Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-17/2021 (2-1-1027/2020;) ~ М-1-901/2020 от 30.09.2020

Мотивированное решение 10.03.2021

2-1-17/2021

№1-109/2014

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2021 года                            г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М., при секретаре Горбуновой Л.А., с участием

представителей истца Идамжаповой Т.С., Игнатова А.А.

представителя ответчика Кузнецова С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Облкоммунэнерго» к Ватолиной Н. Л. об освобождении территории охранных зон от сооружений

УСТАНОВИЛ:

АО «Облкоммунэнерго» обратилось в суд иском к Ватолиной Н.Л. в котором, с учетом уточнения заявленных тисковых требований просит обязать Ватолину Н.Л. освободить территорию охранной зоны воздушных линий ВЛ-10кВ ф. «Город-1» путем сноса металлического забора, качели, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014, по адресу: <адрес>. Возложить на Ватолину Н.Л. расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему принадлежит ВЛ-10кВ ф. «Город-1». Ответчику принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014, расположенный по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что на земельном участке ответчика под ВЛ-10кВ имеется детская площадка: качели, песочница. Кроме того, участок огорожен металлическим забором и при аварийной ситуации (падение провода 1о кВ) зона растекания поражения увеличивается на расстояние длины забора (провод упал на землю – 8 метров шаговое напряжение, провод упал на металлический забор – шаговое напряжение + длина всего забора, в связи с чем, радиус поражения людей увеличивается многократно. Ответчик за согласованием размещения сооружений в пределах охранной зоны ВЛ-10кВ ф. «Город 1» к АО «Облкоммунэнерго» не обращался. При этом для ответчика было очевидным, что сооружения возводятся именно в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства с грубым нарушением строительных норм и правил. Нахождение в охранной зоне спорных объектов препятствует безопасному и безаварийному функционированию объектов электросетевого хозяйства, которые как источники повышенной опасности создают угрозу жизни и здоровью граждан и иных тяжких последствий.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные исковые требования, обосновав их доводами изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, суду показал, что воздушная линия ВЛ над участком по <адрес> является продолжением воздушной линии над участком по <адрес>, закрепленной на опоре, расположенной рядом с жилым домом по <адрес>, что согласовано кака сетевой организацией, так и госэнергонадзором. Между участками по <адрес> и <адрес> нет забора и такое близкое расположение опоры ВЛ рядом с домом по <адрес> объективно независимо от воли ответчика предопределяет прохождение ВЛ и над земельным участком по <адрес>. При этом, если бы жилой дом, забор были построены с нарушениями, то сетевая организация акт разграничения балансовой эксплуатационной ответственности между своими сетями идущими от ВЛ и сетями абонента, идущими от жилого дома, с абонентом не подписала, а заставила его еще в 2005 году устранить «нарушения» в том числе убрать все ограждения, которые могли бы мешать эксплуатации ВЛ. В 2003 году представителем сетевой организации был согласован акт выбора земельного участка под размещение личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, при этом никаких ограничений (запретов) на использование этой территории (или хотя бы ее части) в Акте выбора земельного участка от 2003 года не указано. Полагал, что собственник земельного участка вправе в силу действующего законодательства огородить принадлежащий ему земельный участок. Кроме того указывал, на то, что доступ сетевой организации для обслуживания ВЛ предоставляется.

Третье лицо – ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Использование территорий, находящихся в зоне линий электропередач, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 160 от 24.02.2009 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Охранная зона устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, предусмотренном Положением к Правилам № 160.

В соответствии с п. 6 Правил № 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности ли ином законном основании.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 45 - 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 22.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об устранении нарушений права подлежит удовлетворению, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика нарушаются его право собственности или иное законное владение.

В силу статей 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать его по своему усмотрению в пределах определяемых его назначением, а также с учетом иных установленных публичных ограничений.

Согласно положениям ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

В силу требований статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, предоставление доказательств, их полнота и объем, необходимый для подтверждения соответствующих обстоятельств, является обязанностью стороны.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что здания и сооружения электросетевого хозяйства, в том числе ВЛ-10 кВ ф. «Город-1» являются муниципальной собственностью.

Из договора № 118 аренды объектов муниципального нежилого фонда городского округа Красноуфимск от 16.04.2018 года заключенного между ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» и ГУП СО «Облкоммунэнерго», следует, что на основании Положения «О порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью ГО Красноуфимск», утвержденного Решением Думы городского округа Красноуфимск от 12.10.2006 № 35/8, а также решения комиссии по аренде муниципального имущества от 14.04.2008 ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» предоставляет, а ГУП СО «Облкоммунэнерго» берет в срочное возмездное пользование объекты электрических сетей согласно перечня электросетевого имущества (Приложение № 2) являющегося неотъемлемой частью данного договора. Одновременно с передачей прав пользования Объектами ГУП СО «Облкоммунэнерго» передаются во временное пользование земельные участки, на которых расположены передаваемые объекты.

Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что АО «Облкоммунэнерго» является правопреемником ГУП СО «Облкомунэнерго» (ПАО «Облкоммунэнерго», ОАО «Облкоммунэнерго»).

Также согласно выписки из ЕГРЮЛ следует, что АО «Облкоммунэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.

Из представленных ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» документов следует, что действие договора № 118 аренды объектов муниципального нежилого фонда городского округа Красноуфимск от 16.04.2018 года сохраняется и в настоящее время.

Таким образом, истец – АО «Облкоммунэнерго» является сетевой организацией ответственной за эксплуатацию электросетевого хозяйства ГО Красноуфимск, в том числе ВЛ-10 кВ ф. «Город-1».

В соответствии с п. 3.4.4 и п. 3.4.5 договора № 118 аренды объектов муниципального нежилого фонда городского округа Красноуфимск от 16.04.2018 года АО «Облкоммунэнерго» обязано содержать Объекты в исправном техническом состоянии и содержать арендуемые объекты в соответствии с отраслевыми правилами и нормами, действующими в отношении данного вида деятельности АО «Облкоммунэнерго» и целевого назначения Объекта, а также принимать меры по ликвидации ситуации, ставящих под угрозу сохранность Объекта.

Также из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.12.2003 года по Договору аренды земельного участка №1-109/2014 от <дата> ФИО6 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014, площадью 910 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В последствии, по соглашениям о переходе прав и обязанностей от 05.05.2005 и 18.03.2019 права и обязанности Арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014, площадью 910 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> перешли к ФИО7 и Ватолиной Н.Л. соответственно.

Таким образом, в настоящий момент Ватолина Н.Л. обладает земельным участком с кадастровым номером №1-109/2014, площадью 910 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Из представленных в материалы дела документов (актов осмотра, заключений кадастрового инженера, схем и т.д.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером №1-109/2014, расположенном по адресу: <адрес> – расположен металлический забор, закрепленный по границе, установленной в соответствии с требованиями законодательства, а также имеется деревянная качель. В границах земельного участка проходит воздушная ЛЭП, опора ЛЭП расположена на земельном участке, по адресу: <адрес>, также принадлежащем Ватолиной Н.Л.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что линии электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-1» ф. «Город-2» были введены в 1984 и 1961 годах, то есть намного ранее формирования земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014. Следовательно, на основании ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю в виде охранных зон сохранились и при переходе прав на землю к Ватолиной Н.Л.

Таким образом, в момент возникновения прав ответчика на земельный участок уже существовали ограничения использования территории земельного участка.

Согласно п. 5 действующих в настоящее время Правил № 160 от 24.02.2009 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении при напряжении электроустановки от 1 до 20 кВ на расстоянии 10 метров (5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

В соответствии с п.п. «а» п. 10 Правил № 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Порядок получения письменного решения о согласовании установлен п. 12 Правил № 160.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное согласование строительства, а также реконструкции объектов недвижимости на земельном участке, расположенном в пределах зоны размещения линии электропередачи, создающей особые условия использования земельного участка.

При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

Факт нахождения в охранной зоне ВЛ-10 кВ деревянной качели и металлического забора ответчика, подтвержден исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

Никаких согласований с электросетевой организацией на производство строительных работ (возведение забора) в охранной зоне воздушной линии электропередач Ватолиной Н.Л. не представлено.

Нахождение деревянной качели и металлического забора в охранной зоне противоречит Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, создает угрозу жизни и здоровью ВАтолиной Н.Л., членов ее семьи и других граждан.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 № 1915-О указано на то, что возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон, которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических, тепловых сетей, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, и газопроводов, то есть установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности указанных объектов при их эксплуатации, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах суд полагает подлежащим удовлетворению заявленные АО «Облкоммунэнерго» требования об освобождении территории охранной зоны воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-1» путем удаления из охранной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> деревянной качели и металлического забора.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу названной нормы, с учетом требований разумности суд считает, что необходимо установить срок для исполнения решения до 01.10.2021 года.

В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, то в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования акционерного общества «Облкоммунэнерго» удовлетворить.

Обязать Ватолину Н. Л. в срок до 01.10.2021 года освободить территорию охранной зоны воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-1» путем удаления из охранной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> деревянной качели и металлического забора.

Взыскать с Ватолиной Н. Л. в пользу акционерного общества «Облкоммунэнерго» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий              С.М.Байдин

2-1-17/2021 (2-1-1027/2020;) ~ М-1-901/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Облкоммунэнерго"
Ответчики
Ватолина Наталья Леонидовна
Другие
Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом "Управление му ниципальным имущестовм городского округа Красноуфимск"
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Байдин Сергей Михайлович
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
30.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.11.2020Предварительное судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021Дело оформлено
20.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.10.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее