Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1/2022 (12-50/2021;) от 26.10.2021

РЕШЕНИЕ

28 января 2022 года                                    г. Оха

Судья Охинского городского суда Сахалинской области Горощеня Т.А.,

с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - Черепанова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника Черепанова А.Д. на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Сахалинской области, директора государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» №16-АК\21 от 20 августа 2021 года ФИО2 которым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, привлечено юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Аури» (далее- ООО» Аури»), юр. адрес: Сахалинская область, Охинский район, с. Некрасовка, ул. Октябрьская, до.15, кв. 7, ИНН 6506007474, КПП 650601001, ОГРН 1026500887082,

установил:

вышеуказанным постановлением юридическое лицо ООО «Аури» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Выражая несогласие с указанным постановлением защитник ООО «Аури» по доверенности Черепанов А.Д. подал жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановление в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что государственный природный заказник регионального значения «Северный» простирается от береговой линии вглубь территории суши, а временные сооружения, установленные ООО «Аури», согласно пояснительной записке АО «ДВ АГП», расположены в приливно-отливной полосе между водной поверхностью Охотского моря и береговой линией, то есть вне границ природного Заказника. Кроме того, лесничим Охинского лесничества филиала – ГКУ «Сахалинские лесничества» ФИО4 в адрес ООО «Аури» было направлено требование 04УВ от 20 июля 2021 года об устранении нарушений природоохранного законодательства, согласно которого в срок до 30 сентября 2021 года необходимо убрать временные сооружения. Данное требование было исполнено, все какие-либо следы деятельности человека на данном участке устранены, а потому какой-либо вред экологии природному Заказнику и прилегающей к нему приливно-отливной полосе не нанесен.

В дополнениях к жалобе указывает, что при определении места совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не указан прибор, которым устанавливались координаты места правонарушения.

В судебное заседание законный представитель ООО «Аури» не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности, по доверенности Черепанов А.Д., участвующий в судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи, поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение защитника Черепанова А.Д. суд приходит к следующему.

Статья 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ.

Частью 2, 5, 10 статьи 2 указанного Федерального закона к охраняемым природным территориям относит государственные природные заказники, которые могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В силу статьи 23 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения, а также иметь различный профиль.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. (статья 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Постановлением администрации Сахалинской области от 30.03.2009 N 110-па утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Северный».

Согласно п. 1.5 - 1.7 указанного Положения заказник расположен на территории муниципального образования городской округ "Охинский" Сахалинской области на площади 122934 га в следующих границах: - южная: по южной границе кварталов 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287 Охинского участкового лесничества Охинского лесничества; - северо-восточная: побережье Охотского моря; - северо-западная: побережье Северного залива; - западная: побережье Сахалинского залива. Заказник расположен на землях лесного фонда в кварталах 1 - 287 Охинского участкового лесничества Охинского лесничества.

Основными задачами заказника в соответствии с разделом 2 Положения являются:

- поддержание целостности естественных природных сообществ;

- охрана мест гнездования, массового скопления и отдыха во время перелета водоплавающих и других перелетных птиц;

- сохранение и воспроизводство редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, и мест их обитания, таких как: орлан белоплечий, орлан-белохвост, сапсан, кречет, малый (тундровый) лебедь, черная кряква, большая, средняя и малая белая цапли, дикуша и другие;

- охрана исконной среды обитания северо-западной популяции дикого северного оленя;

- сохранение и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов зверей и птиц: бурого медведя, дикого северного оленя, выдры, соболя, американской норки, рябчика и других;

- охрана среды мест обитания и путей миграций ценных охотничьих зверей и птиц;

- охрана и сохранение в естественном состоянии лесных и тундровых ландшафтов.

В силу п. 3.1. Положения на всей территории Заказника запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам создания Заказника, причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, расположенным на территории Заказника, нарушающая экологический баланс территории, препятствующая сохранению, восстановлению природных комплексов и их компонентов, в том числе предоставление земельных участков под строительство постоянных или временных зданий и сооружений любого назначения, не связанных с функционированием Заказника (кроме случаев, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Положения).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что и.о. главного лесничего Охинского лесничества филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» издан приказ №10 от 19 февраля 2021 года «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) территории Охинского лесничества на 2021 год», согласно которому закреплено проведение указанным мероприятий не менее 3-х раз в каждом месяце.

Во исполнение указанного приказа лесничему Охинского лесничества – ГКУ «Сахалинские лесничества» ФИО4 дано плановое задание №019В от 09 июля 2021 года на патрулирование лесов Охинского лесничества.

09 июля 2021 года в 18 часов 55 минут в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на территории лесного фонда Охинского лесничества, обследования береговой линии биологического природного заказника регионального значения «Северный», выявлено, что в 1 км 162°ЮВ от устья реки Тумь на ручье Тихори в районе координат №54°11.403 Е142°24.277 в Охинском ч.1, Охинском лесничестве квартал 107, часть выдела 41, на площади 0,046га выявлено, что ООО «Аури» осуществляет добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании разрешения №652021011697. На участке, занятом ООО «Аури», располагается пять заводских палаток с пятнистым принтом коричневого цвета, два временных сооружения, на деревянный каркас (доски) натянут материал, используемый для билбордов, оборудованный пожарный щит, ГСМ хранится под навесом в 5 метрах от жилых палаток. Стан ООО «Аури» располагается в 15 метрах от уреза воды на песчаном берегу, между границей заказника и границей водного объекта отсутствует какая-либо территория. Территория заказника примыкает непосредственно к береговой линии (границе водного объекта), определяемой по линии максимального отлива, тем самым нарушен п. 3.1 Положения о Заказнике, о чем был составлен акт №01 УВ от 12 июля 2021 года, в ходе составления которого была проведена фотосъемка.

Согласно разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №652021011697, выданного Федеральным агентством по рыболовству, ООО «Аури» разрешена добыча (вылов) водных биологических ресурсов – кета, горбуша на побережье западного Сахалина (северо-западный Сахалин №65-06-43).

Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, на основании договора пользования рыбопромысловым участком для осуществления промышленного рыболовства №339/РУ/2019 предоставило ООО «Аури» рыболовный участок №65-06-43 в Западно-Сахалинской подзоне, Западном Сахалине, для осуществления промышленного рыболовства, с соблюдением требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водным законодательством.

Таким образом, согласно материалам дела об административном правонарушении, ООО «Аури» осуществляло промысловое рыболовство в квартале 107 Охинского лесничества, часть выдела 41, то есть в границах государственного Заказника, на что имело соответствующее разрешение, при этом разместило временные сооружения без надлежащих на то оснований, чем нарушило установленный режим и иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника регионального значения "Северный".

Довод защитника должностного лиц, привлеченного к административной ответственности о том, что временные сооружения были расположены в приливно-отливной полосе между водной поверхностью Охотского моря и береговой линией, то есть вне границ природного Заказника, суд находит несостоятельным ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 102 ЗК РФ, к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется названным Кодексом, а также Водным кодексом РФ.

На основании части 1, 2, 3, 4 и 4.1 статьи 5 ВК РФ, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты. Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) относятся к поверхностным водным объектам.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе, для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Вместе с тем временные сооружения ООО «Аури» были размещены в 15 метрах от уреза воды на песчаном берегу, где Общество осуществляло промышленную рыбопромысловую деятельность, что не оспаривалось.

Границы заказника "Северный" по северо-западу установлены в Постановлении Администрации области - по побережью Северного залива, тем самым спорный рыбопромысловый участок на суше граничит с заказником "Северный".

Поскольку границей заказника со стороны залива определено побережье, суд приходит к выводу о том, что между границей заказника и границей водного объекта отсутствует какая-либо территория. Территория заказника примыкает непосредственно к береговой линии (границе водного объекта), определяемой по линии максимального отлива.

Принимая во внимание, что территории заказника примыкает к береговой линии водного объекта, которая измеряется 20-тью метрами от линии максимального отлива, расположена в границах заказника, в связи с чем имеет ограничения в использовании, связанные с особым режимом территории, и не пригодна для деятельности, противоречащей целям и задачам создания заказника.

Таким образом, суд признает правильным вывод должностного лица о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, поскольку установлено, что вся береговая полоса относится к территории заказника, в связи с чем размещение ООО «Аури» временных сооружений на берегу природного заказника с целью ведения промышленного рыболовства является незаконным.

Доводы защитника со ссылкой на пояснительную записку АО «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие» в которой на анализе топографических материалов расположения в 2017 году временных сооружений рыбопромыслового стана в летнее время, сделано заключение о том, что временные сооружения расположены в приливно-отливной полосе между водной поверхностью Охотского моря и береговой линией, суд признает несостоятельными. Как следует из данной пояснительной записки целью работ в рамках заключенного ООО «Аури» с АО «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие» договора явилось определение места нахождения на местности рыбопромысловых участков и определение географических координат участков №65-06-43, 65-06-44, расположенных на полуострове Шмидта Охинского района Сахалинской области, определение границ «Побережья» в местах расположения рыболовецких станов. Работы выполнены в сентябре 2017 года. Заключение по результатам проведенных работ в рамках данного договора основано на анализе картографических и фотоматериалов с местоположением временных строений с использованием нормативно-технических документов и не охватывается анализом толкования понятий, содержащихся в нормативно-правовых актах.

Из протокола об административном правонарушении №16УВ от 06 августа 2021 года, а также из акта проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на территории Охинского лесничества №01УВ от 12 июля 2021 года усматривается, что правонарушение было выявлено в границах координат №54°11.403 Е142°24.277 в Охинском ч.1, Охинском лесничестве квартал 107, часть выдела 41. При этом в тексте протокола не содержится указаний на способ, которым были определены географические координаты места совершения административного правонарушения, на что указано в дополнениях к жалобе.

Довод защитника об отсутствии в протоколе об административном правонарушении указания на способ определения географических координат места совершения административного правонарушения не свидетельствует о существенном нарушении требований закона и не ставит под сомнение протокол об административном правонарушении как доказательства по делу. при производстве по делу об административном правонарушении место совершения административного правонарушения установлено и нашло свое отражение в процессуальных документах.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, законный представитель ООО «Аури» был заблаговременно уведомлен о дате, времени и месте его составления, однако при его составлении не присутствовал, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки должностному лицу представлено не было, в материалах дела не содержится, таковых не было представлено и при рассмотрении жалобы защитника.

Учитывая следует, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении ООО «Аури административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников нашло свое подтверждение.

Выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, основаны на правильном толковании норм материального права и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также на полном, всестороннем и объективном исследовании всех доказательств в их совокупности.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являющихся основанием для отмены постановления, не установлено.

Мера наказания, назначенная юридическому лицу ООО «Аури» является справедливой и соразмерной, определена в соответствии с требованиями ст.ст. 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является охрана и использование особо охраняемых природных территорий.

Сроки привлечения к административной ответственности на момент вынесения должностным лицом постановления не истекли.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Сахалинской области, директора государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» №16-АК\21 от 20 августа 2021 года ФИО2 о привлечении ООО «Аури» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, по доверенности Черепанова А.Д. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда путем подачи жалобы в Охинский городской суд Сахалинской области в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья-(подпись)

Копия верна: судья                                                           Т.А. Горощеня

12-1/2022 (12-50/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "РН-Сахалинморнефтегаз"
Другие
Красников Александр Сергеевич
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Горощеня Татьяна Александровна
Статьи

ст.8.6 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
27.10.2021Материалы переданы в производство судье
28.10.2021Истребованы материалы
29.11.2021Поступили истребованные материалы
02.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
01.03.2022Вступило в законную силу
01.03.2022Дело оформлено
30.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее