Дело № 2-1447/2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «01» июня 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области ФИО4,
истицы Ивановой Н.В.,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района ФИО5,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Н.В. к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ивановой Н.В. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Иванова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к указанной категории лиц, поскольку ее родители лишены родительских прав, однако, до настоящего времени не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением. Согласно п. 2 постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области от 18.02.2002г. № 95 за несовершеннолетней Ивановой Н.В. была сохранена жилая площадь в <адрес>. В период с 21.02.2002г. по 28.08.2004г. Иванова воспитывалась в ГОБОУ «ДДШ№», затем обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в Профессиональном училище № (в настоящее время ОГАПОУ «БТОПиС»). Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 06.11.2013г. отказ администрации Боровичского муниципального района в принятии Ивановой Н.В. на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении признан незаконным и Иванова Н.В. включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца старший помощник межрайонного прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные в ее интересах требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района ФИО5 против удовлетворения заявленных требований не возражала и иск прокурора поддержала.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО6 и представитель Департамента образования и молодежной политики Новгородской области против заявленных исковых требований возражений не представили, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).
Согласно части 1 статьи 11�����������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????��??????????�??????????????????????????????????????????????�???????????H?H?H???�??????�??????????�??????????�??????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������????????�?�? �?�???????¶?�?????????¶?�?????????¶??�?�?�?����������������������������������������������
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положений ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
Проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что Иванова Н.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО1 и отец ФИО7 были лишены родительских прав в августе ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 2 постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области от 18.02.2002г. № 95 за несовершеннолетней Ивановой Н.В. сохранена жилая площадь, <адрес>.
В период с 21.02.2002 г. по 28.08.2004 г. Иванова Н.В. воспитывалась в ГОБОУ «ДДШ№», затем обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в Профессиональном училище № (в настоящее время ОГАПОУ «БТОПиС»).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 06.11.2013 г. отказ администрации Боровичского муниципального района в принятии Ивановой Н.В. на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении признан незаконным, на Администрацию Боровичского муниципального района возложена обязанность принять Иванову Н.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 04.12.2013г. №1094 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», Иванова Н.В. включена в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, поскольку доля жилой площади, которая на нее приходится в закрепленной за нею квартире не соответствует учетной норме, установленной в Боровичском районе и она является нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, согласно постановлению администрации Боровичского муниципального района №1151 от 23.04.2014г., многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В постановлении указан срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений до 01.01.2018 г.
До настоящего времени Иванова Н.В., относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не обеспечена.
Иванова Н.В. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратилась к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты её законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке. Иванова Н.В., будучи сиротой, является представителем социально незащищенных слоев населения, не имеет возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту, в связи с чем, в соответствии с действующим федеральным законодательством Боровичский межрайонный прокурор вправе обратится в суд в защиту его нарушенных прав и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Ивановой Н.В. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить Ивановой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья: И.В. Котенко