Дело № 2-1447/2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «01» июня 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области ФИО4,
истицы Ивановой Н.В.,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района ФИО5,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Н.В. к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ивановой Н.В. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Иванова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к указанной категории лиц, поскольку ее родители лишены родительских прав, однако, до настоящего времени не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением. Согласно п. 2 постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области от 18.02.2002г. № 95 за несовершеннолетней Ивановой Н.В. была сохранена жилая площадь в <адрес>. В период с 21.02.2002г. по 28.08.2004г. Иванова воспитывалась в ГОБОУ «ДДШ№», затем обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в Профессиональном училище № (в настоящее время ОГАПОУ «БТОПиС»). Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 06.11.2013г. отказ администрации Боровичского муниципального района в принятии Ивановой Н.В. на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении признан незаконным и Иванова Н.В. включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца старший помощник межрайонного прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные в ее интересах требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района ФИО5 против удовлетворения заявленных требований не возражала и иск прокурора поддержала.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО6 и представитель Департамента образования и молодежной политики Новгородской области против заявленных исковых требований возражений не представили, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).
Согласно части 1 статьи 11�����������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????��??????????�??????????????????????????????????????????????�???????????H?H?H???�??????�??????????�??????????�??????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������????????�?�? �?�???????¶?�?????????¶?�?????????¶??�?�?�?����������������������������������������������
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положений ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
Проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что Иванова Н.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО1 и отец ФИО7 были лишены родительских прав в августе ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 2 постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области от 18.02.2002г. № 95 за несовершеннолетней Ивановой Н.В. сохранена жилая площадь, <адрес>.
В период с 21.02.2002 г. по 28.08.2004 г. Иванова Н.В. воспитывалась в ГОБОУ «ДДШ№», затем обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в Профессиональном училище № (в настоящее время ОГАПОУ «БТОПиС»).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 06.11.2013 г. отказ администрации Боровичского муниципального района в принятии Ивановой Н.В. на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении признан незаконным, на Администрацию Боровичского муниципального района возложена обязанность принять Иванову Н.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 04.12.2013г. №1094 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», Иванова Н.В. включена в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, поскольку доля жилой площади, которая на нее приходится в закрепленной за нею квартире не соответствует учетной норме, установленной в Боровичском районе и она является нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, согласно постановлению администрации Боровичского муниципального района №1151 от 23.04.2014г., многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В постановлении указан срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений до 01.01.2018 г.
До настоящего времени Иванова Н.В., относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не обеспечена.
Иванова Н.В. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратилась к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты её законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке. Иванова Н.В., будучи сиротой, является представителем социально незащищенных слоев населения, не имеет возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту, в связи с чем, в соответствии с действующим федеральным законодательством Боровичский межрайонный прокурор вправе обратится в суд в защиту его нарушенных прав и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░