РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2012г. г.о. Самара
Кировский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Маликовой Т.А.,
при секретаре Мигуновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4743/12 по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, филиалу ФГБУ ФКП Управления Росреестра по Самарской области, министерству экономического развития о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж и обязании Управления Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Воронков В.Я. обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. он является владельцем капитального кирпичного гаража № в ГСК № по адресу: <адрес> (территория тароремонтной фабрики). Право собственности на гараж в установленном законом порядке не оформлено. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по вопросу регистрации права собственности на гараж. В конце мая 2012г. им получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, которое он считает незаконным, поскольку сотрудниками «кадастра» не были приняты имеющиеся у него копии Постановления Самарского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе гаражно-строительным кооперативам земельных участков и разрешения строительства многоместных кооперативных гаражей-стоянок» и решение Кировского райисполкома г.Куйбышева № от ДД.ММ.ГГГГ. Также считает незаконной ссылку на СНиП 3.01.04-87, поскольку полагает, что вышеуказанные постановления изданы органами государственной власти в рамках их компетенции и порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания этих актов в момент их издания, в соответствии с требованиями СНиПов и ГОСТов. Постановление горисполкома выполнено полностью. Право собственности на гараж, построенный в ДД.ММ.ГГГГ., возникшее до введения в действия ФЗ №122, подпадает под ст.6 ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Также полагает, что полномочия председателя ГСК могли быть проверены при обращении Управления Росреестра с запросом в налоговую инспекцию. По поводу разночтения адресов его вины нет, поскольку присвоение адреса не входит в его компетенцию, а органы кадастровой службы указали в кадастровом паспорте 3 разных адреса, что также не является его виной. Также им была оплачена госпошлина за изготовление кадастрового и технического паспорта 1 605, 41руб. Сейчас эти услуги стоят 8500руб. Согласно абз.4 ст.2 ст.6 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997г., за регистрацию возникшего до введения в действие настоящего ФЗ права взимается госпошлина в размере равном половине установленного размера госпошлины за госрегистрацию права, т.е. 1 000руб.: 2 = 500руб., считает, что 500руб. должны ему возвратить.
В силу изложенного просил:
1. Признать уведомление о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
2. Обязать кадастр выдать кадастровый паспорт на гараж № отвечающий требованиям госрегистрации.
3. Обязать «госрегистрацию» зарегистрировать его право собственности на гараж №.
4. Обязать «кадастр» разместить в свободном доступе для ознакомления перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, а также наименование и адресные реквизиты вышестоящей организации, куда можно обратиться с заявлением по поводу работы «кадастра» и «госрегистрации».
5. Возвратить ему излишне уплаченную госпошлину в сумме 500руб.
6. Взыскать с ответчиков судебные расходы, в том числе госпошлину в сумме 200руб.
7. взыскать с ответчиков моральный вред в сумме один рубль.
В процессе рассмотрения дела истец Воронков В.Я. отказался от исковых требований, изложенных в п.п.4-7 искового заявления, об обязании «кадастра» разместить информацию, о возврате госпошлины, судебных расходов и компенсации морального вреда.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по указанным исковым требованиям прекращено.
В судебном заседании Воронков В.Я. исковые требования о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании кадастра выдать кадастровый паспорт на гараж №, отвечающий требованиям «госрегистрации», обязании «госрегистрации» зарегистрировать право собственности на гараж № подержал по основаниям, изложенным в иске. Также дополнил, что Управлением Росреестра по Самарской области ему отказано в государственной регистрации гаража. Однако он не обжалует и не оспаривает в настоящее время отказ в государственной регистрации. Настаивал на признании незаконным именно уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж, о чем имеется подпись в протоколе судебного заседания. Уведомление о приостановлении государственной регистрации права на гараж он получил в конце мая ДД.ММ.ГГГГ. Также дополнил, что в настоящее время он обратился в Кировский районный суд с исковым заявлением о признании права собственности на гараж.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской областиКолебирова Е.А.требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что приостановление государственной регистрации произведено по законным основаниям, изложенным в уведомлении. Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено обжалование отказа в государственной регистрации права, а не приостановления. Также полагает, что заявителем пропущен срок на обжалование приостановления в государственной регистрации права. Кроме того, по сложившейся практике право собственности граждан на гаражи в ГСК-№ регистрируются по решениям суда, поскольку по данному ГСК собран пакет документов, в котором разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.
В судебное заседание представитель филиала ФГБУ ФКП Управления Росреестра по Самарской областине явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель Министерства экономического развития РФ не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи (ч.2 ст.19).
В силу ч.3 ст.20 ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Воронков В.Я. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - гараж, расположенный по адресу: <адрес>
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Воронкову В.Я. было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Указанное уведомление было получено истцом в конце мая ДД.ММ.ГГГГ., что не оспаривалось в судебном заседании.
Из указанного уведомления усматривается, что основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на гараж явилось отсутствие решений уполномоченных органов о предоставлении земельного участка под строительство, разрешения на строительство, об утверждении акта ввода в эксплуатацию и акта ввода в эксплуатацию; документы подтверждающие полномочия председателя ГСК-№ на дату подписания справки о выплате паевого взноса, учредительные документы кооператива; разночтения в адресе объекта недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу ст.16 выше указанного Федерального закона, Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
Согласно ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.18 указанного Федерального
Закона, Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
При этом суд приходит к выводу, что поскольку Воронковым В.Я. в регистрирующий орган не было представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое является единственным документом, подтверждающим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, при этом из пояснений сторон усматривается, что гаражи ГСК-№ в эксплуатацию надлежащим образом не введены, учитывая разночтения в адресе предъявленного на регистрацию объекта недвижимого имущества, суд приходит к выводу в законности действий Управления Росреестра по Самарской области в приостановлении регистрационных действий.
При этом суд учитывает, что уведомлением о приостановлении регистрации права собственности Воронкову было разъяснено на необходимость предоставления дополнительных документов в указанный в уведомлении срок.
Кроме того, судом установлено, что сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № Воронкову В.Я. отказано в государственной регистрации права, чем затронуты права истца. Однако в судебном заседании Воронков В.Я. настаивал, что предметом обжалования в настоящее время является только приостановление государственной регистрации права.
Таким образом, суд полагает, что обжалование приостановления в регистрации права собственности при наличии отказа в регистрации права собственности не приведет к восстановлению права заявителя.
Также Воронков В.Я. в исковом заявлении просит обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области выдать ему кадастровый паспорт на гараж, №, отвечающий требованиям «госрегистрации».
В силу ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости … адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).
Исходя из статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона о ГКН сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления установлена Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества"
Судом установлено, что при проведении государственного учета объекта капитального строительства истцу выдан кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое помещение - гараж № по <адрес>, д. б/н с кадастровым номером №
Принимая во внимание, что предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости осуществляется в заявительном порядке, истцу не было отказано в выдаче кадастрового паспорта, сведения о данном объекте капитального строительства внесены в ЕГРОКС в соответствии с представленной справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГСК-ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для удовлетворения требований Воронкова В.Я. об обязании «кадастра» выдать ему кадастровый паспорт, отвечающий требованиям «госрегистрации», не имеется.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в п.24 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Принимая во внимание, что уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж было получено истцом в конце мая ДД.ММ.ГГГГ., что не оспаривалось им в судебном заседании, суд полагает, что с этого момента Воронков В.Я. узнал о нарушении своих прав и в случае несогласия с приостановлением вправе был обратиться с заявлением в суд. В силу изложенного суд приходит к выводу, что Воронковым В.Я. пропущен срок для обжалования действий Управления Росреестра по Самарской области по приостановлению государственной регистрации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Росреестра по Самарской области, филиалу ФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж и обязании Управления Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности на гараж отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2.11.2012г.
Председательствующий: Т.А. Маликова