Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-221/2021 ~ М-194/2021 от 17.06.2021

Дело № 2а-221/2021

УИД 10RS0003-01-2021-000803-77

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    15 июля 2021 года                                                       г. Кемь, Республика Карелия

             Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи                                                         Гордевича В.С.,

при секретаре                                                                                            Синда И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Бурдюг Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления,

УСТАНОВИЛ:

          Бурдюг Н.Н. обратилась в суд с названным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что 10 февраля 2021 года она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> собственность без проведения торгов. Письмом № 5875/12.4-21 от 11.03.2021 г. Министерство отказало в предварительном согласовании по тем основаниям, что в данной территориальной зоне Правилами землепользования и застройки Кемского городского поселения для условно-разрешенного вида использования земельного участка в указанной территориальной зоне не установлены предельные параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства.

          Полагает, что отказ Министерства является незаконным, нарушает ее права и законные интересы. На испрашиваемом земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 10:02:0080624 Кемского кадастрового района, расположен жилой <адрес>. Данный жилой дом принадлежит ей на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 05 августа 2020 года. Одной из форм реализации установленного пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов является предоставление собственнику строения или сооружения исключительного права на приобретение находящегося под ним земельного участка на праве аренды или праве собственности. Неустановление градостроительным регламентом предельных параметров использования земельных участков в территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не может являться основанием для отказа собственнику строения в предоставлении земельного участка под данным строением. Незаконный отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность препятствует ей, как законному владельцу объекта недвижимости, реализации исключительного права на приобретение земельного участка.

    Просила: признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 11 марта 2021 года № 5875/12.4-21, по заявлению Бурдюг Н.Н. от 10.02.2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность; возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Бурдюг Н.Н. от 10.02.2021 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность; взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия судебные расходы в размере 300 рублей.

          Определением суда от 17 июня 2021 года, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Кемского муниципального района.

          Административный истец Бурдюг Н.Н. в судебное заседание не явилась, в поступившей телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Ранее в судебном заседании просила обязать Министерство рассмотреть поданное ею заявление повторно, не учитывая обстоятельства, которые послужили основанием для отказа.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил. В ранее представленном возражении представитель административного ответчика по доверенности Нилова С.И. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и отказать в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п., п. 1 Земельного кодекса РФ, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, а также по тем основаниям, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования Кемского городского поселения, входящей в состав Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения Кемского муниципального района Республики Карелия (далее — Правила), утвержденных Решением Совета об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения от 26.04.2013 № 38-2/216, согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагаемый к образованию земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - «Жилая зона застройки малоэтажными блокированными и многоквартирными домами».

В указанной территориальной зоне Правилами предусмотрен условно-разрешенный вид использования земельного участка - «Малоэтажные жилые дома усадебного типа и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, не предназначенными для ведения личного подсобного хозяйства», для которого не установлены предельные параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства.

          Представитель заинтересованного лица – администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил. Ранее от исполняющей обязанности главы администрации Долининой С.В. поступил отзыв, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. По сути заявленных требований Долинина С.В. пояснила, что в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Кемского городского поселения, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 10:02:0080624 Кемского кадастрового района, расположен в территориальной зоне Ж-2 – Жилая зона застройки малоэтажными блокированными и многоквартирными домами. Основным видом разрешенного использования земельных участков в данной зоне предусмотрены малоэтажные блокированные и многоквартирные дома с придомовыми участками. Оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеют.

          Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

          Суд, заслушав административного истца, изучив материалы дела, удовлетворяет заявленные требования.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2016 года.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.

Подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п., п. 1,2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пунктом 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть двух видов: основные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды использования.

В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

             Судом установлено, что административным истцом 05 августа 2020 года на основании договора купли-продажи приобретен жилой дом, кадастровый номер: 10:02:0080624:11, расположенный по адресу: РК, Кемский р-он, <адрес>. В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 12 августа 2020 года право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за Бурдюг Н.Н.12.08.2020. В соответствии с Техническим паспортом на дом инвентарный № 1605, указанный дом одноэтажный, год постройки – 1956, расположен на земельном участке площадью 1229 кв.м.

          Бурдюг Н.Н. обратилась к ответчику 10 февраля 2020 года с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка (государственная собственность на который не разграничена) под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.

          Письмом Министерства земельных и имущественных отношений РК от 11 марта 2021 года № 5875/12.4-21 Бурдюг Н.Н. было отказано в удовлетворении заявления.

Основанием для отказа послужило то, что, по мнению ответчика, предполагаемый к образованию земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - «Жилая зона застройки малоэтажными блокированными и многоквартирными домами», в которой Правилами землепользования и застройки Кемского городского поселения предусмотрен условно-разрешенный вид использования земельного участка - «Малоэтажные жилые дома усадебного типа и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, не предназначенными для ведения личного подсобного хозяйства», для которого не установлены предельные параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства.

          Однако, при изучении Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, утвержденных Решением Совета об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения от 26.04.2013 № 38-2/216 установлено, что для жилой зоны: «Ж-2 - Жилая зона застройки малоэтажными блокированными и многоквартирными домами», в которой в соответствии со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположен дом истца, установлен такой основной вид разрешенного использования, как: «Малоэтажные жилые блокированные и многоквартирные дома с придомовыми участками» и условно-разрешенный вид использования; «Малоэтажные жилые дома усадебного типа и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, не предназначенными для ведения личного подсобного хозяйства» (Таблица 2.3.1).

           В Таблице № 2.3.2 Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения указаны предельные параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства. В частности: минимальная площадь участка, включая площадь застройки, для индивидуальных малоэтажных жилых домов с придомовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства – 330 кв. м. на одну семью; для малоэтажных жилых блокированных домов – 166 кв.м. на одну семью. Кроме того, установлены и другие параметры использования земельных участков: минимальная ширина вдоль фронта, максимальное значение коэффициента использования земельного участка; максимальный процент застройки; минимальный отступ зданий от красной линии.

          Из чего следует, что доводы административного ответчика о том, что предельные параметры использования земельных участков для жилой зоны Ж-2 Правилами землепользования и застройки Кемского городского поселения не установлены, суд признает несостоятельными, вынесенное решение незаконным, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что административный ответчик не представил суду доказательств того, что предоставление административному истцу требуемого земельного участка приведет к последствиям, перечисленным в п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, таким как: вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица и т.д.

         Также, по мнению суда, неустановление органом местного самоуправления в принятом градостроительном регламенте предельных параметров использования испрашиваемого истцом земельного участка, само по себе не может являться основанием для отказа собственнику жилого дома в предоставлении ему земельного участка под домом, в силу установленного пп. 5 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, который предоставляет собственнику строения или сооружения исключительное право на приобретение находящегося под ним земельного участка на праве аренды или собственности.

В соответствии с подпунктом 83 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П (далее: Положение), Министерство осуществляет рассмотрение обращений и прием граждан по вопросам, относящимся к сферам деятельности Министерства.

Таким образом, при повторном рассмотрении заявления Бурдюг Н.Н. административному ответчику необходимо принять решение, исходя из того, что предельные параметры использования земельного участка испрашиваемого административным истцом, установлены и отражены в приведенной выше Таблице № 2.3.2.

Поскольку в соответствии с пунктом 18 Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, утвержденного Приказом Госкомитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 № 73, сроки прохождения административных процедур о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, составляют не более 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов в Министерство имущественных и земельных отношений, суд полагает разумным установить срок для повторного рассмотрения, поданного Бурдюг Н.Н. заявления, в размере 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

           В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая, что решение суда принято в пользу административного истца, суд взыскивает с административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений РК в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

    Руководствуясь ст., ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                               РЕШИЛ:

             Административные исковые требования Бурдюг Н.Н. – удовлетворить.

          Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 11 марта 2021 года № 5875/12.4-21, по заявлению Бурдюг Н.Н. от 10.02.2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

          Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Бурдюг Н.Н. от 10.02.2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

          Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Бурдюг Н.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

             Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

         Председательствующий:                                                              В.С.Гордевич

2а-221/2021 ~ М-194/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бурдюг Наталья Николаевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Администрация Кемского муниципального района
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2021Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
05.08.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
09.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.08.2021Дело оформлено
20.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее