообразно. Установка пандусов и поручней как изменение параметров объектов строительства в силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией. В соответствии с письмом Министра образования и науки Российской Федерации от 10.10.2008 № АФ-325/03 «О проведении ремонтных работ во время образовательного процесса» проведение ремонтных работ во время образовательного процесса не допускается. МОУ «СОШ № 44» г.Воркуты является муниципальным учреждением и финансирование получает из бюджета муниципального образования городского округа «Воркута». На 2012 год финансирования мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения не предусмотрено.
Администрация МО ГО «Воркута», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МОУ «СОШ № 44» г.Воркуты иск не признал, поддержав представленный отзыв.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 г. № 832 и «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175.
В силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. П.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131 установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) к полномочиям органа местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий. При этом данная обязанность возлагается в отношении зданий, находящихся в муниципальной собственности, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, если нормативно не установлено иное. В данном случае нормативного акта, предусматривающего обязанность муниципальных учреждений, в оперативном пользовании которых находятся здания, обеспечить доступность зданий для инвалидов, нет.
При разрешении спора установлено, что МОУ «СОШ № 39» г.Воркуты является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Школа создана в целях реализации конституционного права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах единого федерального государственного образовательного стандарта и ориентировано на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуальному труду в различных областях знаний; на формирование образованной интеллектуальной личности, готовой к творческой учебно-исследовательской деятельности в изучении и освоении общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учредителем школы, созданной на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», является муниципальное образование городского округа «Воркута». Функции и полномочия учредителя в отношении Школы осуществляет администрация МО ГО «Воркута» (учредитель) и отраслевой орган администрации МО ГО «Воркута» в лице Управления образования администрации МО ГО «Воркута». Учредитель в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за школой в целях обеспечения ее уставной деятельности, предусмотренной Уставом, имущество (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество), на праве оперативного управления (п.7.1 Устава). При использовании имущества, являющегося муниципальной собственностью, школа обязана производить своевременный текущий и капитальный ремонт имущества, финансирование которого осуществляет учредитель (п.7.7). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п.7.13).
Нежилое здание по адресу: ..., занимаемое школой, находится в муниципальной собственности и передано школе в оперативное управление.
Нежилое здание по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., находится в оперативном управлении МОУ «СОШ № 44» г.Воркуты на основании распоряжений от ... ..., от ... ... Отдела по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Воркута», свидетельства на право оперативного управления от ... ....
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что здание школы является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования вышеуказанных правовых норм.
Прокуратурой г. Воркуты была проведана проверка соблюдения объектами социальной инфраструктуры, расположенных на территории г. Воркуты, требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к подобным объектам. Проверкой установлено, что вход в образовательное учреждение не оборудован пандусами и поручнями.
Согласно СП 35-101-2001 (приложение Б) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. В соответствии с пунктом 1.4 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для МГН должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений. Пунктами 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.В пункте 3.29, 3.31- 3.32 СНиП 35-01-2001 указано, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5.
По сообщению администрации МО ГО «Воркута» от 07.06.2012 года устройство пандусов в соответствии с требованиями СНиП № 35-01-2001 технически возможно, но при этом требуются дополнительные работы по реконструкции.
Из письменных объяснений специалиста Госстройнадзора Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ФИО5 следует, что в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011), работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населении относятся к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Проведение таких работ возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (ст. 55.8 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.06.2012). Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", специалист указал, что в случае замены лестницы или её элементов на аналогичные с пандусом, улучшающие показатели (дополнительно обеспечивается доступ маломобильных групп), такие работы можно отнести к работам по капитальному ремонту. В тоже время согласно СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (принят Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 N 73) пандус - сооружение, имеющее продольный уклон, повышающий уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении. Сооружение в соответствии с п. 23 ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Т.е., если пандус возводится как отдельно стоящая строительная система на собственных фундаментах, такие работы следует отнести к строительству на объекте капитального строительства сооружения вспомогательного использования.
У суда нет оснований не доверять консультации специалиста, поскольку они не противоречат требованиям закона.
Под строительством согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства. Реконструкцией в силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Кодекса капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Пунктом 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с пп. 10 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
На основании изложенного доводы администрации о том, что установку пандуса нельзя отнести к капитальному ремонту, опровергаются заключением специалиста.
Ссылка администрации на то, что работы по установке должны быть выполнены школой за счет собственных денежных средств, несостоятельна по причинам того, что здание находится в муниципальной собственности, работы по установке пандуса могут быть отнесены к капитальным работам. При этом ответчиком не представлены суду доказательства обратного. Согласно уставу школы финансирование капитального ремонта осуществляется учредителем. Кроме того, как указано выше, обеспечение доступности зданий для инвалидов является публичной обязанностью, в том числе и органов местного самоуправления. Отсутствие финансирование работ по обеспечению доступности социально значимых объектов для инвалидов не освобождает ответчика от обязанностей исполнения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 51 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом муниципального образования городского округа «Воркута» 27.02.2006г. (в ред. от 16.05.2011 N 43), администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми. Согласно ст. 52 Устава администрация городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе:
разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, бюджета городского округа, организует их исполнение;
вносит предложения по проектам планов социально-экономического развития города, программ органов власти и управления Республики Коми, а также проектам планов предприятий, организаций, расположенных на территории города по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории;
организует разработку и осуществление генерального плана городского округа, проекта городской черты, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства, разрабатывает правила застройки в соответствии с генеральным планом и вносит их на утверждение Совета городского округа, организует экспертизу проектов;
выступает заказчиком на строительство и ремонт жилых и гражданских зданий, объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия.
Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по настоящему спору является администрация МО ГО «Воркута».
Утверждение школы об экономической нецелесообразности установки пандусов по причине наличия незначительного количества инвалидов, является некорректным и противоречит требованиям Закона. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо не только в целях соблюдения вышеприведенного Закона, но и для того, чтобы обеспечить инвалидам право на достойную жизнь и свободное развитие.
Необеспечение доступности зданий для инвалидов является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
На основании изложенного требования прокурора г.Воркуты о возложении обязанности на администрацию МО ГО «Воркута» по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» посредством обустройства на входах пандусов и поручней являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора города Воркуты - удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты, расположенное по адресу: ..., посредством обустройства на входах пандусов и поручней.
Исковые требований прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Мотивированное решение составлено 12 августа 2012 года.